Три составляющих любви – к детям, предмету и к жизни – помогли Оксане Александровне МАЛЁВАННОЙ стать учителем года-2020 Приамурья.
Оксана Александровна Малёванная, учитель биологии и химии благовещенской гимназии №25, как и каждый думающий человек, в детстве мечтала приносить пользу миру, надеясь, что ее жизнь будет интересной и насыщенной событиями. И теперь, через 23 года после окончания естественно-географического факультета Благовещенского педагогического университета, уверенно говорит:
– Моя жизнь – моя профессия. И она точно интересна, насыщенна, полезна. Да, профессия педагога нелегкая, особенно сейчас, когда мир перешел в режим интерактивности, когда все время не хватает времени, потому что много задач, а социальная обстановка сложная, когда ты живешь в небольшом городе, где невозможно разделить работу и личную жизнь. Но я всегда ощущаю свою нужность, мне не бывает скучно, я постоянно в тонусе.
Оксана Александровна считает, что ей несказанно повезло с предметами: химия и биология – естественные дисциплины, а значит, постоянное познание, ежедневные открытия даже в повседневной жизни. И сколько кругом еще непознанного! Она не только преподает эти интересные и многогранные предметы, но и все время учится вместе со своими учениками.
– Биология и химия – самые важные сейчас науки для человечества, – говорит педагог. – Это сокровищницы знаний, которые дают учителю широкие возможности – можно находить и давать ребятам занимательную информацию, ставить множество разнообразных опытов, вместе отгадывать научные загадки, на которые пока нет однозначного ответа.
Невозможно жить без знания химии и биологии, уверена Оксана Александровна. Тем более что в Амурской области активно развивается химическая промышленность, добыча и обработка полезных ископаемых. Так что эти предметы – основа большинства профессий. Но чтобы заинтересовать детей, мало объяснить им, что биология – наука о жизни, а мир вокруг сложен из химических реакций.
– Дети заинтересовываются тогда, когда понимают, зачем им это нужно, – объясняет Оксана Александровна. – «Посмотрите вокруг себя, – говорю я ребятам. – Какие лекарства пьете?
Чем моете пол или стираете белье? Почему нельзя добавлять много уксуса при приготовлении пищи? Какая кислота лучше удалит ржавчину с вашей ванны? Почему сыры лучше не запивать кислотосодержащими напитками?» Обязательно провожу параллель между теорией и практикой. Стараюсь делать так, чтобы каждый урок был не только высоконаучным, но и практико-ориентированным. Даешь вещество в руки – и все, детям сразу хочется смешать, посмотреть, понять, как и почему происходит реакция. Спрашиваю их: достаточно ли нам посмотреть видео или будем ставить опыты? И, несмотря на то что сейчас говорят про клиповое мышление, про чрезмерное увлечение Интернетом, им хочется практики – они пытаются дойти до сути. Лабораторные и практические работы очень способствуют привитию интереса к предмету, а в биологии и химии их очень много. При систематичности выполнения заданий на практике отлично заметен рост – школьники не боятся веществ, умеют грамотно с ними работать, не теряются в формулировках заданий. Кроме этого, именно совместная работа на практических и лабораторных занятиях лучше всего способствует коммуникации.
Недавно в 10‑м классе изучали… лук. Сначала было много негативных эмоций у девушек, но очень скоро все забыли и про запах, и про то, что звонок с урока уже прозвенел. Оксана Александровна вместе с ребятами создают «фараонову змею», которой еще алхимики поражали воображение простого люда: маленькая таблетка на глазах детей превращается в ползущую по столу десятисантиметровую змею. Они вместе устраивают бури в стаканах, танцы бабочек, извержения вулканов на столе и фонтаны в банке, позволяя детям чувствовать себя чуть-чуть волшебниками. Наверное, поэтому они считают химию легким предметом.
– Практически на каждый урок самостоятельно готовлю презентации, в которых обязательно вставляю что-нибудь интересное, – рассказывает учитель. – В презентациях стараюсь подбирать интересные картинки, дополнительную информацию, часто объясняя общебиологические понятия, беру примеры, связанные с человеком. Привожу им загадки из жизни, которые разгадываются просто, если знать предмет, вспоминаю рекорды Книги Гиннесса, вместе задумываемся над необычными фактами и явлениями. Когда на уроке работают сразу несколько органов чувств, запоминание проходит более успешно.
Оксана Александровна старается, чтобы ее ученики излагали мысли в научном стиле – еще после первого ее урока на практике наставник сделал молодой учительнице замечание о важности научного языка. Сам урок остался в тумане, а замечание стало нормой жизни. Ее ученики четко знают, что жиры – это не то, на чем жарят картошку, а сложные эфиры глицерина и жирных кислот, что Дюма-метод мало имеет отношения к литературе – это способ определения содержания азота в органических соединениях. Впрочем, литература на химии и биологии тоже очень нужна. Говоря о селекции, одна из учениц рассказала, что прочла книгу Владимира Дудинцева «Белые одежды», где хорошо описано, с чего начинались биологические исследования в эпоху СССР. Оксана Александровна пошла в библиотеку и тоже изучила книгу – теперь ей это пригождается на уроках.
– Химия с биологией тем и хороши, что они неразрывно связаны с другими науками – физикой, математикой, экологией, – говорит педагог. – Важны знания по множеству предметов, поэтому приходится неустанно развивать собственный кругозор и подталкивать к этому ребят. Нобелевский лауреат Лайнус Полинг говорил, что химики – это те, кто на самом деле знает, как устроен мир.
Без истории на уроках Оксаны Александровны тоже не обойтись. Ее ученики узнают, что во время Великой Отечественной войны не менее 120 тысяч тонн химического оружия затоплено в неустановленных местах Атлантического океана и западной части пролива Ла-Манш, а 25 тысяч тонн как минимум вывезены в СССР. Более чем за 70 лет контейнеры проржавели, и в любое время может произойти утечка ядов, что грозит глобальной экологической катастрофой. И не просто знают – экология тоже стала их заботой, потому что педагогическое кредо Оксаны Александровны: «добро нести, добру учить, добиваться цели через трудности, служить истине». У благовещенской гимназии №25 большой двор, где растет множество растений, в том числе краснокнижных – только видов деревьев шестьдесят. В этом большая заслуга учеников Малёванной – ребята не только облагораживают территорию, но и делают это с научным подходом, разрабатывая собственные проекты клумб, цветников, альпийских горок. И пусть это выполняли до них другие ученики, для каждого ребенка такая работа – собственное открытие. Темы проектов, по словам Оксаны Александровны, подсказывает сама жизнь: школьный двор, городской сад «Дружба», молоко из магазина или мед с рынка, вторичная переработка вещей… Впрочем, жизнь подсказывает только после того, как Оксана Александровна сделает из этой подсказки проблемную ситуацию на уроке, ведь химия и биология дают широкий простор для исследовательской деятельности. Результатами проектов становятся также презентации, брошюры, лекции, классные часы и уроки, которые проводят сами дети.
– Мне нравится, что я преподаю два предмета, – говорит педагог. – Они взаимообмениваются, помогая детям глубже понимать суть явлений. Кроме того, в нашей гимназии стали традиционными метапредметные дни, когда все уроки от литературы до математики связаны одной темой: наука, экология, медицина. Это очень помогает школьникам расширять кругозор. Например, у нас была тема «Коронавирус». Рассматривали, по каким законам биологии существует вирус, как химически объясняются его мутации, какие эпидемии случались в исторической перспективе, как о них рассказывали писатели. Поговорили о том, как разрабатываются прививки: если прежде на это уходили десятилетия, то сейчас, с новыми технологиями, это занимает месяцы. Я надеюсь, что такая тема не только поможет принять решение и детям, и их родителям, ведь они говорят об этом дома, но и сделала их более уверенными в очень непростой нынешней ситуации.
Больше всего ученикам Оксаны Александровны нравятся уроки типа командных игр. Они, конечно, несколько шумные, как она говорит, но позволяют и закрепить материал, и узнать интересное, и улучшить сплоченность класса. В младших классах использует лэпбук, или «книгу на коленях», которая позволяет не только проверить знания, но и развивать коммуникативные навыки, умения работать в команде и составлять вопросы.
– С лэпбуком начала работать недавно, – объясняет педагог. – Составляю текст, в который наряду с основной информацией включаю развивающую, например, как использовали растения наши предки, как помогал лес во время войны, где биологические знания нужны в повседневной жизни, откуда произошли названия наук и отдельных живых организмов.
По этому тексту ребята выполняют задания – отвечают на вопросы, составляют свои, продолжают схему, находят логику, рисуют или приклеивают подобные картинки. Сама работа не нова для школьников, им нравится нетрадиционный подход – лэпбуки пока мало используются. Работа с нетрадиционным теоретическим текстом для учеников более интересна, кроме того, в нем легче найти основу вопроса. Стараюсь, чтобы у них развивались логика, память, внимание. Умение составлять вопросы очень важно для обучения. Приятно наблюдать, когда ученики распределяют обязанности – это развивает навыки планирования. За один урок один лэпбук успевает побывать у двух групп одного класса. А потом переходит к следующему классу.
Нагрузка у Оксаны Александровны большая – 35 часов, но она успевает вести кружок «Химия вокруг нас», разработала вместе с коллегами курс «Химия + физика» для пятиклассников, которые занимаются в городском научном обществе «Эрудит». И еще она многодетная мама, выбравшая такую роль вполне сознательно – ей хотелось, чтобы у ее детей было больше любимых людей. Потому что главная химия в ее жизни – любовь.
– Разве можно вложить в ребенка знание, если ты его не любишь? – удивляется Оксана Александровна. – Без любви у тебя на это не хватит терпения. В каждом я вижу личность со своим маршрутом достижения успеха. Чтобы построить этот маршрут четче, нужны особые отношения между учеником и педагогом – доверие, открытость, взаимопонимание.
Обязательно вначале надо помочь ребенку поверить в свои силы, сделать так, чтобы он не боялся ошибок, верил в свой успех. А потом он и сам начнет стремиться к знаниям, захочет самосовершенствоваться и самообразовываться, тем более если его успех ценен и для учителя, и для окружающих. К тому же ребенку часто не хватает внимания в семье, и только учитель может помочь ему открыть себя. Мне хочется, чтобы дети не просто с моей помощью познавали науки, но и становились счастливее.
Впрочем, только любви к детям, для того чтобы быть учителем, по мнению Оксаны Александровны Малеванной, мало. Нужно еще любить свой предмет и… жизнь.
– Невозможно с постным лицом рассказывать о химических реакциях или о существовании белковых тел. Мне никогда не бывает скучно на уроках, и дети это чувствуют. Учитель может и должен делиться с детьми энергией, оптимизмом, юмором – любовь к жизни ускоряет мыслительные процессы, помогает не застревать в проблемах и верить в лучшее. Я улыбаюсь им, они отвечают тем же, и мы вместе становимся счастливее. И это счастье познания! Никакое дистанционное обучение, никакие машины не смогут заменить общения между учеником и учителем, ведь любовь во всех ее проявлениях доступна только человеку.
И хотя для своих детей всегда не хватает времени, они, конечно, не случайно двигаются вслед за мамой: старшая дочь Оксаны Александровны стала педагогом, средний сын мечтает о медицине, младший пока не строит грандиозных планов, зато много читает. Примерно треть учеников Малеванной выбирают профессии, так или иначе связанные с естественными науками. Впрочем, кем бы ни были ее дети, они научились главному – ценить жизнь и все живое на Земле.
Наталья ЯКОВЛЕВА, Благовещенск
Комментарии