Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Хьалтам дулх – это почти галушки, только из Ингушетии

Учитель должен стараться вывести ребенка на диалог
Учительская газета, №02 от 12 января 2021. Читать номер
Автор:

В этой семье и школа, и профессия педагога – понятия не далекие и абстрактные, а самые близкие и родные, можно сказать, семейные. Мама Фатимы Эсмурзиевой работает библиотекарем, младшая сестра – учитель начальных классов, пришла в педагогику по примеру старшей сестры, а сама Фатима Магомедовна 18 лет преподает информатику в гимназии №1 имени Саида Чахкиева в городе Малгобеке Республики Ингушетия. В 2019 году Фатима стала победителем регионального этапа конкурса «Учитель года России» и еще больше полюбила свою профессию, ну и, конечно, своих учеников. Оказалось, лучшей группы поддержки учителю нигде и никогда не найти.

– Я постоянно чувствовала поддержку, – рассказывает педагог, – и не только от своего класса, но и от других детей, в том числе выпускников, даже тех, кто окончил школу несколько лет назад. Мне писали эс­эмэски, а те, кто не знал номера моего телефона, но подписаны на меня в Инстаграме, писали там. Прозвучит банально, но все эти сообщения и добрые слова согревали душу, было безумно приятно осознавать, что дети за меня волнуются, им небезразлично, чем я живу и к чему стремлюсь.

Фатима Магомедовна рассказывает, что конкурс произвел на нее очень сильное впечатление. Было много переживаний, а уж нервов потрачено – не счесть! Особенно для человека ранимого и впечатлительного, а именно к таким относит себя Фатима. Но конкурсные испытания закончились, и остались лишь приятные воспоминания, а еще знакомства с самыми разными людьми из всех уголков нашей страны. «Мы все связаны, всегда можем обратиться за помощью друг к другу», – говорит Фатима.

Участие в конкурсе подтолкнуло ее как учителя информатики к творческому росту. Требовались огромные силы – и моральные, и физические, чтобы выступать и готовиться. Она по-другому увидела особенности работы учителя и уникальность своей профессии. Поняла, что обязательно надо совершенствоваться, чтобы укреплять свой статус учителя. Теперь своим коллегам Фатима советует обязательно участвовать в конкурсе, потому что это дает возможность вырваться из обыденной жизни и оказаться в самой гуще событий. А главное – по-новому увидеть свои собственные возможности и осознать их намного шире.

Сразу после конкурса Эсмурзиевой предложили должность заместителя директора, правда, не в гимназии, а в другой школе. Она проработала год и поняла, что руководящие должности ее не привлекают, это не ее. Она хочет оставаться просто учителем. После окончания учебного года снова вернулась в гимназию, в свой кабинет, к любимой информатике и ребятам.

О гимназии Фатима готова рассказывать много. Рассчитанная на 300 с лишним мест, она вмещает гораздо больше учеников и носит имя классика ингушской литературы, поэта, драматурга, писателя и переводчика Саида Чахкиева. В республике гимназия занимает четвертое место среди лучших школ по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России в 2020 году. В классе, который выпустила Фатима Магомедовна, было 24 ученика, из них шесть медалистов, и больше половины – 15 человек – сейчас обучаются в московских вузах. Учитель гордится своими выпускниками, говорит, что очень много сил вложила в этих ребят. Так получилось, что одновременно участвовала в конкурсе и выпускала свой одиннадцатый класс. Теперь взяла паузу в классном руководстве, нужно восстановить силы.

– Классный руководитель – это как вторая мама, надо целый день проводить со своими детьми, во всяком случае стараться так поступать. Поэтому пока я решила взять небольшой перерыв по классному руководству.

На мой вопрос, что самое сложное в современных детях, моя собеседница ответила, что дети сегодня в целом очень хорошие, умные, отлично разбираются в гаджетах, но в этом кроется и их главная беда. Они хуже общаются друг с другом, и год от года эта проблема становится сложнее и глубже. Ребята больше времени отдают компьютеру и новым информационным технологиям, а про элементарные навыки общения, необходимые в их возрасте, забывают. Они меньше общаются, не так активны, как их сверстники лет 10‑15 назад, и в итоге они более одиноки.

– Мне необходимо на уроках применять гаджеты, и я это делаю, мы с ребятами с удовольствием пользуемся ими. Для меня это не является проблемой. Но в целом проблема есть, она больше психологическая, потому что дети перестают активно общаться друг с другом. Учитель может и должен в этом случае помогать детям, должен учить их общаться. На это направлены различные педагогические приемы.
Например, работа в группах сближает детей, поэтому мы работаем в группах. Также я активно использую внеурочные мероприятия. Наши ребята очень любят КВН, когда командами соревнуются друг с другом. Это тоже помогает сплочению, учит ребят общаться друг с другом.

– Должен ли учитель информатики обладать навыками психолога?

– Конечно. Не важно, преподает он информатику или литературу, но он должен стараться помогать детям как психолог. Если я вижу, что у ребенка нет настроения, я на него не давлю. Понимаю, что у него могут быть проблемы в семье или в общении. Поэтому я стараюсь быть аккуратной. Думаю, каждый учитель должен так поступать. Еще надо стараться вывести ребенка на диалог, чтобы помочь, объяснить, что проблема не такая трудная и страшная, чтобы так переживать. И постараться решить проблему вместе.

– Ваши ученики задают вам сложные вопросы?

– Да, бывает. Если я понимаю, что в данный момент не готова ответить, тогда предлагаю поискать ответы вместе. Мы можем даже остаться на перемене, зайти в Интернет (в любой поисковик) и вместе начать искать ответы. Такая совместная работа тоже сближает с детьми, они чувствуют внимание учителя, это вызывает доверие.

Возможно, и в своей юности, когда Фатима, будучи одиннадцатиклас­сницей, задумалась о выборе будущей профессии, именно доверие, возникшее между ней и учителем, повлияло на окончательное решение. До десятого класса девушка мечтала стать врачом, и казалось, это решение неизменно. Но в одиннадцатом классе к ним пришла новая учительница литературы, и дети в нее как будто влюбились, так понравились ее уроки! Фамилия ее забылась, учительница проработала у них всего пару месяцев, зато имя и отчество – Марина Исламовна – запомнили надолго. А впечатления от уроков остались самые яркие!

Фатима говорит, что, когда училась, ей пришлось сменить несколько школ. И в каждой были педагоги, оставившие след в ее жизни. Особое место занимает Валентина Андреевна Барабах, учитель математики школы №37 поселка Карца Республики Северная Осетия – Алания.

– Она помогла мне поверить в себя и раскрыть свой потенциал, ее наставления и пожелания я помню до сих пор. Когда я уходила, первая четверть только началась, оценок было немного, и они были выставлены в табель успеваемости, тогда еще выставляли ручкой. Я зашла к Валентине Андреевне попрощаться, а она, увидев мои хорошие оценки по своему предмету, взяла у меня табель и доставила несколько троек со словами: «Докажи и покажи им, что ты знаешь математику на «отлично». В тот момент меня это расстроило, и я была даже обижена на нее, но позже я поняла, почему она так сделала. На ее уроке я всегда работала активно, а я немного лентяйка, но ей удавалось разными приемами меня растормошить. Тройки не дали мне расслабиться. В новой школе я доказала, что знаю математику на «пять», но работала уже не так активно, не было того энтузиазма, того задора на уроке, хотя учителя меня и хвалили. Перед моим уходом мы долго говорили с Валентиной Андреевной, впервые я с ней так беседовала, и она вселила в меня уверенность, что все у меня получится. Потом в школе №1 города Малгобека меня встретила Любовь Магометовна Темирбиева, мой классный руководитель и учитель математики. Я очень переживала переезд и переход в новую школу, а эта учительница приняла меня как давнюю знакомую, благодаря ей я сразу влилась в классный коллектив. Через год Любовь Магометовна уехала в другой город, у нас появился новый классный руководитель – учитель русского языка и литературы Бекбузарова Ася Иссаевна, необыкновенно добрая, она лучилась теплом и любовью! Она не только хорошо объясняла материал, но и учила нас, что в любой ситуации главное – оставаться человеком. Я могу долго рассказывать о своих учителях, которые невольно оставили в моем сердце неизгладимый след, думаю, именно благодаря им я выбрала профессию учителя. И поняла, что главное – не только хорошо знать свой предмет, но и быть хорошим психологом, относиться к детям с теплотой и любовью.

О своем предмете – информатике – Фатима тоже готова рассказывать много. Оканчивала Ингушский государственный университет по специальности «математика», но когда пришла работать в школу, там как раз вводили новый предмет – информатику. Сначала молодой учительнице дали немного часов, но предмет ей понравился, начала осваиваться, прошла обучение и, как сама говорит, потихоньку ушла в информатику с головой. Теперь чувствует себя в ней отлично! Нисколько не жалеет, что ведет именно ее, так как «все мы живем в век информационных технологий и должны уметь работать с гаджетами». Дети больше заинтересованы именно в информатике, однако есть и свои нюансы. Обычно предметом больше увлекаются ребята, но иногда встречаются и девочки, проявляющие незаурядные способности. Чаще это отличницы, которые хорошо учатся по всем предметам, в том числе по информатике. Но в этом году, говорит Фатима Магомедовна, одна ее ученица-одиннадцатиклассница решила выбрать для себя профессию программиста. Конечно, учителю информатики такой выбор очень приятен, поэтому занимаются они не только на уроке, но и на дополнительных занятиях.

У самой Фатимы желания пойти в программисты не появилось ни разу. Хотя в работе учителя всякое бывает, и усталость с годами накапливается, но менять школу на что-то другое ей даже в голову не приходило. Потому что, каким бы ни было настроение, когда приходишь на урок «и видишь заинтересованные лица и горящие глаза учеников, когда урок проходит так, что тебе самой нравится, а в конце дети благодарят, все невзгоды уходят, и появляются новые силы»! И никакое профессиональное выгорание уже не страшит.

Еще, конечно, нужен хороший отдых. Моя собеседница любит отдыхать, прогуливаясь по парку, или за чтением книги. Любимое произведение – роман Идриса Базоркина «Из тьмы веков». Как считает Фатима, книга учит ценностям, морали и стойкости: «Идрис Муртузович Базоркин ярко описал картину жизни ингушского общества, его быт, обычаи и уклад жизни со всеми его атрибутами. Описал характеры и нравы ингушей, подлинные и законные».

Кроме чтения книг Фатима Магомедовна любит природу: аллеи парка или берег реки (вода успокаивает) помогают отрешиться от грустных мыслей. Иногда одиночеству предпочитает спокойную компанию друзей и путешествия по новым местам. Была в Москве, понравилось, теперь мечтает оказаться за границей, например, в Каппадокии, чтобы полетать там на воздушном шаре. Можно еще прыгнуть с парашютом где-нибудь в Жироне, в Испании. Говорят, там проводятся многие международные чемпионаты по парашютному спорту. Ну а если не получится туда съездить, не беда, можно махнуть в Швейцарию, в Альпы. Хотя самым любимым местом на земле всегда остается поселок Карца в Северной Осетии: «Там я жила с бабушкой, и это самое любимое мое место, с которым связаны самые добрые детские воспоминания! Все это было еще до войны…»

Кроме книг и прогулок на природе у Фатимы есть еще два очень интересных увлечения. В ее силах сделать любую девушку красавицей, так как она освоила основы профессии «визажист» и умеет управляться с любой косметикой и гримом. И еще она очень любит готовить, особенно национальное ингушское блюдо хьалтам дулх.

– Это похоже на галушки с мясом, и к этому блюду еще подается специальный соус из картофеля. Очень вкусно! Приезжайте к нам на Кавказ, я угощу!

Татьяна МАСЛИКОВА, Малгобек, Республика Ингушетия


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt