search
main
0

Грядущих гроз багрянец

Очерки царской Смуты в Московском Кремле

Россия эпохи Средневековья – главная тема Музеев Московского Кремля. На протяжении нескольких лет учреждение готовит и представляет посетителям выставки, посвященные этой эпохе. После успешно проведенных проектов об Иване III, Иване Грозном и Борисе Годунове последовала выставка «Закат династии. Последние Рюриковичи. Лже­дмитрий». Более 10 российских музеев, а также «Зеленые своды. Государственные художественные собрания Дрездена» приняли участие в проекте, предоставив уникальные экспонаты, предметы церковного и декоративно-прикладного искусства.

Медаль в память коронования Лжедмитрия I. Санкт-Петербургский монетный двор
Фото предоставлено пресс-службой Московского Кремля

Смутное время России, последние годы XVI – начала XVII века, период в истории страны, ознаменованный социально-политическим и экономическим кризисами, войнами, гражданской междоусобицей, иноземной интервенцией. Короткий же срок царствования Лжедмитрия I пронизан мифами и загадочностью, но все же историография данного периода довольно обширна, и многие исследователи полагают, что начало Смуты было положено еще при Иване IV Грозном. Красный и серый – цвета художественного оформления, дизайна выставки. Олицетворение горя, бедствий, железа, стали, меди в борьбе за власть.

В выставочном зале Патриаршего дворца представлена первая часть выставки – экспозиция «Царский род в XVI столетии. От триумфа до угасания». Уникальные экспонаты, связанные с периодом правления последних Рюриковичей, можно увидеть в зале: патрональная икона (Иоанн Предтеча) царя Ивана Васильевича IV, Шапка Казанская, изготовленная специально в честь победы над восточным соседом – Казанским ханством. Отдельного упоминания заслуживает ковш, созданный повелением царя Ивана Васильевича из золота, взятого в Полоцке в 1563 году (экспонат предоставлен государственными художественными собраниями Дрездена – коллекцией драгоценностей). Полоцк – одна из побед Ивана Грозного в Ливонской войне.

Запутанно-смутное время продолжалось и после кончины Ивана IV Грозного. На престол взошел его сын и законный наследник – царь Федор Иоаннович. Беда была в том, что в браке нового царя и Ирины Федоровны Годуновой не было детей – прямых наследников. Принято считать, что в заговоре против Годуновых были заинтересованы князья Шуйские. Заговор, к слову, не увенчался успехом, а после кончины царя Федора Иоанновича власть всецело оказалась в руках Бориса Годунова (брата Ирины Федоровны Годуновой). Молва же о причастности Бориса Годунова к таинственной смерти восьмого сына (царевича Димитрия) Ивана Грозного и Марии Нагой в Угличе продолжала долго жить в народе (вспомним историческую драму Александра Пушкина «Борис Годунов»).

Рюриковичи, Шуйские, Годуновы – все неспокойно на Руси. Зал, посвященный закату династии Рюриковичей, оформлен в красно-вишневых тонах. Дизайн выставки выполнен архитектурным бюро PLANET 9 (Агния Стерлигова, Светлана Рассадина). Обратимся к комментарию Агнии Стерлиговой по поводу художественного решения зала выставки: «Образ правящей династии – образ стены – защитника Отечества. Соответственно, от крепости и ровности стены зависит благополучие каждого жителя страны. Если первые годы правления Ивана IV Грозного были отмечены достаточно серьезными успехами во внешней и внутренней политических аренах, то со временем в силу разных обстоятельств стройная конструкция начинает расшатываться и напоминать неровную диаграмму – суть того, что происходило в последние годы царствования Ивана IV».

Краткий срок правления Лжедмитрия I – в фокусе второго раздела выставки, «Dеmеtrius imperator – Лжедмитрий I: миф власти и власть мифа». В зале Успенской звонницы мы видим доспехи (оплечья Лжедмитрия I), его же коронационную серебряную медаль. Представлены в зале и предметы изобразительного искусства – картина «Обручение Марины Мнишек с Лжедмитрием I в Кракове 12 ноября 1605 года» (Польша, XVIII в.; холст, масло; ГИМ), портреты польского короля Сигизмунда III, Марины Мнишек, образцы оружия, сбруи, одеяния, нумизматики. Другая часть экспонатов относится к документальным источникам истории гибели царевича Дмитрия – «Угличского дела». На выставке можно увидеть и подлинные экспонаты, относящиеся к пребыванию там царевича Димитрия: шапочка-тафья, ширинка-платок.

А на траве – в кровавой багрянице
Царя Феодора убитый брат.
В заре горит грядущих гроз багрянец, Мятеж и мрак, невнятные слова, И чудится далекий самозванец
И пленная, растленная Москва!

(Михаил Кузмин, «Царевич Димитрий»)

Присутствуют и экспонаты, связанные с правлением Лже­дмитрия I: письмо сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку о своей коронации в Москве (из собрания Российского государственного архива древних актов), жалованная грамота Лже­дмитрия I сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку на половину Смоленской и Северской земель и польскому королю Сигизмунду III на другую половину.

«Образ времени правления Лжедмитрия – пересекающиеся мечи, копья, оружие – метафора борьбы за власть», – рассказывает Агния Стерлигова. Именно в таком виде – зубчатом, копьеобразном – оформлены витрины данной части экспозиции.

Период русской Смуты отразился не только в отечественной культуре (Александр Пушкин, Модест Мусоргский, Алексей Толстой), но и в зарубежной – в произведениях Фридриха Шиллера, Лопе де Веги, Иоганна Маттезона. Выставка в Музеях Московского Кремля предоставляет возможность глубже понять феномен «самозванства» в России – не все в нем было столь однозначно. Лжедмитрию I, например, не сторонними оказались реформы (желание создать университет). Многое, правда, так и осталось на бумаге. К выставке подготовлена обширная лекционная программа для взрослой аудитории и старшеклассников.

Выставка продлится до 25 июля 2021 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте