Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Гуманистический потенциал работы. Так обозначен главный критерий оценки проектов участников Московского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»

УГ - Москва, №28 от 10 июля 2018. Читать номер
Автор:

Этот фестиваль позволяет рассуждать на одну из самых важных тем образовательного процесса: проектно-исследовательская деятельность в контексте инновационной системы образования.

Размышления по поводу объекта – современная инновационная система образования – и предмета исследования – проектно-исследовательская деятельность в рамках этой системы – мы (что естественно в дни осмысления нами всеми будущего нашей страны) начнем с концептуально важной позиции, обозначенной президентом В.В.Путиным в ходе инаугурации: мы должны обеспечить прорыв по всем показателям. В том числе и в образовании. При обсуждении в общественных кругах условий этого прорыва внимание сосредоточивается в основном на его экономических аспектах, а задача профессионального педагогического сообщества – определить его содержательно-структурные источники.И важнейшие потенциальные источники будущего прорыва видятся в системно организованной на разных ступенях онтогенеза проектно-исследовательской деятельности ребенка. Реалии будущего мира середины ХХI века, прогнозируемые футурологами, задают вектор развития школы в этом направлении.Понимание этого было отправной точкой при разработке программы и корректировке отдельных положений Московского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» на 2019 год. Фестиваль стал на протяжении более чем 10-летней истории его развития местом притяжения для интеллектуально одаренных учащихся, представляющих к обсуждению результаты своей проектно-исследовательской деятельности. Достаточно сказать, что в заочном этапе в последние годы участвует от 3000 до 4000 московских школьников. Лауреатами этого года по результатам участия в очном финальном этапе фестиваля стали 286 школьников из 101 комплекса. Как сетевой проект, фестиваль представляет комплексную систему различных форм научно-педагогической и практико-ориентированной активности сообщества ведущих высших учебных заведений и образовательных комплексов. Школа №1409 в совместной деятельности с соучредителями фестиваля – Московским педагогическим государственным университетом (при поддержке Управления межрегионального сотрудничества), Московским архитектурным институтом (Государственной академией), партнерами фестиваля – Высшей школой экономики, Московской государственной художественно-промышленной академией имени С.Г.Строганова, Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М.Сеченова, «Лабораторией Касперского», издательствами «Просвещение», «Национальное образование», журналом «Вестник образования России» – организует различные презентации и обсуждения проектов юных исследователей – дискуссионные площадки, выездные сессии, мастер-классы, разностороннюю экспертизу и защиту исследовательских проектов перед квалифицированным жюри.Дальнейшее развитие фестиваля в контексте освоения культуры проектно-исследовательской деятельности обучающимися потребовало принятия новых тактических решений на основе научно обоснованных ответов на запросы будущего.Надо отметить установку на актуализацию коллаборации в деятельности фестиваля. Коллаборация рассматривается нами в аспекте инновационной проектно-исследовательской деятельности как форма освоения юными исследователями следующих способов коммуникации: – взаимодействие в триаде автор – руководитель – консультант при работе над индивидуальным проектом; – работа в команде в качестве члена проектной группы; – формирование и управление проектной командой; – сотрудничество с представителями семьи как руководителями или консультантами по созданию научно-проектного продукта;- коммуникация с представителями социума, которым адресован продукт проекта;- взаимодействие с административными и общественными структурами, формирующими и предлагающими для проектного решения социально значимые задачи; – формирование позитивного имиджа проекта, разработка нормативных документов, медиапродуктов;- взаимодействие в триаде автор – эксперт – член жюри;- формирование сетевого проекта. На основании решения экспертного совета фестиваля были внесены определенные коррективы в критерии экспертизы исследовательского проекта и актуализированы позиции, нацеливающие проектную команду на совместный анализ своей деятельности. Обращаем внимание на еще одно важное для нас решение – разработать два оценочных кластера – в результате появилась возможность произвести полноценную экспертизу работы как на этапе ее заочного представления в письменном формате, так и на этапе устной презентации.Разработка отдельных кластеров для оценки письменного и устного текстов дала возможность сфокусировать внимание как экспертов и членов жюри, так и авторов на требованиях к речетворческой деятельности. Обладание так называемого поколения Z (2004+) вышеназванными компетенциями – необходимое условие развития общества, устремленного в будущее. Как и овладение цифровыми технологиями в соответствии с их поэтапным развитием.Задача формирования ответственного отношения к компьютерным технологиям как средству обучения и развития собственных интеллектуальных способностей решается в рамках программы подготовки проекта на уровне выполнения одного из требований к участникам фестиваля – оформление качественной слайд-презентации, а также на уровне требований к содержательной стороне проекта.Важно охарактеризовать еще одно принятое оргкомитетом решение: объединение фестиваля «Леонардо» с фестивалем «Маленький Леонардо» для дошкольников, который имеет не столь долгую, но не менее успешную историю становления. Такой вариант развития фестиваля был предложен Департаментом образования города Москвы и был воспринят оргкомитетом как несомненно продуктивный. В результате выстроилась эффективная модель осуществления проектно-исследовательской деятельности на разных этапах онтогенеза в соответствии с возрастными особенностями, психолого-педагогическими установками: дошкольный уровень – начальный школьный уровень – средний школьный уровень – предпрофильный уровень – профильный уровень.И последнее. Футурологи прогнозируют, что цифровое общество, в котором появятся новые профессии и уйдут в небытие многие из необходимых сегодня, повлияет на изменение поведенческих моделей и приведет к перекодировке на иные ценности. Подобные прогнозы хотелось бы несколько скорректировать. Да, развитие искусственного интеллекта, безусловно, влияет на форму взаимодействия человека с окружающим миром, но в наших силах (будем все-таки не только реалистами, но и оптимистами) не дать отречься поколению Z, а также предыдущим и последующим, от истинно гуманистических ценностей. Имея в виду особую значимость данной жизненной установки для юного человека, вступающего в будущее, мы определили на Московском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» критерий «гуманистический потенциал работы» как первый оценочный критерий результата его деятельности. Как ориентир. Как жизненную позицию.

И мы утверждаем: сохранение антропологических основ образования дарует нам всем такую возможность – сохранение человеческого в человеке мира будущего.

Ирина ИЛЬИЧЕВА,директор школы №1409, кандидат педагогических наук, председатель экспертного совета Московского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»; Ирина ПОДРУГИНА,профессор Института филологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, председатель оргкомитета Московского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту