search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Анатолий Вассерман рассказал студентам СКФУ, как запомнить большие объемы информации В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн В Казани проходит финал всероссийской олимпиады школьников по искусству Молодые педагоги ЯНАО смогут получить 600 тысяч рублей НКПТиУ возглавил рейтинг государственных колледжей в Ростовской области Учителем года в Краснодарском крае стала выпускница Кубанского госуниверситета Программы магистратуры вузы России станут создавать совместно с работодателями  Год счастливого детства стартовал в Чувашии
0

Гуманистический потенциал работы. Так обозначен главный критерий оценки проектов участников Московского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»

Этот фестиваль позволяет рассуждать на одну из самых важных тем образовательного процесса: проектно-исследовательская деятельность в контексте инновационной системы образования.

Размышления по поводу объекта – современная инновационная система образования – и предмета исследования – проектно-исследовательская деятельность в рамках этой системы – мы (что естественно в дни осмысления нами всеми будущего нашей страны) начнем с концептуально важной позиции, обозначенной президентом В.В.Путиным в ходе инаугурации: мы должны обеспечить прорыв по всем показателям. В том числе и в образовании. При обсуждении в общественных кругах условий этого прорыва внимание сосредоточивается в основном на его экономических аспектах, а задача профессионального педагогического сообщества – определить его содержательно-структурные источники.И важнейшие потенциальные источники будущего прорыва видятся в системно организованной на разных ступенях онтогенеза проектно-исследовательской деятельности ребенка. Реалии будущего мира середины ХХI века, прогнозируемые футурологами, задают вектор развития школы в этом направлении.Понимание этого было отправной точкой при разработке программы и корректировке отдельных положений Московского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо» на 2019 год. Фестиваль стал на протяжении более чем 10-летней истории его развития местом притяжения для интеллектуально одаренных учащихся, представляющих к обсуждению результаты своей проектно-исследовательской деятельности. Достаточно сказать, что в заочном этапе в последние годы участвует от 3000 до 4000 московских школьников. Лауреатами этого года по результатам участия в очном финальном этапе фестиваля стали 286 школьников из 101 комплекса. Как сетевой проект, фестиваль представляет комплексную систему различных форм научно-педагогической и практико-ориентированной активности сообщества ведущих высших учебных заведений и образовательных комплексов. Школа №1409 в совместной деятельности с соучредителями фестиваля – Московским педагогическим государственным университетом (при поддержке Управления межрегионального сотрудничества), Московским архитектурным институтом (Государственной академией), партнерами фестиваля – Высшей школой экономики, Московской государственной художественно-промышленной академией имени С.Г.Строганова, Первым Московским государственным медицинским университетом имени И.М.Сеченова, «Лабораторией Касперского», издательствами «Просвещение», «Национальное образование», журналом «Вестник образования России» – организует различные презентации и обсуждения проектов юных исследователей – дискуссионные площадки, выездные сессии, мастер-классы, разностороннюю экспертизу и защиту исследовательских проектов перед квалифицированным жюри.Дальнейшее развитие фестиваля в контексте освоения культуры проектно-исследовательской деятельности обучающимися потребовало принятия новых тактических решений на основе научно обоснованных ответов на запросы будущего.Надо отметить установку на актуализацию коллаборации в деятельности фестиваля. Коллаборация рассматривается нами в аспекте инновационной проектно-исследовательской деятельности как форма освоения юными исследователями следующих способов коммуникации: – взаимодействие в триаде автор – руководитель – консультант при работе над индивидуальным проектом; – работа в команде в качестве члена проектной группы; – формирование и управление проектной командой; – сотрудничество с представителями семьи как руководителями или консультантами по созданию научно-проектного продукта;- коммуникация с представителями социума, которым адресован продукт проекта;- взаимодействие с административными и общественными структурами, формирующими и предлагающими для проектного решения социально значимые задачи; – формирование позитивного имиджа проекта, разработка нормативных документов, медиапродуктов;- взаимодействие в триаде автор – эксперт – член жюри;- формирование сетевого проекта. На основании решения экспертного совета фестиваля были внесены определенные коррективы в критерии экспертизы исследовательского проекта и актуализированы позиции, нацеливающие проектную команду на совместный анализ своей деятельности. Обращаем внимание на еще одно важное для нас решение – разработать два оценочных кластера – в результате появилась возможность произвести полноценную экспертизу работы как на этапе ее заочного представления в письменном формате, так и на этапе устной презентации.Разработка отдельных кластеров для оценки письменного и устного текстов дала возможность сфокусировать внимание как экспертов и членов жюри, так и авторов на требованиях к речетворческой деятельности. Обладание так называемого поколения Z (2004+) вышеназванными компетенциями – необходимое условие развития общества, устремленного в будущее. Как и овладение цифровыми технологиями в соответствии с их поэтапным развитием.Задача формирования ответственного отношения к компьютерным технологиям как средству обучения и развития собственных интеллектуальных способностей решается в рамках программы подготовки проекта на уровне выполнения одного из требований к участникам фестиваля – оформление качественной слайд-презентации, а также на уровне требований к содержательной стороне проекта.Важно охарактеризовать еще одно принятое оргкомитетом решение: объединение фестиваля «Леонардо» с фестивалем «Маленький Леонардо» для дошкольников, который имеет не столь долгую, но не менее успешную историю становления. Такой вариант развития фестиваля был предложен Департаментом образования города Москвы и был воспринят оргкомитетом как несомненно продуктивный. В результате выстроилась эффективная модель осуществления проектно-исследовательской деятельности на разных этапах онтогенеза в соответствии с возрастными особенностями, психолого-педагогическими установками: дошкольный уровень – начальный школьный уровень – средний школьный уровень – предпрофильный уровень – профильный уровень.И последнее. Футурологи прогнозируют, что цифровое общество, в котором появятся новые профессии и уйдут в небытие многие из необходимых сегодня, повлияет на изменение поведенческих моделей и приведет к перекодировке на иные ценности. Подобные прогнозы хотелось бы несколько скорректировать. Да, развитие искусственного интеллекта, безусловно, влияет на форму взаимодействия человека с окружающим миром, но в наших силах (будем все-таки не только реалистами, но и оптимистами) не дать отречься поколению Z, а также предыдущим и последующим, от истинно гуманистических ценностей. Имея в виду особую значимость данной жизненной установки для юного человека, вступающего в будущее, мы определили на Московском фестивале творческих открытий и инициатив «Леонардо» критерий «гуманистический потенциал работы» как первый оценочный критерий результата его деятельности. Как ориентир. Как жизненную позицию.

И мы утверждаем: сохранение антропологических основ образования дарует нам всем такую возможность – сохранение человеческого в человеке мира будущего.

Ирина ИЛЬИЧЕВА,директор школы №1409, кандидат педагогических наук, председатель экспертного совета Московского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»; Ирина ПОДРУГИНА,профессор Института филологии Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, председатель оргкомитета Московского фестиваля творческих открытий и инициатив «Леонардо»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте