search
Топ 10

Химия

Попытка – не пытка!

Сборник задач

Для тех, кто всерьез занимается химией, издательство “Просвещение” подготовило и выпустило в свет книгу “Всероссийская химическая олимпиада школьников”, авторы Оржевский П.А. и др.

то сборник наиболее оригинальных и интересных задач разного уровня сложности, которые за последние годы давались на областном, зональном и республиканском этапах Всероссийской олимпиады школьников. Условия задач подразделены в соответствии с основными темами курса химии средней школы. К задачам даются методические рекомендации и подробные решения.

Книга адресована учителям и учащимся, углубленно изучающим химию, а также тем, кто готовится поступать в вузы химического профиля.

Пример задачи и рекомендации ее решения из сборника “Всероссийская химическая олимпиада школьников”.

Задача. Предложите варианты пространственных структур молекул и ионов состава АХ3 и АХ4. Известно, что связь А-Х полярна. Какие из структур соответствуют полярным молекулам, а какие – неполярным? Приведите примеры молекул и ионов для этих типов структур.

Рекомендация.Постройте модели молекул. В виде пластилиновых шариков сделайте модели атомов. В качестве моделей химических связей используйте обычные спички. Соберите модели молекул для случаев, если центральный атом А не имеет свободных электронных пар, имеет одну или две свободные неподеленные пары. Неподеленные пары можно обозначить спичками. Имейте в виду: в молекулах атомы и электронные пары стремятся иметь между собой наибольшие углы.

Изобразительное искусство

Гризайль и силуэт

Рабочая тетрадь

который раз открываю рабочую тетрадь “Азбука искусств” с чувством благодарности автору, художнику и издательству гимназии “Открытый мир”. Наконец-то появилось издание-помощник и для учителя, и для ученика. Оно расширяет кругозор ребят, развивает их практические навыки в рисовании и облегчает педагогу подбор материала к уроку.

Ценно, на мой взгляд, и то, что тетрадь как мини-энциклопедия особенно доступна в классах развивающего обучения. Ученику не нужно механически заучивать тот или иной термин. Можно запомнить его, порисовав простым карандашом или акварельными красками.

Виды заданий “Азбуки искусств” соответствуют программе по изобразительному искусству. В то же время они конкретно не ориентированы ни на одну из программ по изобразительному искусству для общеобразовательных школ, и учитель изо может свободно варьировать заданиями “Азбуки искусств” и в авторской программе тоже.

Находкой является и то, что она помогает осуществить межпредметные связи. Ребенок должен красивым шрифтом вписать в рамочку слово, о котором шла речь на уроке, и запомнить его грамотное написание.

“Азбука искусств” хорошо оформлена. Это удачный пример эстетики и аккуратности письма для школьников.

И все-таки эта замечательная книжка не избежала некоторых неточностей. Затянутым кажется обьяснение слова “акварель”. Целесообразнее было бы расширить палитру художественных материалов типа гуашь, цветные мелки, уголь и дать изображение одного и того же сюжета в разной технике исполнения. Техника работы гризайль предусматривает любой темный цвет, а не серый, так как эта деталь сбивает детей с толку в поисках серого цвета (при профессиональном обучении живописи от серого цвета как такового стараются избавиться). Почему не светлым, дети должны догадаться по окончании обьяснения, для сравнения можно дать понятие “силуэт”, а также предложить определить сходство и различие “гризайль” и “силуэт” на примере изображения разных пород деревьев.

Было бы здорово дополнить тетрадь понятиями слов типа анималист, баталист, маринист, пейзаж. Это слова, с которыми дети часто встречаются в заданиях, но не всегда могут обьяснить.

Многие мои коллеги успешно работают с тетрадью и с нетерпением ожидают вторую часть, обещанную создателями.

Галина КУРАШ

Математика

Сообразительный Смекалкин

Учебный комплект нового типа

В издательстве “Просвещение” вышло очередное издание учебника Л.Н.Шеврина, А.Г.Гейна, И.О.Корякова и М.В.Волкова “Математика-5. Учебник-собеседник”. Имя Л.Н.Шеврина – руководителя авторского коллектива этого учебника – хорошо знакомо учителям математики, школьникам и даже дошкольникам. Созданные им в соавторстве с В.Г.Житомирским книги “Геометрия для малышей”, “Математическая азбука”, “Путешествие по стране Геометрии”, которые занимательно и доступно знакомят с началами математических знаний детей 6-8 лет, неоднократно выходили в России и переводились на многие иностранные языки. Хорошо зарекомендовали себя в школьной практике и подготовленные под руководством Л.Н.Шеврина “Учебники-собеседники” для 5-го и 6-го классов средней школы, отмеченные в свое время премией на Всесоюзном конкурсе учебников по математике и названные конкурсной комиссией учебными книгами нового типа. Их основные принципы – строгая научность, учет особенностей возрастной психологии, опора на жизненные ситуации, организация внутри учебника диалога с читателем, увлекательность изложения.

учителей математики, переживших вместе со своими учениками не одну малоудачную попытку кардинально реформировать математическое образование, есть вполне законная настороженность по отношению к разного рода поспешным нововведениям. Хотелось бы поэтому подчеркнуть, что новизна учебников Л.Н.Шеврина и др. состоит вовсе не в формальном внедрении в программу нового, зачастую малодоступного школьникам материала и не в насаждении в качестве рецепта на все случаи жизни какого-либо нового методического трюка, одним словом, не в новациях ради новаций. Эти учебники не требуют от учителя освоения новых разделов математики или ломки своего методического аппарата. При чтении книги “Математика-5. Учебник-собеседник” возникает ощущение разговора с умным, дружелюбным, неавторитарным собеседником. Такому ощущению способствуют и язык книги – точный и ясный и в то же время живой и доступный, и населяющие ее симпатичные “персонажи”: сообразительный и инициативный ученик Смекалкин и его иной раз попадающий впросак младший брат, забавный математический клоун, предлагающий веселые задачи “с подвохом”, пятиклассники – мальчики и девочки, создающие у школьников, обучающихся по книге, “эффект присутствия”. Используя разнообразные приемы развивающего обучения (среди которых особо стоит выделить проходящую через всю книгу линию уроков с общим тематическим названием “Учимся рассуждать при решении задач”), четко обьясняя и убедительно мотивируя каждый новый шаг, авторы учат не только математике – они учат своих читателей учиться, учат их мыслить. Именно поэтому конкурсная комиссия упомянутого выше конкурса особо отметила, что “Учебники-собеседники” Л.Н.Шеврина и др. хорошо приспособлены для самостоятельной работы учащихся.

Важной особенностью нынешнего издания учебника является то, что параллельно с ним издательство “Просвещение” выпустило также рабочую тетрадь на печатной основе. Эта тетрадь, созданная авторами учебника на основе накопленного опыта практической работы с учебником в школе, непосредственно продолжает и удачно дополняет учебник. Она разгружает его от однообразных, но необходимых тренировочных упражнений, избавляет детей от механической работы по переписыванию условий, перечерчиванию таблиц, существенно помогает учителю при организации самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. В тетради нашлось место и для разнообразных по форме и содержанию занимательных задач, оригинальных математических игр, творческих заданий. Все эти методические приемы, в которых ярко проявились присущие авторам фантазия и тонкое понимание психологии восприятия, четко соотнесены с изучаемыми в учебнике понятиями и фактами и, увлекая и развлекая ученика, отнюдь не отвлекают его от главной цели – полного и устойчивого овладения программным материалом. Детально продуманная и последовательно воплощенная авторами система взаимодействия рабочей тетради и учебника позволяет теперь с полным правом говорить не только об учебной книге, а об учебном комплекте нового типа. Работа с таким учебным комплектом стала еще интереснее и еще легче как для ученика, так и для учителя.

Нельзя не сказать о том, что новая книга очень хорошо оформлена. Все в ней – от выразительных, живых, добродушных рисунков художника Е.В.Викторова до яркой многокрасочной печати и качественной бумаги – не просто радует глаз, а успешно работает на основную задачу учебника – сделать учение увлекательным и радостным трудом.

Татьяна БУРМИСТРОВА, заведующая редакцией математики издательства “Просвещение”

Педагогика

А руки ты мыл?

В издательстве “Прометей” вышел курс лекций Бориса Лихачева “Педагогика”. Автор – академик Российской академии образования. Учебник отмечен премией конкурса учебников по педагогике. Все это должно вызывать в нас, читателях, безусловно, чувство почтения. Однако решусь на коротенькое “но”…

о введении к учебнику говорится, что “в предлагаемом вниманию студентов, аспирантов и преподавателей учебном пособии по общей педагогике предпринята попытка нового подхода к структуре и содержанию курса на базе современных достижений педагогической и психологической наук”. Прежде всего это, конечно, означает, что из учебника выброшены слова “коммунистический”, “коммунистическое”, “коммунистическая”, а также фамилии Маркс, Энгельс, Ленин. Однако подобное прореживание текста отнюдь не исключило из книги сугубо материалистических оценок.

Вот, например, в каких выражениях высказал автор свое мнение о связи воспитания и религии: “Религия, культовые отправления являются организованным процессом идеологической обработки сознания людей… Религиозное воспитание… приводит к формированию, внушению, внедрению слепой веры в существование мистических сил, якобы всеблагих, всемогущих, всесильных, карающих и милующих, к устойчивому эмоционально-психическому состоянию религиозного фанатизма”. Конечно, церковь сегодня отделена от государства. Но не от общества, а следовательно, не от педагогической среды. Во многих национальных школах страны к религии относятся с большим уважением. Поэтому цитата вряд ли носит бесспорный характер. На нее, разумеется, можно было бы не обратить никакого внимания. Но она принадлежит не просто книге-учебнику, а следовательно, имеет четкий установочный характер.

Другая фраза: “…демократическое общество по мере развития материально-технической базы, совершенствования всего многообразия общественных отношений создает реальные условия одновременного развития каждой человеческой личности в соответствии с требованием общественной жизни и относительно заложенных в ней природных сил, дарований, задатков” – также способна вызвать в читателе воспоминания о старом, недалеко отошедшем в прошлое социалистическом режиме. Когда желаемое принималось за действительность. Стоит лишь заменить слово “демократическое” на “коммунистическое”, и память, подобно машине времени, тотчас перенесет вас лет на десять назад. Так где же она, ожидаемая новизна текста? Может быть, в этой фразе: “Ребенок как субьект воспитательного процесса есть развивающаяся индивидуальность на основе природных сил и задатков”? Но попробуйте-ка эту фразу пересказать на экзамене!

Может быть, я бы и не стала цепляться за отдельные выражения, если бы вся книга не состояла из подобных, явно не простоватых предложений. Знаю, что многие студенты педвузов жалуются на то, что собственно педагогического образования в институтах и университетах не получают. “Общая педагогика” так и остается для них общим местом. Так, может быть, потому, что ее величие и смысл тонут в многословии и ученой непростоте лекционных курсов?

Разве о “теории познания – методологической основе обучения” нельзя рассказывать весело и остроумно, образно и коротко? Полагаю, что можно. Умудряются же некоторые учителя слагать анекдоты и поэмы о законах физики. Тут все зависит от таланта рассказчика.

Замечательный детский писатель Григорий Остер рассказывать умеет. В книжке “Вредные советы” он дает простой способ избежать расправы людоеда. В самую последнюю минуту, когда людоед уже раскрывает рот, чтобы сьесть вас, надо сказать ему противным, занудным голосом: “А руки ты мыл?” После этого никакой уважающий себя людоед не захочет иметь с вами дела. А вы можете не спеша вылезать из тарелки и отправляться домой.

У половины студентов педвузов к последнему курсу пропадает всякое желание идти работать в школу. Не потому ли, что педагогическая литература говорила с ними довольно “противным” голосом? А ведь от интонации иногда зависит судьба человека.

Ирина РЕПЬЕВА

Никакой опыт не опасен, если на него отважиться.

иоганн гете

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте