В одни и те же дни в Москве прошли первая Международная научно-практическая конференция “Современные психотехнологии в образовании, бизнесе, политике” и третья выставка “Консалтинг. РR. Выборные технологии”. И в ее каталоге, и среди участников конференции были представлены фактически одни и те же фирмы и лица.
– Случайно это или нет и как соотносится с нашим временем? – с таким вопросом я обратился к президенту клуба “Экология общественного сознания”, участнику и конференции, и выставки профессору доктору социологии А. Гаранскому.
– Оба эти мероприятия одного порядка. Они формируют новые гражданские институты. Ведь чего греха таить, психотехнологии в обывательской среде причисляют порой к шаманству или гипнозу. Но то, что первую такую конференцию приняла Российская академия госслужбы при Президенте РФ, это хороший пример влияния ведущего вуза на общую ситуацию в стране, когда мы вслед за цивилизованным миром вступили в эпоху коммуникационных технологий. Мы превратили в общедоступное еще одну область скрытого и даже секретного. Проблемы науки и практики психотехнологий в различных сферах межличностного и общественного взаимодействия лучше, чем на таких массовых и общедоступных форумах, не осветить и не обсудить. Нынче были представлены ученые всех российских школ. Новые направления социального психоанализа. Предложили свои интересные наработки специалисты имиджелогии, психодиагностики. И это все, безусловно, – шаг вперед. Но есть вопрос: стоило ли впрягать в одну повозку слона и трепетную лань? Аудитория получилась разнородная, и как-то все свалилось в кучу. И в итоге три направления пролонгировать не удалось. А ведь главная задача научно-практической конференции – не только обсуждения по ее теме, но и выработка определенных рекомендаций Министерству образования, политическим и бизнес-структурам. Такой результат пока не достигнут.
Что касается выставки, то она была менее представительной, чем прошлые, но зато были хорошо организованы лекции, семинары, встречи, которые носили открытый характер. В официальном регламенте был даже запланирован “Час студента”.
– А какую роль психотехнологии вы отвели бы в педагогике?
– Мы производим огромные затраты на сооружение стен, но не достраиваем крышу. Психотехнологии служат прежде всего ускорению нашего развития, выводят на новые качественные уровни наши возможности.
Эксперты нашего клуба давно предлагали открытие факультетов, кафедр психотехнологии в вузах. Конференция показала, что образование в этом очень нуждается, так как требуется постоянное изучение и определение сферы применения технологий. Теперь, когда эта область науки открыта и доступна всем, нам без нее просто не обойтись. Пришло время психотехнологий.
Юрий МИХАЙЛОВ
Комментарии