search
main
0

Гуманитарные приоритеты обороны России

В Москве под руководством начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны РФ генерала армии Николая Панкова прошел учебно-методический сбор руководящего состава органов военного управления и начальников кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин высших учебных заведений Минобороны. Организационным обеспечением руководил начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ – заместитель начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны РФ генерал-полковник Николай Резник. В работе сбора приняли участие представители Администрации президента и парламента России, Минобрнауки, силовых структур, военных и гражданских вузов. Он был посвящен выработке единых подходов к совершенствованию образовательного процесса, преподавания гуманитарных дисциплин и научно-методического обеспечения воспитательной работы в военных вузах. Мы попросили генерала армии Николая ПАНКОВА и генерал-полковника Николая РЕЗНИКА рассказать о проблемах, которые были в центре обсуждения.

– Одной из примет перемен в армии стали ежегодные сборы руководителей и специалистов системы военного образования. Почему для очередного сбора из многих задач реформы военного образования выбраны именно гуманитарные, воспитательные?

Начальник Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны РФ генерал армии Николай ПАНКОВ (Н.П.):

– Предметом сбора стали ключевые проблемы подготовки военных кадров в комплексе, потому что это человеческий фактор, решающий во всей структуре модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации на современном этапе. Реализация федеральной программы реформирования системы военного образования, укрепление офицерского корпуса – в ряду важнейших задач укрепления обороны страны.

В прошлом году на сборе руководящего состава органов военного управления и вузов Минобороны была определена приоритетная задача – сосредоточить усилия на создании условий для формирования профессионально зрелой и духовно богатой личности будущего офицера. Новым шагом по этому пути стал нынешний учебно-методический сбор.

Сегодня как никогда возрастает значимость формирования мировоззрения, духовно-нравственных качеств пополнения офицерского корпуса. На умы и души будущих офицеров влияют кардинальные изменения в российском обществе. В нем отчасти деформировались нормы морали – верности традициям нашего народа и долгу гражданина России, любви к Родине и готовности к ее защите. Ныне общество по-новому осмысливает важнейшие духовные ценности, такие как Отечество и патриотизм, верность традициям, долг и честь, готовность самоотверженно служить Родине и многие другие.

– Насколько изменились отношение молодежи к профессии офицера и мотивы ее выбора?

Начальник Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ – заместитель начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны России генерал-полковник Николай Резник (Н.Р.):

– 15-20 лет назад юношу вели в военный вуз, в основном, моральные мотивы. Ныне на первом месте – материальная заинтересованность, семья, карьера, профессиональный успех в обществе и только затем – духовные. Снижение престижа военной службы привело к уменьшению конкурса в ряде вузов Минобороны. Например, в вузы Ракетных войск стратегического назначения (РВСН) за последние 4 года он снизился с 2,4 до 1,2 человек на место.

Опросы на выпускных курсах вузов Минобороны России показали, что лишь каждый четвертый выпускник намерен связать свою судьбу с военной службой; 7% выпускников планируют уволиться сразу после окончания вуза, 6% – до истечения срока первого контракта. В то же время для курсантов-выпускников остаются значимыми государственно-патриотические мотивы. Так,18% стремятся начать офицерскую службу там, где труднее всего, 20% – испытать себя в экстремальных условиях, «горячих точках», 85% твердо уверены, что смогут выполнять боевые задачи. Абсолютное большинство (94%) высоко оценивает свою готовность к отражению внешней агрессии, участию в миротворческих операциях, восстановлении конституционного порядка.

– Общественность возлагает надежды на офицерский корпус и традиционную роль армии как школы возмужания молодежи. Они звучат в дискуссиях, «круглых столах», информационных акциях «Учительской газеты» и «Военного образования» в поддержку армии: «Помоги защитнику России!», «Станет ли солдат студентом?» и других. К примеру, за «круглым столом» «Военного образования» в МГУ сержант запаса Александр ЮДИН выразил общее мнение: «Прежде всего нужно… принимать в военные вузы настоящих патриотов, а не тех, кто идет в них «откосить» от солдатской службы. Только высокообразованный и преданный делу офицер-патриот может привнести в солдатскую жизнь что-то доброе, полезное. И любой солдат почтет за честь брать с него пример».

Н.П.: Во все времена именно трудами офицерского корпуса наша армия становилась школой духовно-нравственного развития молодежи, воспитания чести и достоинства, преданности Отечеству. Ныне от офицеров зависит успех военной реформы, будущее Вооруженных Сил, безопасность России. Столь ответственная миссия требует патриотизма и профессионализма, умения работать с людьми, воспитывать их. Профессионализм офицеров все теснее переплетается с духовной культурой общества. По существу, перед нами стоит стратегически важная для страны задача – формирование гуманитарного сознания российского офицера.

На подготовку офицеров влияют социально-политические и экономические изменения в стране, ухудшение демографической ситуации, материальное положение различных социальных групп. Из года в год заметно снижается общеобразовательный уровень выпускников школ, поступающих в военные вузы. Это заставляет повышать эффективность системы профессионального отбора. В его основе – не только оценка знаний, образовательных способностей и здоровья, но и ценностных ориентаций, мотивации к овладению профессией офицера.

К сожалению, встречаются молодые офицеры – знатоки своего дела с прекрасной эрудицией, которые из-за неумения работать с подчиненными теряют уверенность в себе, перспективу служебного роста и решают досрочно уволиться в запас. Первопричина в том, что вуз не дал им знаний и навыков воспитательной работы.

Н.Р.: Выпускники военных вузов испытывают «мировоззренческий голод». Лишь 27% из них оценивают свои гуманитарные знания как достаточные, 36% не удовлетворены организацией обучения в вузе. Причина еще и в том, что учебное время на гуманитарные и социально-экономические дисциплины резко сократилось. В целом, они занимают до 25% учебного времени. В 1988 г. обществоведческим наукам отводили 590 часов, историческим – 476, а в 2000 г., соответственно, 260 (сокращение в 2,3 раза) и менее 180 (в 2,6 раза меньше). Это противоречит современным требованиям к гуманитаризации образования. Безусловно не в ущерб специальной подготовке.

– А если сравнить наш опыт с зарубежным?

Н.Р.: В военно-учебных заведениях США и Западной Европы объемы гуманитарных дисциплин значительны. В американских военных училищах им отводится до 50% учебного времени на 1 курсе, до 30% – на 2-м, до 60% – на 3-м и до 70% – на 4-м. По мнению Минобороны США, военные дисциплины не должны превышать 15% общего объема учебного времени.

Директива № 5/94 сухопутных войск США требует: «Кандидат в офицеры должен быть способен и готов с полной ответственностью выполнять функции командира, воспитателя и учителя по отношению к солдатам, верно служить своей родине и образцово выполнять свой долг».

В американской высшей школе утвердилось мнение: без знания истории, философии, экономики, политологии, социологии любой специалист из любого вуза не может считаться грамотным.

Подобный подход присущ и так называемым «университетам» бундесвера. В подготовке немецких офицеров широко представлены политические науки (теория политики, управления, международные отношения, проблемы мира и конфликтов); история, государственное и военное право, педагогика, социология, социальная этика, христианское социальное учение и другие.

Таковы мировые тенденции развития военного образования.

– Как упрочить духовный фундамент офицерского профессионализма?

Н.П.: На это нацелена модернизация системы военно-гуманитарной подготовки офицерских кадров. Мы исходим из того, что вне зависимости от профиля военного вуза все его питомцы – будущие воспитатели подчиненных. Новые грани их работы связаны с переводом ряда частей и подразделений на контрактный способ комплектования.

На сборе выдвинуто требование – разработать и внедрить в каждом вузе отражающую его специфику образцовую систему целенаправленного, комплексного формирования у будущих офицеров навыков воспитательной работы. Активное участие в его реализации будут принимать кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, которые в военных вузах заняты не только обучением, но и научно-методическим обеспечением воспитательного процесса.

Эти проблемы мы рассмотрели в комплексе с другими. Для повышения качества подготовки офицерских кадров должны быть образцовыми образовательный процесс и уклад повседневной жизнедеятельности военно-учебного заведения. С первых дней в его стенах курсант должен видеть достойные образцы для подражания, самое лучшее, передовое в учебе, в быту и в службе. Поэтому участники сбора остро ставили вопросы стиля руководства, работы с педагогическими и командными кадрами, укрепления дисциплины, воспитания курсантов, социальные проблемы и предлагали меры для их решения.

– Какова кадровая «мощность» кафедр гуманитарных и социально-экономических дисциплин?

Н.Р.: Кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин во многих вузах сохранили педагогические кадры, эффективную систему работы. В среднем их укомплектованность составляет 80%, но есть такие, где преподавателей с учеными степенями или званиями менее 30%. Упразднение подготовки в Военном университете педагогов гуманитарных и социально-экономических дисциплин болезненно сказалось на всех вузах Минобороны. Последний выпуск – 39 преподавателей – психологов, политологов, социологов состоялся в 2002 г. Отток квалифицированных педагогов привел к снижению требований к кандидатам на должности преподавателей. Возросло число начинающих офицеров-педагогов. Низкая зарплата затрудняет подбор квалифицированных специалистов на должности гражданского персонала.

Подготовка педагогов на базе докторантур и адъюнктур не обеспечивает в полном объеме выполнение требований к комплектованию вузов высококвалифицированными педагогическими кадрами. Нам предстоит реализовать комплекс мер, нацеленных на повышение авторитета профессорско-преподавательского состава вузов и стимулирование педагогической деятельности. Будем добиваться, чтобы преподавателями вузов становились лучшие офицеры, в том числе отобранные из войск.

– Что делается для укрепления кадров воспитательной работы?

Н.П.: С 2000 г. в Военном университете – базовом вузе подготовки специалистов воспитательных структур – на факультете руководящего состава возобновлена очная подготовка заместителей командиров полков, бригад (кораблей 1 ранга) по воспитательной работе с высшим военным образованием, с 2004 г. начато их заочное обучение. До 2002 г. специалистов военно-гуманитарного и педагогического профилей, психологов и социологов готовил только Военный университет. В 2002 – 2003 гг. их стали учить еще в 10 вузах Минобороны. Офицеров запаса по 6 специальностям готовят военные кафедры при 28 гражданских вузах.

В декабре 2003 г. в Главном управлении воспитательной работы (ГУВР) Вооруженных Сил РФ создан отдел вузов и кафедр гуманитарных дисциплин. В 2005 г. Приказом министра обороны РФ на ГУВР возложен широкий круг функций, связанных с преподаванием гуманитарных и социально-экономических дисциплин в военных вузах и научными исследованиями в этой сфере.

С созданием принципиально новых органов воспитательной работы и повышением требований к ним потребность в высокопрофессиональных специалистах значительно выросла. По сути, офицеры-воспитатели должны быть социальными менеджерами, социальными управленцами с высокими нравственными качествами, профессионалами человековедения – теории и практики воспитательной работы, морально-психологического обеспечения.

Эффективно организуют их подготовку органы воспитательной работы Главного командования Сухопутных войск, Службы расквартирования и обустройства Минобороны, в Новосибирском высшем военном командном училище, Военном инженерно-техническом университете, Санкт-Петербургском высшем военном училище радиоэлектроники и ряде других вузов. Должен констатировать, что, к сожалению, обучение офицеров-воспитателей, их материальное и методическое обеспечение еще далеки от совершенства.

– Встречаясь с журналистами «Учительской газеты» и «Военного образования», вы высказали большую заинтересованность руководства Минобороны в патриотическом воспитании в школе и в том, чтобы газета оказывала активную информационную поддержку этой работе. Ее опыт «Военное образование» аккумулирует и пропагандирует из номера в номер и в Интернете. Ныне эта тема приобретает новое звучание.

У школы осталось два учебных года, чтобы к сокращению вдвое срока службы по призыву научиться поставлять армии молодежь, подготовленную к службе. Иначе армии может не хватить времени, чтобы за год из беспомощных неумех сделать хороших солдат.

К тому же, парламент работает над устранением противоречия законов «Об образовании» и «О воинской обязанности и военной службе». Подготовка к армии из факультативных, добровольно изучаемых предметов школьной программы окончательно перейдет в число обязательных. Противников нововведения хватает, а вот базы, кадров у школы нет. Бесспорно, это проблемы образовательного ведомства, а не армии. Но если военное дело в школе станет игрой в бравого солдата Швейка, будет дискредитирована сама идея. Как в школе использовать армейский опыт военно-патриотического воспитания? Какие подходы подсказывает система военного образования?

Н.Р.: К сожалению, система дошкольного и школьного воспитания сегодня не формирует у подрастающего поколения качества гражданина и патриота, необходимые защитнику Отечества. В большинстве семей детей ориентируют на достижение материального благополучия, которого в полной мере воинская служба в наши дни не дает. Играми в бравого солдата Швейка эти духовные, нравственные потери не восполнить. Школа и армия должны вместе решать общенациональные задачи безопасности России. Система военного образования подсказывает школе ключ к военно-патриотическому воспитанию детей и подростков. Наряду с образованием и физическим воспитанием гуманитарный стержень является главенствующим в формировании полноценной личности с развитыми качествами гражданина и патриота России.

Кстати, участники сбора приводили примеры того, как военные вузы помогают школам. Капитан 1 ранга Сергей Данильченко рассказал о реализации Тихоокеанским военно-морским институтом им. С.О. Макарова информационно-образовательного проекта «Морская душа». Один из его элементов – проведение Дней морской славы России в общеобразовательных учреждениях, чтений, конференций с участием военных моряков, студенческой и школьной молодежи, ветеранов.

В Ставропольском военном институте связи Ракетных войск подполковник Ковалев защитил кандидатскую диссертацию по теме «Довузовская военно-профессиональная подготовка юношей школьного возраста».

Курсанты Ярославского высшего зенитного ракетного училища ПВО ведут пропагандистскую работу по военно-патриотической тематике в кадетских классах, подшефных школах и вузах. В училище подготовлено учебно-методическое пособие о патриотическом воспитании школьников.

Н.П.: Мы пригласили на наш сбор представителей Аппарата Президента России, профильных комитетов Совета Федерации и Госдумы, министерств и ведомств, руководящий состав органов военного управления Вооруженных Сил, представителей вузов других силовых структур и образовательных учреждений Москвы, чтобы проинформировать о нашей работе и активизировать взаимодействие.

Федеральная программа реформирования системы военного образования предусматривает эксперимент по подготовке офицеров по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей из студентов гражданских вузов с последующей службой по контракту.

Вооруженные Силы, система военного образования активно идут навстречу школе. В числе подшефных воинских коллективов, в том числе и вузовских, – около тысячи школ, интернатов, клубов, других учреждений образования. На базе военных вузов и суворовских училищ проводятся военно-патриотические слеты, «Зарницы» и другие военно-спортивные игры, работают секции, кружки. В военно-учебных учреждениях есть структуры довузовской подготовки школьников. Армия в своем практическом опыте активно участвует в решении проблемы детской безнадзорности. В ее строю сотни «сыновей полков». Словом, передача армейского опыта школе идет на пользу по многим направлениям.

По большому счету, школы, военные и гражданские вузы – одна национальная система российского образования. Их подходы к решению общенациональных задач укрепления интеллектуального и кадрового потенциала, безопасности России должны быть едиными и дополнять друг друга.

До 2010 г. нам предстоит напряженная, многоплановая работа по реформированию системы военного образования. Она призвана обеспечить духовно и профессионально зрелое пополнение офицерского корпуса армии и флота России, верное чести и долгу, традициям беззаветного служения Отечеству.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте