search
main
0

Хали-гали

Нейропсихологическая коррекция

На сегодняшний день уже ни для кого не секрет, что по разным причинам значительно увеличилось число детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Включение таких детей в общественную жизнь является одной из острых и дискуссионных современных проблем.

Работая над совершенствованием психолого-педагогических методов коррекции, наши педагоги увидели, что многие методы, ранее дававшие положительные результаты, перестают приводить к быстрой положительной динамике в развитии детей, увеличивается число детей с комбинированными нарушениями, сопровождающимися эмоциональными и поведенческими особенностями. Для того чтобы понять, как выстраивать работу с такими детьми, наши специалисты прошли обучение в Институте изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования по направлениям «Метод замещающего онтогенеза», «Гимнастика мозга», «Мозжечковая стимуляция».

По исследованиям российских нейропсихологов, около 85% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют те или иные нейропсихологические проблемы (А.В.Семенович, Б.А.Архипов). Приоритетное участие нейропсихологии – науки о формировании мозговой организации психических процессов человека – в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обилием разнообразных негативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Поэтому возникла необходимость внедрения методов и приемов нейропсихологической коррекции. В организации коррекционно-развивающей среды нами активно используются следующие комплексы упражнений:

мозжечковая стимуляция – специально разработанный комплекс упражнений, позволяющий развивать участки мозга, формирующие различные навыки. Упражнения по стимуляции реализуется посредством специального оборудования «Баламетрикс», через упражнения на мячах-прыгунах, балансиры для рук.

Комплекс дыхательных упражнений позволяет развивать правильное дыхание, оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Комплекс упражнений успокаивает и способствует концентрации внимания. Необходимо, чтобы ребенок дошкольного возраста правильно дышал.

Кинезиологические игры направлены на развитие межполушарных связей.

Благодаря сенсорно-интегративным методам нервная система детей получает информацию от рецепторов всех чувств и затем организует их так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют дисфункцию сенсорной интеграции. Одна из наших задач как педагогов – найти оптимальное решение этой проблемы. Основные сенсорные системы – слуховая, зрительная, вкусовая, тактильная, вестибулярная, проприо­цептивная (ощущение относительного положения частей тела и их движения, иными словами, ощущение своего тела), обонятельная. Познание окружающего мира происходит через все органы чувств. Наши дети всегда хотят потрогать, пощупать, погрызть, покачаться на стуле, помять, порвать. Таким образом, они познают мир через все системы.

Как известно, ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. А у детей с ограниченными возможностями здоровья как раз этот вид деятельности является слабым звеном, поэтому игровая деятельность носит формальный характер. Учитывая эти дефициты, мы в дошкольных группах создаем большое количество интегративных развивающих игр, направленных на развитие не только предметных действий, мыслительных операций, но и сенсорных систем. Хочется обозначить небольшой перечень сенсорно-интегративных развивающих игр, которые заинтересовали наших детей:

– «Тактильное лото» развивает тактильные ощущения, знакомит детей с качеством материалов и их свойствами;

– «Маленький парфюмер» и лото «Запах, я тебя знаю» развивают обоняние. Дети узнают, зачем им нужен нос, знакомятся с внешними признаками этого органа обоняния и его функциональными возможностями при различении обонятельных характеристик предмета путем активного обследования его осязаемых признаков. Работа, направленная на развитие обоняния у детей, решает две основные задачи: развитие осведомленности о различных запахах и умение различать простые запахи;

– «Скоростные колпачки» помогает детям закрепить эталоны цвета, развивает быстроту реакции, слуховое внимание, учит детей анализировать, ощущать свойства предметов;

– «Тик-так, бум» тренирует способность детей быстро думать в экстремальной ситуации;

– «Барабашка» через предметную деятельность развивает внимание дошкольника, способствует улучшению всех его характеристик, в первую очередь такой, как распределение (необходимо держать в поле внимания два признака), повышает и тренирует функцию самоконтроля и стрессоустойчивость, навык быстрого принятия решения в условиях конкуренции, учит детей производить анализ и синтез, ощущать свойства предметов;

– «Не раскачивай лодку» способствует развитию ловкости, сообразительности, скорости мышления, помогает ощущать предмет в пространстве;

– «Хали-гали» тренирует быстроту реакции, сообразительность, слуховое внимание;

– «Жили-были» в первую очередь развивает связную речь, внимание, мышление, воображение, память.

Большое количество конструкторов разной фактуры и разных механизмов конструирования: деревянные, тканевые, мягкие, магнитные, пластиковые и металлические с болтовыми соединениями, криволинейные контурные (из гибких пластмассовых трубочек), суставные, конструкторы-лабиринты.

Нейропсихологический подход становится не только средством развития всех высших психических функций, но и одним из важнейших условий подготовки ребенка с ОВЗ к школе.

Вспоминаю Франсуазу Дольто.

«А ты, Франсуаза, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» – спросил ее кто-то из взрослых, когда ей было около восьми. – «Врачом-воспитателем». – «Что это значит?» – «Это значит быть таким врачом, который знает, что дети иногда болеют от того, как их воспитывают».

Давайте мы с вами всегда будем стоять на стороне наших детей и их потребностей!

Юлия КОПТЕВСКАЯ, воспитатель школы №1359 имени авиаконструктора М.Л.Миля

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте