search
main
0

Характерники. Легенды о богатырях, целителях и духовных наставниках казаки передают из поколения в поколение

…Однажды с одним из охранников заповедника Володей Шовкуном мы поехали на лодке в плавни. Вытащили лодку на берег, стали разводить костер, и вдруг мой спутник замер.

– Вон, видишь, темное облачко?- Как раз в нашу сторону движется. Как бы дождя не было…- А ты не боись, сейчас свернет с дороги…Шовкун задрал голову, стал размахивать руками, что-то нашептывать. Я усмехнулся, но не прошло и десяти минут, как облачко сползло в сторону, а потом и совсем исчезло. Охранник подергал ус и усмехнулся: «Я ж говорил…»Володю Шовкуна на острове Хортица, что лежит посреди Днепра, в центре Запорожья, считают характерником. Так и говорят туристам, которые просят рассказать о казацкой старине: «А вы к нашему характернику обратитесь. Он как раз сегодня на Зоровой могиле дежурит. Пан Шовкун вам все по полочкам разложит, не сомневайтесь». При этом, правда, заметив некоторую зверхнисть (украинское словечко, обозначающее высокомерие, гонор) гостя, добавляют: «Только вы с ним поосторожнее, не поддакивайте, где не надо, он этого не любит, но и не спорьте. Враз отбреет – такое вам выдаст, такое характерництво проявит, в один момент и память отшибет, и еще кое-чего лишитесь. Тот еще знаюка…»Об украинских характерниках я был наслышан еще от деда. Это была особая каста среди запорожских казаков. В народе их называли не иначе как колдунами, чародеями, химородниками, знаюками. «Велыть-люди, знаюки, у яки знаюки! На всяки прымусии способны…» – так отзывались об этих личностях седоусые хуторские деды-гречкосеи, рассказывающие детворе о чудесах из казацкой старины. В ней действительно было немало удивительного, таинственного, а то и вовсе фантастического. И касалось оно прежде всего характерников.Для того чтобы утвердить себя в истории и обозначить в географии, странам и народам нужны герои. И они время от времени рождают их. Независимо от злой или доброй судьбы племени или рода отдельные представители совершают героические поступки в реальности, после чего их имена перекочевывают в легенды и мифы. И не важно, что эти герои представляли собой на самом деле и как вели себя в обыденной жизни. В преданиях (тем более старины глубокой) для эффекта и политического веса можно легко повысить их героический ранг, даже наделить сверхъестественными возможностями. Берсерки, например, изображались как свирепые воины, сражающиеся с дикой неистовой силой. «Им свойственна природная дикость, – писал об этой касте древнеримский историк Публий Тацит. – Черные щиты, раскрашенные тела, выбирают темные ночи для сражения и селят страх в противниках. Никто не устоит перед необычным и словно адским обликом их». Жрецы-авгуры толковали волю богов и предсказывали будущее по атмосферным явлениям, по полету и крику птиц, шаманы (от санскритского «шраман» – «отшельник, аскет-подвижник») были посредниками и избранниками духов, обладавшими способностью видеть иную, особую реальность и путешествовать в ней, нибелунги охраняли подземные клады, волхвы выполняли роль прорицателей и лекарей, главным средством магической практики которых было слово (кстати, от слова «волхв» происходят слова «волшба», «волшебство»).Однако как бы ни разнились одежки, мысли и деяния этих героических персонажей, у них была одна общая черта – все они были личностями с твердой, сильной волей, отличными от других, заметными в обществе. Одно слово, которое обьединяет все эти понятия, – характерные. Именно эту земную, человеческую, всем понятную и всеми уважаемую черту и выделили украинцы, назвав своих героев характерниками. То, что характер они имели крутой, спору нет. Однако некоторые вошедшие в легенду подвиги казаков-характерников заставляли думать об их особой характерной удаче. Много легенд и преданий бытовало в народе о характерниках. Тут, пожалуй, весьма кстати будут слова Мишеля Монтеня из его «Опытов»: «Предания древности не то, что какое-нибудь врачебное снадобье; здесь не представляет опасности, составлены ли они так или этак». В полной мере это относится и к нашим героям. И не только. Если только предание – это пример, урок, наставление, игра в конце концов, а не способ огнем, мечом и коварством в той или иной части планеты утвердить свою злую волю.Характер героя и его подвиги – высшая, какая только возможна в земных пределах, доблесть, первая ступенька пьедестала народного почета. Для абсолютного большинства это недостижимо. И все же герои – это кумиры. И вполне понятно желание рядовых людей (в Украине их называют пересичными, то есть ежедневно в будничной базарной толчее пересекающихся друг с другом) быть хоть чем-то похожими на них, если не самим следовать их примеру, то хотя бы на их подвигах воспитывать детей. «Богатыри – не мы!», но все-таки чуточку и мы при условии, если настоящие герои-богатыри вовремя подставят плечо, подсобят, подскажут. Понятно, что из небожителя, святого, даже колдуна земной образ не слепишь. А вот характерного героя вполне можно приблизить к себе, приземлить, выделить черты, доступные для подражания. Казацкие характерники для украинцев – это чародеи и химородники, однако наряду с этим и богатыри, и силачи, и знаюки, и не только дивьи (дивные), но и велыть (великие) люди. Это всем понятно и вполне достижимо – любому можно долго и упорно тренироваться и стать силачом, углубиться в книжную премудрость и удивить окружающих своими знаниями, благодаря своему ремеслу стать в своем деле великим человеком, в конце концов показать характер и проявить свою волю (часто это, и только это, помогает переломить ситуацию), настоять на своем. Вот почему в легендах, сказках и быличках казацкие характерники описывались не только ярко и пафосно, но и живо, с подробностями, будто речь шла о близких земляках и даже родичах: «На Великом Лугу еще при запорожцах жил химородник Фесько. Его очень боялись и слушались казаки. Вот, бывало, лежит человек, а он режет черную редьку. Как только пустит редька белый сок – человеку станет плохо, как сок почернеет – человек умирает. Он тогда наколдует, что редька вберет в себя сок черный, а пустит белый – и человек оживает…Джерелевский характерник сам ковал ружья и умел заговаривать их. Большой охотник был, он и не боялся ни тучи, ни грозы; ему дикий жеребец ухо откусил, и если б не влез на дерево, то и носа не было бы!..Сава тот был характерником известным. В землю смотрел, как в воду. Никакой клад, ни на какой глубине от него спрятаться не мог – деньги так сами в руки и шли. С тех скарбов он и разбогател…»За место под солнцем, лакомые кусочки планеты (а их остается все меньше) люди воевали всегда. При этом применялось самое разнообразное оружие. Кроме лука и стрел, мечей, винтовок, пушек, бомб и ракет с древних времен врага побеждали силой слова, силой внушения своей настоящей или мнимой непобедимости. Гусиное перо было боевым оружием и приравнивалось к железному штыку. Любые словесные средства для этого были хороши. Легенды и мифы нередко создавались с целью устрашить противника, сломить его волю к сопротивлению, морально подавить. Сказка ложь, но в ней и немалый намек. Часто находчивые и смекалистые запорожцы (как, впрочем, и ниндзя, и викинги, и другие воинские касты) сами распространяли слухи о своих чудесных подвигах и волшебных превращениях. Никакие пули не брали казаков, обладающих тайными знаниями. Более того, когда у казацких воинов заканчивались боеприпасы, они расстегивали кафтаны и ловили полами ядра. А пули, которые летели в них, просто ссыпали за пазуху. Рассказывали о запорожцах, которые, убегая от врага, «перекидывались» в различных животных или «переливались» в речку, а то, не мудрствуя лукаво, просто ныряли в… ведро с водой. Чтобы узнать, что делается в стане врага, казацким предводителям достаточно было заглянуть в особое зеркало-верцадло, через которое за тысячу верст было все видно.Наряду с подвигами на поле брани характерники занимались и обыденными делами, помогали людям в их земных хлопотах. Те же нарты, например, были могучими воинами, но одновременно и отличными земледельцами, друиды выполняли функции судей, занимались врачеванием и астрономией. Характерникам не чужды были заботы земляков-гречкосеев. Они предсказывали погоду, определяли место для строительства дома, указывали, где нужно рыть колодец, находили утерянное, спасали от диких зверей скот, отыскивали клады, занимались знахарством. Известно, что среди запорожских казаков были люди, обладавшие необыкновенной силой внушения. Чаще всего эту гипнотическую способность они использовали в знахарских целях, помогая казакам справиться с недугами, врачуя их страшные раны, полученные во время битв. Очевидцы рассказывали, что «они умели и сон насылать, и людей замовлять».Характерник – человек добродеятельный. Он не стяжатель, не завистник, не трус. Людские слабости – это не про него. В трудные времена народ обращался за помощью к своим характерным героям. Они воодушевляли, не давали пасть духом, подавали пример. Понятно и желание наделить героическими чертами своих современников, которые выручат, поведут за собой, подадут тот же пример, только не мифический, а реальный. Сделать это бывает непросто. Но время от времени такие люди все-таки находятся. Причем речь идет не только о всенародном вожаке, подвиге во имя народа. Подвижник, человек с характером и особыми физическими, умственными, а особенно душевными способностями, даром внушения может оказаться совсем рядом, в любую минуту выручить, дать дельный совет. Володя Шовкун был с детства влюблен в казацкую старину. Ради нее он и приехал в Запорожье. И Хортица стала для него землей обетованной на всю жизнь. Упрямый и упорный характер Шовкуна, его неистовая исследовательская «отсебятина», обширные познания в истории, необъяснимая способность находить клады и предугадывать события и многое другое, что часто не поддается словесному определению, превратили его в настоящего запорожского характерника. Чуточку легендарного, но вполне реального, для всех доступного….На высоком хортицком берегу – остатки небольшого сельского кладбища. Хоронят тут только тех, кто жил на Хортице в рыбацком селении. А еще… характерников, которые своими деяниями прославили Хортицу и Запорожье. Травой поросли их могилы, но не поросла память о них. Я стою у свежей могилы. Тут покоится прах Володи Шовкуна. Говорят, последнего запорожского характерника. Но я не верю. Если нет переводу казацкому роду, то нет переводу и их характерникам.Непростые времена сегодня переживает Украина. Но я верю, что моей родине суждена долгая и счастливая жизнь. В том числе благодаря землякам-характерникам. Тем, которые из преданий и легенд, и тем, кто сегодня рядом, с кем соседствую, делю хлеб насущный и горько-счастливую судьбу.Надежда на героев-характерников, но и (помните: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой…») на характер народа, его волю и умение решать свою судьбу.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте