Иначе я буду играть в морской бой
Раздумывая над вопросом журналистов “Каким способом можно привлечь внимание ученика к самой скучной теме урока?”, финалисты конкурса “Учитель года России-98” отвечали по-разному. Скучные темы есть, но не должно быть скучных уроков – в этом они были едины. А что для этого нужно? Может быть, простоять сорок минут на столе, как это сделал учитель физики Сергей Мартынов, проводя урок-импровизацию на тему “Относительность движения”. Или (поближе к обеду) объявить лозунг “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”, а потом разделить класс на три группы: гурманы, сыроеды и вегетарианцы и “столкнуть их лбами” в дискуссии о вкусной и здоровой пище – так провела свой урок биологии Татьяна Николаевна Зуйкина. Впрочем, есть и другие способы…
Итак, конкурс “Учитель года России-98”. В номинации естественно-научных дисциплин почетное звание “Учитель года” оспаривали 13 участников.
Урок органической химии. “Взаимное влияние атомов в молекуле” -тема, записав которую можно спокойно сорок минут покемарить. Но не тут-то было. Вдруг зазвучал Шопен, но не в оркестровой обработке, а в стиле “техно”, причем в достаточно жестком ритме. К чему? Просто так, Елена Элькинд продемонстрировала качественно новую форму, которую приобретает любое явление, в данном случае – мелодия, вступая во взаимодействие с другим явлением – аранжировкой. То же самое происходит и с атомами. Аналогия ясна?
Выражаясь любимым термином методистов, межпредметные связи на уроке были показаны во всем их разнообразии: музыка, биология, история. А еще – физика! Во время своего стремительного перемещения по классу и дискуссии с учениками Елена Григорьевна вдруг обратилась к аудитории за помощью: нужно было крутить ручку электростатической машины.
– Мальчики, дорогие, мне нужен самый мужественный и сильный из вас!
Самым мужественным и сильным оказался кудрявый парнишка с первой парты. Вставая, он произнес: “Вы мне льстите”, на что получил достойный ответ: “Так положено на открытом уроке”. Дмитрий, как потом выяснилось, и впрямь был “первым парнем на деревне” и вел практически все школьные концерты и вечера в качестве конферансье. Он отважно вращал диск адской машинки, пока не был достигнут нужный эффект. Учитель комментировала:
– К сожалению, химия – такая наука, в которой трудно что-либо показать. Пришлось обратиться к физике и на примере опыта, изображающего затухание индукционного эффекта, провести аналогию со смещением межатомных связей в молекуле муравьиной кислоты…
Создавалось впечатление, что перед жюри разыгрывалось прекрасно отрепетированное представление. Конечно же, это не так. Учитель видела своих учеников первый раз в жизни, но, увлекшись своим предметом, она забыла и про волнение, и про жюри, а дети, воодушевленные этим, работали, что называется, на уровне интуиции. Иначе я не могу объяснить того единения между учителем и учениками, которое царило на уроке.
Потом были пробирки, кислоты, формулы – все, как положено на уроке химии. А в конце – аплодисменты. Кто-то из жюри признался, что, если бы у него была такая учительница, он бы, вероятно, понял химию.
…Помните “Золотой теленок” Ильфа и Петрова. Там один географ не нашел на карте Берингова пролива и сошел с ума, бедняга. На мой взгляд, география – это единственный предмет, дающий практически безграничные возможности для самовыражения. Разнообразие нашей планеты не может не воодушевить даже самого скучного человека. Дебри Амазонки, айсберги Антарктиды, глубочайшая Марианская впадина, таинственный Бермудский треугольник…
Если мне удалось блеснуть сейчас знаниями географии, то в этом заслуга не сегодняшних конкурсантов, а старенькой учительницы Ирины Никаноровны, которая вела у нас географию материков. Кто-то говорил, что она преподавала еще до революции. Тем не менее своими рассказами она уводила нас в джунгли Африки и оставляла там на 45 минут. В лесу, среди пальм, обезьян, карликовых бегемотов и лиан.
Как бы я хотел испытать такое же ощущение во время конкурса! Но, увы. Цитировали де Сент-Экзюпери, Тютчева, но так никто и не вспомнил слова самой романтической песни шестидесятых, которая вполне могла бы стать географическим гимном:
Счастлив, кому знакомо
Щемящее чувство дороги.
Ветер рвет горизонты
И приближает рассвет…
– Тема сегодняшнего урока – наркомания, – с улыбкой объявила Татьяна Николаевна Скачкова – учитель биологии из Костромы. Пока детишки записывали план урока, пунктами которого были: наркотические вещества; биологические аспекты наркотической зависимости и т.д., с телевизионного экрана демонстрировались “страшульки”, специально подобранные из рекламных роликов “без наркотиков”. Дети весь урок трудились над заполнением пустых страниц книги, которая, очевидно, останется в назидание потомкам и будет содержать веские доводы о вреде наркомании.
Справедливости ради нужно заметить, что больше никто из биологов к этой острой проблеме не обращался: обошлись членистоногими и беспозвоночными. Впрочем, Татьяна Николаевна Зуйкина из города Чайковского посвятила свой урок строению и функциям головного мозга.
…А тем временем предметное жюри ломало голову над тем, кто же выйдет во второй тур. Члены жюри сокрушались, что перед ними очень трудная задача. Не думаю, что они набивали себе цену: выбор сделать было действительно нелегко. Тем не менее 8 октября стали известны 15 финалистов, среди которых – наши знакомые: Светлана Астанина, Елена Элькинд и Татьяна Зуйкина. С импровизациями второго тура они справились блестяще. И конкурсная газета “Пеликан-дейли” была близка к истине, пророча победу очаровательной учительнице химии – она удостоилась звания лауреата в номинации “Свобода и демократические ценности в образовании”.
Дмитрий ЕГОРОВ
Комментарии