search
main
0

Хитрая рыбка. Ни одного занятия без игры

Проработав четверть века в должности учителя-логопеда, наблюдаю такую неблагоприятную картину: число детей с недоразвитием речи увеличивается с каждым годом.В этой ситуации чаще обращаюсь к инновационным технологиям обучения школьников, а также провожу игры на логопедических занятиях.

Организуя игру, важно стимулировать детское внимание, интерес, чтобы ученик получал удовольствие не только от самой игры, но и от взаимодействия с другими детьми и взаимопонимания с педагогом.Особенно хорошо это видно на примере детей, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере и поведенческие расстройства. Такие ученики в первую очередь нуждаются в индивидуально ориентированном подходе. Для них игра – один из факторов самосознания и самоутверждения.А для педагога игра – это инструмент для стимуляции развития детей, психокоррекции и воспитания правильной речи. Не случайно существует арт-терапия – лечение игрой. Моим девизом стало: «Ни одного занятия без игры». Игры, собранные в статье, разработаны мною и проводятся в 1-4-х классах с учетом возраста и подготовки учащихся.Первый цикл игр имеет многоцелевой характер: обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия, внимания, памяти (иконической, вербальной, слуховой и др.). Кроме того, даются задания на закрепление грамматического материала и т. д.Игра «Сложи слова» предупреждает дислексию и дисграфию. Детям раздаются пластмассовые пластинки, разделенные на 8 полостей. В них вставлены выдвижные полоски бумаги с буквами алфавита вразброс.Детям предлагается найти буквы и сложить их вначале в слоги, затем в слова, которые диктует учитель. Выигрывает тот, кто быстрее других и правильно составит слова (количество слов определяет учитель). Игра «Гимнастика ума» способствует развитию визуального внимания и логического мышления. Кроме того, игра имеет конкретные цели: развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса, дифференциация парных согласных (Б-П).Оборудование: 5 разноцветных бумажных полосок с напечатанным текстом (предложения логически не связаны между собой). На первой полоске предложение составлено логически правильно:В печке выпечен батон,А в петлицу вдет бутон,Молоко течет в бидон,По земле ползет питон,А на стройке есть бетон.На второй полоске последние слова переставлены:В печке выпечен бутон,А в петлицу вдет бидон,Молоко течет в бетон,По земле ползет батон,А на стройке есть питон.На третьей, четвертой и пятой полосках такая же абракадабра.Ход игры: учитель держит полоски веером, цветной стороной к детям. Им предлагается выбрать понравившуюся полоску. Затем ребята должны внимательно прочитать предложения и исправить ошибки, то есть расставить последние слова в нужном порядке. Выигрывает тот, кто первый справится с заданием. Детям очень нравится эта игра, они считают ее самой интересной и веселой.Игра «Найди и сложи»Цели: обогащение словарного запаса, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.Оборудование: картинки (24 шт.) с изображениями (фрагментами предметов) солнца, колоска, короны, рыбы и др. На каждой картинке – по четыре половинки (фрагмента). Играют  3-4 ученика.Ход игры: детям раздаются  6 или 8 картинок в зависимости от количества играющих, предлагается найти половинки и сложить из них целый рисунок. Дополнительно дается задание по закреплению знаний учащихся. Темы: «Непроизносимые согласные», «Безударные гласные, проверяемые ударением», «Словарные слова» и т. д. Выигрывает тот, кто быстрее соединит как можно больше фрагментов и правильно ответит на вопросы учителя. Игра «Пятый лишний»Цели: обогащение словарного запаса, развитие зрительного восприятия, внимания и памяти.Оборудование: полоски плотной бумаги, на которых вертикально расположены 5 букв с рисунками, причем 2 из них одинаковые. Играют от 3 до 5 учеников.Ход игры: детям раздаются полоски, по одной каждому, предлагается внимательно рассмотреть рисунки, отыскать одинаковые и назвать 5-й лишний.Например: на полоске изображены буква «М» и рисунок «мишка», «Н» – носорог, «О» – ослик, «П» – петух и опять «О» – ослик. Буква «О» и рисунок «ослик» повторяются. На другой полоске изображены буква «З» и рисунок «заяц», «И» – индюк, опять «И» – индюк, «К» – кот и «Л» – лиса. Здесь одинаковые картинки расположены рядом. Их можно предлагать учащимся с неустойчивым вниманием и педагогически запущенным.   Данную игру можно использовать для закрепления знаний учащихся по темам «Слог», «Деление слов на слоги», «Звуко-буквенный анализ слов». Выигрывает тот, кто быстрее всех отыщет 5-й лишний рисунок и правильно ответит на вопрос учителя по теме. Игра «Поймай рыбку»Используется для закрепления тем «Дифференциация гласных и согласных», «Парные согласные», «Звонкие и глухие согласные» и др.Оборудование: готовятся небольшие квадратики, на них пишутся фломастерами буквы (гласные – красные, согласные звонкие – зеленые, согласные глухие – коричневые). Квадратики прокалываются в уголках иголкой с ниткой, которая закрепляется в квадратике и остается в виде хвостика до 10 см. Это и есть рыбка. Пруд – любая емкость. Все рыбки – квадратики с буквами опускаются в пруд, а их хвостики-ниточки выпускаются наружу. Возьмем тему «Парные согласные». Перед началом игры ученики перечисляют согласные звуки и буквы, указывают звонкие и глухие. Затем детям раздаются пруды с рыбками, и предлагается поймать рыбку, то есть вытащить из пруда квадратик за ниточку.Ученик, вытащив рыбку, называет звонкую или глухую согласную. Выигрывает тот, кто правильно называет свои согласные – рыбки.Можно награждать детей: за правильные ответы – 1-е место, за 1-2 ошибки – 2-е место, за 3 и более ошибок – 3-е место.Введение элементов соревнования особенно активизирует творческую инициативу, вызывает у детей интерес к игре.Игра «Угадай»Цели: обогащение словарного запаса, развитие иконического восприятия, внимания и памяти.Оборудование: деревянные квадратики с изображениями букв алфавита и рисунков к ним: «А» – арбуз, «Б» – боровик, «В» – вишня, «Г» – груша и т. д. Играют от 3 до 5 учащихся.Ход игры: учащимся раздаются квадратики – от 6 до 10 в зависимости от количества играющих, и предлагается запомнить место каждой буквы с рисунком (квадратики разложены в ряд не по алфавиту). Затем дети отворачиваются, а учитель меняет местами два соседних квадратика. Ученики, повернувшись, должны возвратить квадратики на свои места в течение 10 секунд. Выигрывает тот, кто правильно и вовремя выполнит задание.Возможен вариант, когда роль учителя выполняет ведущий из числа играющих. Можно усложнять задания: менять местами от 3 до 10 квадратиков, увеличивать количество до 30. В процессе игры дети меняются ролями: желательно в качестве поощрения назначать ведущим выигравшего. Целесообразно проводить игру в каждой группе не более трех раз. Следует учесть, что ученики могут хитрить – раскладывать буквы в алфавитном порядке. В таком случае легко найти места квадратиков. Это своего рода подсказка для тех, кто хорошо знает алфавит. В то же время детям, соматически ослабленным, неподготовленным,  имеющим плохую иконическую память, буквы, расположенные в алфавитном порядке, помогут быстрее запомнить алфавит. В моей практике были случаи, когда у учеников 1-3-х классов, систематически участвующих в этой игре, повышалась грамотность и улучшалась память. ​Надежда РОЛЬБИНА, учитель-логопед средней школы №1143, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте