search
main
0

Hе спина, а знак вопроса

Галина ГЛУШКОВА, кандидат педагогических наук, старший воспитатель детского сада компенсирующего вида №2301:

– Состояние осанки человека при первоначальном знакомстве с ним дает много информации о том, как человек физически развит, занимался ли он спортом или танцами, в некоторых случаях может служить индикатором состояния здоровья и даже рассказать о самочувствии и настроении. Сомневаетесь? Достаточно вспомнить «выворотную» походку девочек, занимающихся балетом, выправку кремлевских курсантов и заносчивую осанку девиц из модельного бизнеса.

Человек с прямой спиной, поднятой головой вызывает у нас впечатление гордого, весьма уверенного в себе, удачливого и уважаемого. А человек сутулый, с опущенными плечами кажется нам неуверенным, погрязшим в неразрешимых проблемах, невезучим, пребывающим в подавленном настроении. У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно нерезко и непостоянны. При правильно подобранной системе коррекционных мероприятий можно добиться устойчивой положительной динамики.

Помочь дошкольникам с нарушениями опорно-двигательного аппарата приобрести красивую осанку, укрепить мышечный корсет позвоночника и стопы – основная задача коллектива педагогов и медиков детского сада №2301. Наше учреждение расположено на далекой восточной окраине столицы и с момента открытия пользуется большой популярностью у родителей малышей. Это обусловлено высоким профессионализмом сотрудников и их неравнодушием к проблемам в развитии юных москвичей. Заведующая детским садом Зинаида Кириллова особое внимание уделяет созданию полифункциональной здоровьесберегающей среды в учреждении. Под ее руководством учреждение заняло второе место в городском конкурсе «Детский сад года-2009» в номинации «Детский сад компенсирующего вида».

На протяжении двенадцати лет детский сад работает в экспериментальном режиме, творчески сотрудничая с Федеральным институтом развития образования и Российской медицинской академией последипломного образования. Наши разработки по теме экспериментальных исследований представлены в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях.

Коррекционной работой учреждения руководит врач-ортопед Ю.Горджеладзе. Детский сад всегда был флагманом выращивания и трансляции передового педагогического опыта. Только в 2008-2009 учебном году на базе учреждения прошли обучение более 250 педагогов столицы (воспитатели, воспитатели по физической культуре, воспитатели по физической культуре специализированных ДОУ).

С 2009 года мы наладили сетевое взаимодействие с ресурсным центром №2565 по проблеме разработки и апробации эффективных приемов оздоровления дошкольников с проблемами в развитии. Реализация этого направления деятельности коллектива детского сада осуществляется в таких модулях, как:

«Здоровье – это здорово!»: совместная деятельность взрослого с детьми (беседы, гигиеническая гимнастика, формирование культурно-гигиенических навыков, личный пример взрослого, гигиена режима дня, питания, занятий, образовательной среды); организация самостоятельной двигательной активности детей;

«Медицинское сопровождение образовательного процесса»: профилактические осмотры, мониторинг физического развития; иммунопрофилактика; занятия лечебной физкультурой (курсами 2 – 3 р. в год); оптимизация алиментарной адаптации детей с использованием витаминно-минеральных комплексов; массаж, физиотерапия;

«Коррекция и реабилитация»: совместная деятельность взрослого с детьми (контроль осанки, корригирующая гимнастика, динамические и статические упражнения; профилактические и коррекционные мероприятия с воспитанниками по принципу «фокус-групп», выделенных на основе ведущих патологических состояний – нарушения опорно-двигательного аппарата, дети с энурезом, СДВГ, ДЦП, нарушениями речи);

«Мамина школа. Папины университеты»: организация семейного клуба и консультационной помощи родителям по вопросам развития и оздоровления детей, информирование о результатах клинико-диагностических обследований, особенностях выявленной патологии опорно-двигательного аппарата и ресурсах ребенка, обучение совместному выполнению корригирующих упражнений.

Коррекция дефектов осанки и развития нижних конечностей в нашем дошкольном образовательном учреждении направлена на улучшение физического развития ребенка, организацию рационального режима статических нагрузок на позвоночник и динамических нагрузок на стопу, на формирование правильного стереотипа позы и укрепление мышц, участвующих в удержании позвоночника в вертикальном положении и стоп и голеней в нормальном положении.

Одним из действенных способов формирования «мышечной памяти» правильной осанки стали ежедневные упражнения по контролю осанки. Наша практика показала, что наиболее эффективно можно организовать работу по контролю осанки перед завтраком во время прихода детей в группу. Начинать такую работу лучше со средней группы, когда дети могут более осознанно контролировать качество собственного выполнения упражнения. В этом возрасте наибольший результат дают упражнения в парах, так как ребенок получает возможность учиться у других детей и сравнить свой результат с результатом товарища.

При каждодневном выполнении упражнений у детей к концу средней группы формируется динамический стереотип, и они самостоятельно способны выполнить знакомый им комплекс упражнений без постоянного контроля со стороны взрослого.

В качестве оборудования, позволяющего дошкольникам осуществлять самоконтроль правильности выполнения упражнений, хорошо использовать мешочки с песком, резиновые и пластмассовые кольца (d = 10 – 15 см), книжки-раскладушки, которые кладутся ребенку на голову, для того чтобы он смог удержать их во время движения по комнате. Дополнительным материалом могут служить гимнастические палки, которые кладутся сзади на предплечья рук, для фиксации правильного положения тела ребенка.

С младшими дошкольниками упражнения по обучению контролю осанки проводятся в форме совместного выполнения игровых упражнений с взрослым, ведь малыши учатся, подражая. В этом случае упражнения проводятся с детьми в разные отрезки времени с использованием подгруппового способа организации деятельности. В подгруппу из 3-4 человек подбираются дети со сходными диагнозами.

Нами разработан комплекс «Стройная спина» у ортопедического станка (стены без плинтуса).

Одним из наиболее частых вопросов, с которым родители воспитанников обращаются за помощью к специалистам, стало уточнение того, как сделать ежедневные коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста интересными и увлекательными для самих ребят. В 2009 году на базе детского сада был снят видеофильм «Растем здоровыми» (автор С.Мусиенко), который знакомит педагогов дошкольных образовательных учреждений с современными направлениями коррекционной работы по предупреждению и профилактике нарушений осанки и плоскостопия у дошкольников, дает родителям практические советы, позволяющие выбрать оптимальный путь укрепления здоровья детей. Видеофильм дополняют методические материалы, подготовленные сотрудниками детского сада.

В течение нескольких лет мы вели серьезную работу по поиску путей повышения мотивации дошкольников к корригирующим занятиям. В ходе мозговых штурмов и семинаров-практикумов нарабатывался практический материал в помощь воспитателям. Помочь детям осознать, что такое правильная осанка на кинестетическом уровне, сформировать необходимую мышечную память, позволяет использование оборудования тренажерного типа «стул ортопедический».

В настоящее время отечественная промышленность не выпускает столь необходимого практикам оборудования. Воспитатели коррекционных групп и родители детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата вынуждены самостоятельно мастерить из подручных средств коррекционные стулья с высокой спинкой для контроля осанки, используя прикидку размеров на глазок, без учета индивидуальных данных детей. Устранение дефектов опорно-двигательного аппарата требует длительного времени и постоянного контроля со стороны взрослого. В соответствии с традиционной методикой комплексной реабилитации этим детям рекомендовано ежедневно в зависимости от возраста проводить, сидя на ортопедическом стуле, от трех до пяти минут. При этом педагогам приходится дополнительно мотивировать воспитанников к сохранению правильной осанки, вводя дополнительные игровые ситуации: «кто дольше не уронит корону, тот будет водящим в игре», «чей мешочек не упадет с головы, пока не высыплется песок в часах, тот будет первым при построении на физкультурное занятие», «интересно, а у кого шляпка продержится на голове дольше, у Сережи или Даши?». В это время приходится постоянно контролировать правильность посадки детей на стуле, что не всегда возможно практически осуществить в условиях образовательного учреждения.

Творческое сотрудничество с дизайнером Евгением Терентьевым привело нас к совместной разработке и созданию этого важного элемента коррекционной среды ортопедической группы – оборудованию тренажерного типа «стул ортопедический» для детей от 3 до 7 лет. Его применение позволяет создать условия для заинтересованной потребности ребенка фиксированно сохранять правильную осанку при сидении в течение заданного времени.

Это изделие позволяет заполнить имеющийся вакуум и помочь родителям и педагогам-практикам организовать реабилитационную работу с детьми. Выполненный Терентьевым по нашему заказу ортопедический стул отличается уникальным конструктивным решением, позволяющим создать мотивацию у ребенка к принятию и сохранению правильной осанки в течение достаточно продолжительного времени. Дизайнер установил внешние наушники цифрового аудиоплеера на регулируемую по высоте в соответствии с ростом ребенка спинку стула таким образом, что сидящий на нем может слушать произведения, записанные на флеш-карту. Принятие неправильной позы приводит к тому, что слуховое восприятие нарушается, и ребенок вынужден вновь принять правильную осанку, чтобы слышать, что происходит с героями литературных и музыкальных произведений дальше. Подборка произведений для слушания была дифференцирована нами по содержанию и длительности звучания от 3 до 10 минут, что позволяет использовать ее в работе с детьми разных возрастных групп. В основе репертуара лежат классические народные и авторские сказки в художественном исполнении и музыкальные произведения таких композиторов, как П.Чайковский, А.Вивальди, В.Моцарт.

Положение наушников можно регулировать в соответствии с индивидуальными анатомо-физиологическими особенностями строения тела ребенка. При этом сами наушники не вкладываются в наружный слуховой проход, а лишь приближаются к ушной раковине ребенка, что является более гигиеничным.

По собственной инициативе дизайнер также продумал возможность изменения высоты ног ребенка относительно высоты сиденья стула, так, для низкорослых детей предлагается выдвижная подставка с дифференцированным углом высоты плоскости опоры (наклонной поверхностью). Само изделие изготовлено из дерева разных пород и тщательно отшлифовано.

Данные, полученные нами в ходе медико-педагогических наблюдений, свидетельствуют о том, что интерес детей к занятиям с этим ортопедическим оборудованием весьма высок. В ходе испытаний установлено, что индивидуализация реабилитационных воздействий может осуществляться за счет изменения дозировки физических упражнений при помощи аудиоматериала, может регулироваться в зависимости от особенностей заболевания и общего состояния ребенка (включение не аудиосказки, а музыкального произведения различного характера или использование гармонизирующих естественных звуков природы); может дифференцироваться в зависимости от внесения дополнительных заданий («пока слушаешь музыку, сосчитай, сколько частей в данном музыкальном произведении»). Практика показала, что целесообразно проводить индивидуальные занятия с использованием данного коррекционного оборудования через день. Модификация стула с плоской спинкой более подходит для занятий с детьми младшего дошкольного возраста, а стул с наборной фигурной спинкой можно рекомендовать для занятий со старшими дошкольниками.

Взаимодействие с родителями по коррекции имеющихся у детей проблем в развитии – одно из основных направлений работы педагогического коллектива. Мы разработали и успешно реализуем проекты «Семейный клуб в детском саду», «Групповые газеты по физическому воспитанию», интернет-консультации «Играйте на здоровье!», индивидуальные формы информирования родителей об уровне физической компетенции воспитанников – «Дневники достижений» старших дошкольников. Организуя работу по повышению педагогической компетенции родителей, мы придерживаемся той точки зрения, которая гласит: самый лучший эксперт своих проблем – родитель, поэтому следует помочь ему принять на себя ответственность за их решение; самое эффективное консультирование – это процесс, который выполняется вместе с семьей, но не вместо семьи. Следовательно, педагог ставит вопросы, а ответы на них ищут и находят родители на основе собственных убеждений и ценностных ориентаций.

Осенью 2009 года в детском саду в помощь семьям, имеющим детей с проблемами в развитии от двух месяцев до трех лет, была открыта служба ранней помощи, способствующая овладению родителями разными видами контакта и общения с ребенком, сокращению социальной изоляции семей, воспитывающих детей с проблемами в развитии в домашних условиях. Работа службы предусматривает такие формы взаимодействия с детьми и родителями, как индивидуальные и подгрупповые коррекционные занятия и домашнее визитирование. В программу индивидуальных занятий включается комплекс мероприятий по адаптации детей с тяжелыми формами нарушений психической деятельности (ДЦП, аутизм), по психологической поддержке и коррекции проблем психофизического развития. Во время подгрупповых занятий происходит обучение ребенка и родителей взаимодействию с другим ребенком и взрослыми, снятие излишней гиперопеки, стимуляция развития речи малышей, помощь им в двигательном развитии, обучение навыкам самообслуживания.

На начальном этапе взаимодействия сотрудников службы и родителей основной задачей становятся формирование адекватных представлений родителей о структуре нарушений психофизического развития у ребенка и их последствиях, уточнение индивидуальных возможностей ребенка и выработка единых со специалистами задач и методов реабилитации.

Следующий этап практической организации реабилитационной деятельности включает реализацию «Индивидуальной программы помощи» (на основе отдельных услуг), предусматривающей осуществление активного участия родителей в реабилитационном процессе: с детьми организованы занятия с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, воспитателем по физической культуре. Наши малыши вместе с мамами занимаются в плавательном бассейне и изостудии. И все это абсолютно бесплатно!

Итог занятий в СРП – по достижении ребенком 2-3 лет совместное принятие родителями ребенка и специалистами Службы ранней помощи решения о переходе ребенка в другое образовательное учреждение (детский сад, специализированный детский сад для детей с проблемами в развитии, центр реабилитации и другие учреждения).

Открыть ребенку доступ ко всем сферам физического и духовного опыта, чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое проявление доброты в мире и людях так же, как тело научилось быть более гармоничным и совершенным, позволяет обучение в нашем образовательном учреждении. Перечисленные качества помогут ребенку комфортно чувствовать себя не только в знакомом коллективе сверстников, но и в новом школьном коллективе, где на первое место выходит учебная деятельность, которая также требует физических усилий, уверенности в себе, самоконтроля, терпения, умения преодолевать трудности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте