search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России

Гуманитаризация школьного курса математики

Татьяна Молчанова – участник нашего первого конкурса “Сто друзей”. Ее работы получили высокую оценку экспертов. Во втором конкурсе Молчанова приняла участие сразу в нескольких номинациях методического состязания. По направлению “Маленькие находки” представлена система творческих работ. Труд “Дополнительное математическое образование “Математика и Мир” с приложением тематического планирования курса “Школа занимательных наук с математическим уклоном” и разработка занятия “Посвящение нулю” касается внеклассной деятельности учителя. Есть в послании Т.И.Молчановой и уроки-игры, и сценарий классного занятия “Вокруг да около круга”. Наш эксперт, учитель математики, кандидат педагогических наук Алексей Азевич считает: “Труд Татьяны Исидоровны заслуживает серьезного внимания, поскольку представляет действительно интересную исследовательскую работу, в которой изложена собственная концепция обучения. Главное – в системе представленной работы видна ясная цель, положительные результаты и перспективы дальнейшей деятельности педагога”. К сожалению, мы не имеем возможности опубликовать всю систему ростовского учителя. Представляем ее часть – материал в номинации “Технологии и методики преподавания”.

Гуманитаризация математики – это реконструкция математического образования, перевод его на гуманитарную основу. Этот перевод позволяет разрешить некоторые противоречия в образовании, выполнить социальный заказ общества на определенном витке его развития и получить положительные результаты.

Гуманитаризировать школьный курс математики – значит создать повторяющуюся инвариантную систему действий:

1) приближение математики к человеку, его интересам, потребностям и способностям (создание эмоционального фона, показ личностной значимости изучения математики, предоставление возможности изучения себя посредством математики, раскрытие философского вопроса “Зачем я в этом мире?” и т.д.);

2) создание целостного знания о мире (интегрированные уроки, курсы, исследовательские работы на стыке нескольких наук, уроки целостного восприятия объекта и образа, уроки практической направленности и т.д.);

3) организация разнообразных видов деятельности для самовыражения и самоутверждения, поддержка и стимулирование самостоятельного творчества.

Условимся считать, что:

1) Цель гуманитарного образования – человек, нашедший смысл в том, чтобы совершенствовать себя и окружающий мир, а для этого познающий мир в его многообразии. Он сознает единство человека и природы, рассматривает себя как часть природы и несет ответственность за свое совершенствование.

2) Математические знания являются неотъемлемой частью общекультурного компонента образования.

Гуманитаризация математики – это комплекс мер, направленных на приоритетное развитие общекультурного компонента образования и позволяющих ученику стать активной, творческой свободной личностью, способной адаптироваться в любых социальных условиях.

А так ли необходима гуманитаризация математики? Вот некоторые проблемы, стоящие перед учителем, и способы их решения (см. таблицу).

Подытожим. Учитель математики должен на уроке и во внеурочное время возбудить интерес ко всему миру, проводить занятия в атмосфере интеллектуальных, нравственных переживаний, столкновений различных мнений, взглядов, позиций, поиска истины. Его цель – помочь ученикам понять смысл жизни, показать детям мир в его единстве, его внутреннюю гармонию, соразмерность, а также выявить противоречия. Учитель должен научить ребят общаться друг с другом на материале предмета, преодолевать трудности и радоваться препятствиям, возникающим при знакомстве с новым материалом. Помочь осознать личностную значимость математических знаний для каждого человека. Научить думать на материале математики, самообразовываться и переносить знания на внеучебную деятельность. Предоставить ученику право выбора и право нести ответственность за свой выбор. Эти общекультурные компоненты образования позволяют сформировать широко образованного, интеллектуально развитого человека, который воспринимает мир с его противоречиями, пытается изменить его и несет ответственность за свои поступки. А это и есть цель гуманитарного образования.

Гуманитаризация школьного курса математики может проходить по следующим направлениям:

1. Восстановление гуманитарных начал математики (использование элементов историзма – знакомство с творцами идей, история возникновения и развития математических теорий, вскрытие философских начал математики, раскрытие духовного назначения математики).

2. Привнесение в методику преподавания математики стиля, методов и форм, присущих гуманитарным наукам:

а) использование сведений из гуманитарных дисциплин (стихотворения, интеллектуальные пятиминутки, музыкальные паузы, показ репродукций картин, фразы на иностранных языках, изречения, эпиграфы к урокам и т.д.;

б) введение уроков-сказок, уроков-диспутов, уроков-судебных заседаний, уроков-рассуждений и т.д.

3. Приближение математики к человеку и общественному бытию:

а) показ области приложений математических методов,

б) применение математических знаний в повседневной практике,

в) показ личностной значимости изучения математики,

г) интеграция математики и гуманитарных наук, математики и естественных наук, внутренняя интеграция математики (интегрированные уроки, интегрированные курсы, уроки целостного изучения объекта и его образа).

4. Предоставление возможности реализации индивидуальных способностей через разнообразие видов творчества и стимулирование самостоятельного творчества:

а) введение системы творческих, исследовательских работ для всех,

б) разработка и внедрение в практику индивидуальных заданий, учитывающих особенности развития ребенка,

в) систематичность и разнообразие внеклассной работы.

Я выделяю следующие ступени гуманитаризации:

1) Внесение в урок эмоциональных моментов, связанных с историей, литературой, музыкой.

Творческое задание всему классу по некоторым темам.

Отдельные элементы внеклассной работы в классе.

2) Создание отдельных уроков – интегрированных, нетрадиционных, практической направленности, целостного восприятия объекта и образа.

Практические, творческие работы по большинству тем.

Отдельные внеклассные мероприятия в классе.

3) Создание отдельных курсов на гуманитарной основе.

Творческие дифференцированные задания по темам программы и на развитие общего кругозора.

Организация внеклассной работы по горизонтали.

4) Введение в математическое образование линии на создание эмоционального, общекультурного фона. Вдохнуть жизнь в школьный курс математики.

Систематизация творческих дифференцированных заданий по темам всего школьного курса.

Организация внеклассной работы по вертикали.

5) Сведение в единый комплекс “включений” в урок, отдельно взятых нетрадиционных уроков, системы дифференцированных творческих, практических и исследовательских работ, системы дополнительного математического образования и программного материала.

На всех ступенях гуманитаризации чрезвычайно важно создавать условия для целенаправленной деятельности ребят, для их творчества.

Творчество является стержнем гуманитаризации, причем творит не только ученик, но и учителя. Преподаватель создает повторяющуюся инвариантную систему педагогических действий и средств, применяемую в определенном порядке для достижения гарантированного результата. А это и есть технология, причем гибкая. Ее особенности:

– учитывает индивидуальные особенности ребенка;

– не допускает чрезмерной эмоциональной, нервной, интеллектуальной нагрузки при освоении учебного материала;

– обеспечивает благоприятный морально-психологический климат в классном коллективе (создает условия для удовлетворения базовых потребностей в самовыражении, в защищенности, в признании индивидуальности ребенка);

– создает условия для самостоятельной защиты ребенка от стрессов.

Задача учителя – развернуть перед взором школьников спектр разнообразных видов деятельности, отвечающих их интересам и возможностям, но особо поощрять самостоятельные поиски, самостоятельное творчество. Ученик должен иметь право выбора, возможность самоутвердиться, показать свою индивидуальность. Учитель должен помочь ученику узнать свои способности, увлечь и поддержать, показать ему результат его творчества, перспективы роста. Установка на реализацию цели – это и есть движущая сила самосовершенствования.

Методику гуманитаризации дать невозможно. Каждый учитель должен сам уравновесить содержание программы школьного курса математики и гуманитарный компонент, причем эта точка равновесия для каждого класса своя.

Гуманитаризация – это “психосберегающая” технология, учитывающая личностные особенности и специфику психики каждого ребенка, развивающая способности каждого ученика.

Татьяна МОЛЧАНОВА, учитель математики 101-й школы

Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте