Довольно часто приходится слышать, как те или иные проекты в образовании называют катализаторами реформ. Химическая аналогия рядовому гражданину должна быть вполне понятной, мол, раньше все шло как-то медленно, со скрипом, но вот в систему ввели катализатор, и скорость реакции стремительно возросла. Но стоит копнуть глубже, выяснится, что все гораздо интереснее, чем кажется…
Начнем с того, что если уж мы решили использовать заимствованные из химии аналогии, то следует вспомнить главное: катализатор – это вещество, которое ускоряет как прямую, так и обратную реакцию, то есть ускоряет наступление химического равновесия, когда количество образовавшихся веществ равно количеству разрушаемых веществ. А это значит, что любой катализатор в образовании будет выполнять роль того самого вещества, которое поможет нам гораздо быстрее прийти к состоянию равновесия, когда сила воздействия сравняется с силой противодействия.
Но разве нам это нужно? Нет, нам важно сместить равновесие в нужную сторону, сделать так, чтобы система работала только в одном направлении, производя кадры, идеи, инновации. А чтобы сместить равновесие, достаточно вспомнить принцип Ле Шателье и в зависимости от особенностей протекания реакции изменить либо температуру, либо давление или удалить из системы вещества, которые образуются в ходе реакции.
А теперь спроецируем все это еще раз на систему образования. Допустим, перед ней поставлена задача подготовить высококвалифицированные кадры, которые бы смогли вывести нашу страну в число мировых лидеров. С задачей этой система обязательно справится, но опять же в зависимости от количества и качества выпускников потребуется либо повысить давление на нее, либо, наоборот, снизить, либо подогреть ее хорошенько, либо охладить. При этом, повторюсь, наличие катализатора ничуть не увеличит количество продуктов реакции, а всего лишь ускорит время наступления равновесия, когда в стране будет ровно столько кадров, сколько ей нужно.
Идем дальше. Как мы сказали, чтобы изменить направление реакции, можно изъять одно из веществ из системы. Если на выходе мы получаем те самые кадры, готовые развивать науку, культуру и экономику, но в стране они совершенно не востребованы, они либо снова возвращаются в систему, чтобы разрушиться и начать получать еще какое-нибудь образование, либо уезжают из страны. Во втором случае система начинает работать на удовлетворение не внутренних, а внешних потребностей, но она все-таки продолжает работать! Это значит, что отток мозгов, о котором в последние десятилетия столько говорят, как ни странно, является для системы спасением, поскольку в противном случае нам пришлось бы сильно уменьшить количество школ и вузов, поскольку, как считают некоторые политики, России не нужно столько высокообразованных граждан. Ну или создать для них много новых рабочих мест, что тоже вариант смещения равновесия.
Что же в итоге? Как вы видите, химия реформ – наука весьма занятная. Конечно, на самом деле тут все куда сложнее, чем я описал. Тем не менее, когда мы используем те или иные термины, не стоит забывать: иногда за ними стоит гораздо больше, чем просто красивое слово или словосочетание.
И еще. Помимо катализаторов есть еще и ингибиторы, то есть вещества, замедляющие наступление химического равновесия. Но это тоже своего рода катализаторы, только со знаком минус…
Комментарии