search
Топ 10
Не пойман – не вор: ЕГЭ глазами учителя Как влияют баллы ЕГЭ на получение золотой медали в 2022 году Гости из космоса: японские ученые показали фото и видео с изображением НЛО Где найти главный продукт для сердца, и что будет, если его употреблять ежедневно Бывшая балерина рассказала, как сделать ноги стройными, не изнуряя себя тяжелыми тренировками В Якутске чудом удалось спасти ребенка, который выпал из окна 12 этажа Жить в эпоху перемен: в Минобрнауки предложили запретить менять образовательные стандарты Холестерин, болезни сердца и сосудов: врач рассказала, какой продукт может причинить вред Муж в аренду: женщина придумала, как заработать на супруге, и написала объявление в соцсетях Какие вузы принимают с низкими баллами ЕГЭ В одном из лицеев Красноярска выпускной бал превратился в помолвку Ей было бы 50 – сегодня день рождения Саманты Смит, девочки, написавшей генсеку ЦК КПСС Бакалавр – в советские времена незавершенное высшее образование: в Госдуме обсудили развитие системы образования Путин объявил 2023 год в России Годом педагога и наставника Учителя и медсестры на 40% работают дольше положенного по трудовому договору времени Спикер Госдумы предложил проводить аттестацию учителей только на базе ведущих вузов Женщина, которой на днях исполнится 108 лет, рассказала, какой продукт помог прожить так долго В школах 45 российских регионов поручено ввести должность советника по воспитанию

Грядущих гроз багрянец

Очерки царской Смуты в Московском Кремле

Россия эпохи Средневековья – главная тема Музеев Московского Кремля. На протяжении нескольких лет учреждение готовит и представляет посетителям выставки, посвященные этой эпохе. После успешно проведенных проектов об Иване III, Иване Грозном и Борисе Годунове последовала выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лже­дмитрий». Более 10 российских музеев, а также «Зеленые своды. Государственные художественные собрания Дрездена» приняли участие в проекте, предоставив уникальные экспонаты, предметы церковного и декоративно-прикладного искусства.

Медаль в память коронования Лжедмитрия I. Санкт-Петербургский монетный двор
Фото предоставлено пресс-службой Московского Кремля

Смутное время России, последние годы XVI – начала XVII века, период в истории страны, ознаменованный социально-политическим и экономическим кризисами, войнами, гражданской междоусобицей, иноземной интервенцией. Короткий же срок царствования Лжедмитрия I пронизан мифами и загадочностью, но все же историография данного периода довольно обширна, и многие исследователи полагают, что начало Смуты было положено еще при Иване IV Грозном. Красный и серый – цвета художественного оформления, дизайна выставки. Олицетворение горя, бедствий, железа, стали, меди в борьбе за власть.

В выставочном зале Патриаршего дворца представлена первая часть выставки – экспозиция «Царский род в XVI столетии. От триумфа до угасания». Уникальные экспонаты, связанные с периодом правления последних Рюриковичей, можно увидеть в зале: патрональная икона (Иоанн Предтеча) царя Ивана Васильевича IV, Шапка Казанская, изготовленная специально в честь победы над восточным соседом – Казанским ханством. Отдельного упоминания заслуживает ковш, созданный повелением царя Ивана Васильевича из золота, взятого в Полоцке в 1563 году (экспонат предоставлен государственными художественными собраниями Дрездена – коллекцией драгоценностей). Полоцк – одна из побед Ивана Грозного в Ливонской войне.

Запутанно-смутное время продолжалось и после кончины Ивана IV Грозного. На престол взошел его сын и законный наследник – царь Федор Иоаннович. Беда была в том, что в браке нового царя и Ирины Федоровны Годуновой не было детей – прямых наследников. Принято считать, что в заговоре против Годуновых были заинтересованы князья Шуйские. Заговор, к слову, не увенчался успехом, а после кончины царя Федора Иоанновича власть всецело оказалась в руках Бориса Годунова (брата Ирины Федоровны Годуновой). Молва же о причастности Бориса Годунова к таинственной смерти восьмого сына (царевича Димитрия) Ивана Грозного и Марии Нагой в Угличе продолжала долго жить в народе (вспомним историческую драму Александра Пушкина «Борис Годунов»).

Рюриковичи, Шуйские, Годуновы – все неспокойно на Руси. Зал, посвященный закату династии Рюриковичей, оформлен в красно-вишневых тонах. Дизайн выставки выполнен архитектурным бюро PLANET 9 (Агния Стерлигова, Светлана Рассадина). Обратимся к комментарию Агнии Стерлиговой по поводу художественного решения зала выставки: «Образ правящей династии – образ стены – защитника Отечества. Соответственно, от крепости и ровности стены зависит благополучие каждого жителя страны. Если первые годы правления Ивана IV Грозного были отмечены достаточно серьезными успехами во внешней и внутренней политических аренах, то со временем в силу разных обстоятельств стройная конструкция начинает расшатываться и напоминать неровную диаграмму – суть того, что происходило в последние годы царствования Ивана IV».

Краткий срок правления Лжедмитрия I – в фокусе второго раздела выставки, «Dеmеtrius imperator – Лжедмитрий I: миф власти и власть мифа». В зале Успенской звонницы мы видим доспехи (оплечья Лжедмитрия I), его же коронационную серебряную медаль. Представлены в зале и предметы изобразительного искусства – картина «Обручение Марины Мнишек с Лжедмитрием I в Кракове 12 ноября 1605 года» (Польша, XVIII в.; холст, масло; ГИМ), портреты польского короля Сигизмунда III, Марины Мнишек, образцы оружия, сбруи, одеяния, нумизматики. Другая часть экспонатов относится к документальным источникам истории гибели царевича Дмитрия – «Угличского дела». На выставке можно увидеть и подлинные экспонаты, относящиеся к пребыванию там царевича Димитрия: шапочка-тафья, ширинка-платок.

А на траве – в кровавой багрянице
Царя Феодора убитый брат.
В заре горит грядущих гроз багрянец, Мятеж и мрак, невнятные слова, И чудится далекий самозванец
И пленная, растленная Москва!

(Михаил Кузмин, «Царевич Димитрий»)

Присутствуют и экспонаты, связанные с правлением Лже­дмитрия I: письмо сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку о своей коронации в Москве (из собрания Российского государственного архива древних актов), жалованная грамота Лже­дмитрия I сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку на половину Смоленской и Северской земель и польскому королю Сигизмунду III на другую половину.

«Образ времени правления Лжедмитрия – пересекающиеся мечи, копья, оружие – метафора борьбы за власть», – рассказывает Агния Стерлигова. Именно в таком виде – зубчатом, копьеобразном – оформлены витрины данной части экспозиции.

Период русской Смуты отразился не только в отечественной культуре (Александр Пушкин, Модест Мусоргский, Алексей Толстой), но и в зарубежной – в произведениях Фридриха Шиллера, Лопе де Веги, Иоганна Маттезона. Выставка в Музеях Московского Кремля предоставляет возможность глубже понять феномен «самозванства» в России – не все в нем было столь однозначно. Лжедмитрию I, например, не сторонними оказались реформы (желание создать университет). Многое, правда, так и осталось на бумаге. К выставке подготовлена обширная лекционная программа для взрослой аудитории и старшеклассников.

Выставка продлится до 25 июля 2021 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте