search
main
0

Hаука

Психологический институт От Челпанова……до Рубцова

Достижения отечественной педагогической психологии никогда не подвергались сомнению. Даже в “застойные годы”, когда корпус наук, связанный с образованием, был идеологизирован и политизирован, психологам, дефектологам удавалось проводить фундаментальные исследования, построенные на серьезной экспериментальной базе.

С конца же 80-х годов начался настоящий психологический бум. Психологи, далеко обогнав ученых-педагогов, вышли непосредственно к учительству, родителям, и сейчас опубликованы тысячи работ по различным аспектам педагогической психологии.

Естественно, что в центре этого бума оказался и Психологический институт РАО с богатой историей и высокопрофессиональными кадрами, среди которых много ученых с мировыми именами. Поэтому в сегодняшнем выпуске “Науки” мы решили открыть галерею портретов научно-исследовательских учреждений РАО именно с этого института.

На купеческие деньги

23 марта 1914 года заголовки многих московских изданий ликовали: “Новый дворец науки”, “Дворец психологии”. Журналисты не скупились на похвалы: “… величайший в мире по своему размеру, а также и по особенно усовершенствованной приспособленности своей для производства эксперимента”; “Открытие его – праздник русской науки и гордость нашей интеллигенции. Он построен на частные средства, без малейшей жертвы со стороны казны”. Повод для восторженности, безусловно, был: именно в этот день в Москве, “на Моховой, в глубине университетского двора, состоялось торжественное открытие первого в России Психологического института имени Л.Г.Щукиной”. Первым директором “дворца психологии” стал профессор Георгий Иванович Челпанов. Институт – это его детище, дело всей жизни.

Удивительны сроки возведения института: в январе 1911 года был заложен первый камень, а в ноябре строительство уже завершено.

Оборудование нового учреждения вызывало законную зависть у зарубежных исследователей: свыше 150 специальных приборов для изучения всех возможных ощущений и психических процессов, а также гордость Г.Челпанова – новейший проекционный аппарат.

Но как удалось совершить столь значительный скачок вперед? Естественно, что бюджета Московского университета, при котором был создан институт, на все эти чудеса никогда бы не хватило… Именно в этой истории о себе заявила личность. Московский купец Сергей Иванович Щукин. Вот как о нем пишет историк Н.Г.Думова: “Щукин был, несомненно, талантливым предпринимателем, известный своей склонностью к рискованным операциям. В деловом мире его прозвали “министром коммерции”, а еще “дикобразом” за упорство и колючий склад ума. Считали, что даже заикание свое он ловко использует во время деловых переговоров, чтобы сбить оппонента с мысли и выиграть время…”

Сын Сергея Ивановича Иван занимался в психологическом семинаре профессора Челпанова, так что предприниматель хорошо был знаком с ученым и не сомневался в его честности и целеустремленности. Поэтому около 200 тысяч рублей (огромные по тем временам деньги) передал в распоряжение Георгия Ивановича лишь с одним условием, что все средства должны пойти на постройку здания и оборудование, а самому институту присвоено имя его покойной жены Лидии Григорьевны Щукиной.

Учителя нас знают

Шли годы, менялись жизненные ценности, ученые делали великие открытия, приходили в науку новые люди, а “дворец психологии” продолжал жить. За 80 с лишним лет институт переименовывали шесть раз, десять директоров сменилось, однако его популярность остается прежней. И это совершенно не случайно. Сказывается прежде всего сама атмосфера научной жизни. Каждый, кто побывал в Психологическом институте, поневоле оказывается захваченным круговоротом конференций, чтений, семинаров и лекций. Это разительно отличает его от некоторых других академических учреждений, где лишь заседания ученого совета несколько разнообразят тихую жизнь сотрудников.

Неудивительно, что институт магнитом притягивает аспирантов, докторантов, соискателей ученых званий из преподавателей вузов и учителей. Да и немалое число просто желающих приобщиться к современным достижениям психологической науки.

Вот почему, когда мы обратились к нынешнему директору Психологического института РАО академику Виталию Владимировичу Рубцову со своей идеей рассказать на страницах “УГ” об академических учреждениях, он, не задумываясь, сказал: “А учителям особенно и не стоит представлять наш институт”. И привел три примера, благодаря которым его учреждение хорошо известно педагогам:

– Во-первых, это, конечно, концепция психологической службы, ее научно-методическое сопровождение, которые впервые в стране созданы под руководством нашего сотрудника члена-корреспондента РАО И.Дубровиной. Эта работа, кстати, была удостоена премии Президента России.

Во-вторых, педагоги, которые ориентируются на ребенка, ищут индивидуальный подход к нему, неизбежно приходят к коррекционной работе. Ее различные (именно различные!) методики во многом вышли из нашего института. В-третьих, мы работаем с учителями по повышению их квалификации в области психологии. Особенно удачно складывается наше сотрудничество с Московским комитетом образования. В столице институт организовал прямые контакты с методическими службами учебных округов, у нас проходит обучение до 300 педагогов города в год. Впрочем, не только Москва, но и Красноярск, Владимир и другие посылают своих учителей учиться.

Ну и, наконец, главное: педагог сегодня в своей практике начал чаще опираться на психолога, в чем тоже наша заслуга.

– А как же быть с так называемыми “девятимесячными” или “двухмесячными” психологами, которых подготовили в столь короткие сроки из людей, необязательно имевших специальное образование? Они вызывают и нарекания, и даже раздражение у многих педагогов-профессионалов нередкой своей некомпетентностью.

– Скороспелые курсы решали, к сожалению, сиюминутные задачи: необходимо было как-то поддержать вариативное образование. Впрочем, у нас в России обычно хотят, чтобы все было “по максимуму”. Нередко приходится слышать: “Вот придет психолог и сразу же решит наши проблемы”. У каждой профессии есть свои пределы. Например, те же “девятимесячные” вполне могут измерить актуальный уровень развития ребенка.

Для того чтобы готовить школе психологов-асов, мы при поддержке Московского комитета образования создали в прошлом году Московский городской психолого-педагогический институт (МГППИ). Например, на факультете “Психологического консультирования и детской психотерапии”, чтобы получить диплом, студенту мало будет дойти до бакалавра – ему предстоит еще обучение в ординатуре, где отрабатываются способности к индивидуальному контакту с ребенком, собственная техника.

В МГППИ открыты еще три факультета. Первый – “психология образования” готовит специалистов, которые будут работать с образовательной средой. Это шире, чем психологическая служба. Если образование объявляет себя средством развития общественной культурной среды города или поселка, или региона, особая роль принадлежит тем профессионалам, которые умеют работать с человеком. Прежде всего нужны психологи, умеющие взаимодействовать с подрастающим поколением, как с теми, кто потом эту социальную среду строит.

Второй факультет будет выпускать специалистов для реабилитации детей с проблемами в обучении.

Третий – “социальной и экологической психологии” – продолжит нашу работу, которую институт ведет уже давно, по реабилитации детей после катастроф, сект, тогда, когда их сознание заужено, зомбировано.

Институт построен по типу творческих мастерских: студент проходит экспериментальные школьные площадки, где он взаимодействует с конкретными преподавателями. Для меня создание нового вуза – это лучший пример интеграции науки и образования. Школьный психолог должен стать полидисциплинарным специалистом. Он не может не знать специфики педагогического труда.

“Ну надо же!”

Нынешний директор института, когда совершает какое-то открытие для себя, находит что-то необычное, вместо “Эврика!” кричит: “Ну надо же!”. Такими открытиями, по словам Виталия Владимировича, стали для него в последнее время и появление МГППИ, и четыре премии президента сотрудникам института, и концепция уроков психологического развития, направленных на психологическое здоровье детей, и разработанная в институте методика оценки качества образовательной среды школы, региона. “Многие школы прошли уже какой-то отрезок своего творческого пути и обращаются к нам с просьбой объяснить с точки зрения науки, что они делают, куда идут. Вообще наш институт переполнен заказами и предложениями”.

В чем же секрет столь успешной деятельности, процветающей на фоне хронического безденежья? По мнению В.Рубцова, он кроется прежде всего в фундаменте института – его научной школе. Стремление сохранить традиции особенно заметно в напряженном интересе к истории своего учреждения, столичной психологической школы в целом. Сотрудники института разыскали внучку Челпанова, регулярно проводят Челпановские чтения. С особой любовью был издан альбом “Выдающиеся психологи Москвы”, посвященный 850-летию города.

“Иностранцы раньше всегда говорили – в России осталась только теория. Но потом, когда у нас стали появляться высококлассные практико-ориентированные методики, голоса смолкли. Ведь за тем же признанием практики – премиями президента – скрывается почти 30-летний труд фундаментальных исследований в институте”.

Конечно, как у всякого академического учреждения, у Института психологии полно проблем. Нет сегодня меценатов вроде Щукина. Об этом безмолвно свидетельствует состояние здания, мебели, оборудования. Правда, создается ощущение, что сотрудники института живут в “надситуативной ситуации” – творчество ради творчества. А “вечнозеленые” студенты, появившиеся недавно в его стенах, поддерживают энергичную и оптимистическую атмосферу в старом здании, их активно включают в научную жизнь института.

Ну а когда, по словам ученого секретаря института Аллы Николаевой, многочисленные труды (свои и чужие) приводят психологов к неутешительному выводу, что не все в жизни можно исследовать и протестировать, они обращаются к… Музе. Вот, например, двустишие из книги “Психологи пишут стихи”, которое написал сотрудничающий с институтом Александр Асмолов:

“Не примирить мне двух послов:

Слова – без смысла,

смысл – без слов”.

Ну надо же!

В Психологическом институте очень гордятся, что при жесточайшем отборе из 12 премий Президента и Правительства Российской Федерации в области образования за 1997 год четыре получили их сотрудники. Помимо группы И.Дубровиной, это академики А.Петровский и М.Ярошевский – за разработку научно-педагогического обеспечения преподавания психологии в вузах и создание концептуально обоснованного комплекса современной учебной литературы для вузов и учителей; группа “Построение школьных учебников” во главе с академиком Г.Граник – за учебно-методический комплект “Русская филология”; авторский коллектив академика В.Давыдова – за создание и внедрение системы развивающего обучения”.

Институт состоит из 4 исследовательских отделов, в лабораториях и группах которых проводятся систематические исследования в различных областях науки: 1. Философская и культурно-историческая психология; 2. Возрастная психология развития; 3. Педагогическая психология; 4. Психология личности; 5. Общая психология; 6. Практическая психология.

В Психологическом институте работают 120 сотрудников.

Заключено около 200 прямых договоров с экспериментальными школами о сотрудничестве в подготовке кадров.

За последние три года опубликовано свыше 45 учебников и учебных пособий, свыше 40 методических пособий и методических рекомендаций.

Контакты

Психологический институт. Телефон (095) 202-88-76.

Мнения

Владимир ШАДРИКОВ,

первый зам. министра общего и профессионального образования РФ, академик РАО:

– Для меня лично Психологический институт прежде всего связан с тремя именами: Борисом Михайловичем Тепловым, Дмитрием Александровичем Ошаниным и Константином Марковичем Гуревичем. Это три великих психолога, которые работали здесь и без которых, я думаю, не только отечественная, но и мировая психология много бы потеряла.

Дмитрий Александрович Ошанин мне дорог еще и тем, что он в определенной мере был доброй феей моей кандидатской диссертации, благословил ее тему.

Владимир ДРУЖИНИН,

заместитель директора Института психологии РАН:

– Конечно, между нашим институтом и Психологическим институтом РАО существовали какие-то конкурентные отношения.

Сейчас они перешли в более деловую сферу. Все больше и больше появляется программ, которые объединяют сотрудников наших двух институтов. Как, например, “Одаренные дети”. И в этом взаимодействии есть уже реальный продукт: выпущен сборник, в котором разработана нормативная концепция детской одаренности. Впервые в истории отечественной психологии большой коллектив ученых пришел к консенсусу по этому вопросу.

Николай НИКАНДРОВ,

президент Российской академии образования:

– Мне хочется вернуться мысленно к 1914 году. Г.И.Челпанов, только-только став директором, выступил с очень интересной речью о задачах психологии, правда, он имел в виду задачи психологии в системе университетского образования. Тогда было сказано, что психология имеет значение и для философии, и для педагогики, и для лингвистики, и для многих других наук. И все это возможно осуществить, если научные исследования и преподавание будут взаимосвязаны.

На стенах моего кабинета портреты выдающихся педагогов и психологов – примерно половина из них те, кто работал в институте…

Публикацию подготовили Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, Джамиля САЙРАМОВА, Лев САФОНКИН, Сергей САФРОНОВ, Борис МУСКЕВИЧ (фото), использованы материалы исторического очерка “Психологический институт на Моховой”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте