search
main
0

Грядет ли эра дополнительного образования? На этот вопрос постарались ответить участники международного форума в Калининграде

​В конце марта Калининград на несколько дней стал столицей дополнительного образования детей Российской Федерации. Именно здесь по инициативе Общероссийского Профсоюза образования при поддержке правительства области и Минобрнауки РФ прошли три знаковых для этой сферы мероприятия: международный форум по вопросам дополнительного образования, финал Всероссийского конкурса программ развития организаций дополнительного образования детей «Арк­тур-2016» и IV региональная выставка научно-технического творчества детей и молодежи «НТТМ-2016».

Выбор места проведения форума и очного этапа конкурса не случаен: Калининградская область имеет богатый опыт развития системы дополнительного образования. 16 марта на заседании национального координационного совета по поддержке молодых талантов России при Правительстве РФ калининградцы представили свои наработки в сфере сопровождения одаренных школьников коллегам из других регионов. Методики, которые используются в области, опыт сетевого взаимодействия с образовательными организациями получили одобрение участников заседания, в том числе вице-премьера Правительства России Ольги Голодец.Столь же высокую оценку системе образования региона дали и участники форума и конкурса, которые смогли ознакомиться с опытом работы педагогических коллективов более предметно, поскольку Министерство образования Калининградской области предоставило возможность посещения образовательных организаций.В чем секрет успешности региона? Конечно, в стратегическом планировании, в системной, слаженной работе, непрестанном внимании профильного ведомства к совершенствованию системы общего и дополнительного образования. Но министр образования Калининградской области Светлана Трусенева ответила на этот вопрос по-балтийски сдержанно: «Возможно, потому, что система дополнительного образования была не так масштабна, как в других регионах, у нас никогда не возникало мысли эту систему свернуть или сократить. Наоборот, мы прирастаем – создаем центры развития. Мы приняли все ведомственные организации, сохранили их в своей системе, очертили стратегические цели развития и считаем, что наступает «эра дополнительного образования», во время которой мы воспитаем новое поколение юных граждан нашей большой страны».В финале конкурса «Арктур-2016», который стал заглавным событием форума, приняли участие 20 организаций дополнительного образования детей. Именно они, по мнению экспертов, стали лучшими по итогам заочного тура, на который подали заявки 140 коллективов из 46 регионов РФ.Но доказать право на победу было сложнее, чем попасть в число финалистов: участникам предстояло в один день рассказать о себе в строго определенных форматах – представить презентацию организации и защитить ее программу развития.Во время первого испытания конкурсанты блистали фантазией, остроумием, оригинальными идеями. Демонстрировали презентации и видеофильмы, а затем появлялись на сцене, словно сойдя с экрана. Защита программы проходила суше, в деловом ключе, но и здесь педагоги не смогли обойтись без оригинальных презентаций, песен в стиле рэп и колоритных групп поддержки, например, крольчихи Даши – талисмана одной из образовательных организаций. И это неудивительно. Как заметила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Минобрнауки России Софья Мозглякова, «у педагогов дополнительного образования есть замечательная способность всегда оставаться детьми».К сожалению, рассказать обо всех конкурсантах в рамках одной статьи невозможно. Познакомиться с лауреатами и победителями конкурса, их деятельностью и программами развития можно на сайте Общероссийского Профсоюза образования, а нам остается только назвать лучших из лучших. Первое место занял Дворец пионеров и школьников им. Н.К.Крупской города Челябинска. Второе место у представителей принимающей стороны – Калининградского областного детско-юношеского центра экологии, краеведения и туризма. Третье место получил Дом творчества детей и юношества №2 Петрозаводского городского округа Карелии.Конечно же, те, кто не попал в число победителей, задумывались: почему не мы? Объяснить это члены жюри смогли уже после завершения испытаний на встрече с конкурсантами. Приводим мнения экспертов, которые, возможно, будут полезны и участникам следующего конкурса.Ангелина ЗОЛОТАРЕВА, ректор Института развития образования, Ярославль:- Я сама руководитель учреждения и понимаю, как важно развиваться в условиях существования программы развития. Иначе идем в потемках. К сожалению, в большинстве сегодняшних выступлений все-таки акцент был на отчете о проделанной работе, а не стратегических направлениях, которые вы для себя выбрали. Мы знаем, как замечательно работает наша система дополнительного образования. Наверное, мы потому и живы до сих пор, что все так любим то, что делаем. Вопрос стоял о другом – как мы развиваем то, что делаем.Что такое программа развития? Это создание образа будущего и определение путей движения к этому образу. Хотелось услышать от вас, какой образ вы нарисовали, увидеть изюминки, идеи, модели, понять, какие механизмы вы построили для достижения этого образа.Что еще важно в программе развития? Отталкиваясь от сегодняшнего состояния, показать цель. Надо выделить главное, и это тот «хвост», за который учреждение «вытягивает» себя. Целью могут быть условия. И, конечно, ребенок должен присутствовать. Ребенок – главная цель. Ставя цель, важно прописать результат. В этом логика программы развития. Главный критерий реализуемости программы – это реализуемость цели. Поэтому важно определить реальный результат и построить пути движения к нему. Дать показатели и показать, что вы их достигли.Ирина КАЛИШ, директор Федерального детского эколого-биологического центра дополнительного образования детей:- Важно, разрабатывая программу развития, четко выдерживать структурные элементы – цель, задачи, ожидаемый результат, замеры показателей, управление программой. Кроме того, мы сами для себя должны определиться с понятийным рядом: что под тем или иным термином, определением, понятием мы имеем в виду. И не бросаться словами «модель», «система», «рабочая программа», «эффективность» …Порадовало ваше желание в первом конкурсном задании быть яркими, интересными. Тем не менее несколько общих замечаний. Презентация организации должна была показать, что именно вы, ваша организация – команда профессионалов, которые делают вас уникальными и востребованными в вашем регионе. И хотелось бы, чтобы все крутилось вокруг этой темы. Не просто отчет, не просто презентация вашей организации, а доказательное выступление: ваша организация – лучшая, потому что…И еще одно замечание – мы с вами очень часто стали «прятаться» за технику! Много было сегодня видеороликов. А хочется увидеть вас. Даже если мы показываем ролик, у него должна быть изюминка, какая-то особенность. Некоторым это удалось, но большинству, увы, нет. Но не думаю, что такая «критика» сможет подрезать вам крылья, наоборот – поднимет на крыло! Поскольку в системе дополнительного образования работают уникальные люди. Работают зачастую не благодаря, а вопреки. Мы с вами не выживаем – никогда не соглашусь! Мы с вами продолжаем жить, работать и радоваться.Конкурс состоялся. Подводя его итоги, председатель жюри, почетный работник общего образования РФ, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования, член Межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей Татьяна Куприянова в первую очередь высказала благодарность Министерству образования Калининградской области и лично Светлане Трусеневой за активное сотрудничество и качественную организацию мероприятий. «Не­смот­ря на настоящее испытание, не только интеллектуальное, но и физическое, и психологическое, которое прошли участники конкурса, благодаря организаторам все сложные моменты были нивелированы, – отметила Татьяна Викторовна. – Более того, все участники уверены, что конкурс необходимо продолжать и развивать, так что, возможно, в следующем году и конкурс «Арктур», и сопровождающий его форум по вопросам развития системы дополнительного образования детей соберут еще больше участников и заинтересованных ведомств, поскольку необходимость таких профессиональных соревнований, встреч, обсуждений, обмена опытом очевидна для всех».Еще одним значимым событием форума стала региональная выставка научно-технического творчества детей и молодежи, которая проходит в регионе уже пятый раз. В ней ежегодно принимают участие более 200 учащихся. «Мы видим, как представленные проекты «выросли» за эти годы, – отметила министр образования области Светлана Трусенева, – некоторые из них уже выходят на стадию внедрения. А вместе со своими проектами растут и дети, развивая те знания, навыки и качества, которые обязательно пригодятся им во взрослой жизни». По словам министра, тремя проектами с выставки «НТТМ-2016» уже заинтересовались представители бизнеса.В рамках церемонии открытия конкурса и форума состоялось вручение сертификатов на гранты правительства области победителям конкурсных отборов для поддержки учреждений дополнительного образования. Гранты по 500 тысяч рублей на создание опорных площадок научно-технического творчества получили Дом детства и юношества Немана и Дом детского творчества Мамоново. Трем коллективам – победителям конкурсного отбора образовательных организаций, создающих объединения технического творчества, предоставляются средства в размере 350 тысяч рублей. Это Дом детского творчества «Родник» Калининграда, Детско-юношеский центр города Гусев и Дом детского творчества «Радуга» Славска. Еще 2 гранта по 250 тысяч рублей выделены учреждениям, реализующим программы и проекты, направленные на социализацию детей. Победителями конкурсного отбора стали Калининградский областной детско-юношеский центр экологии, краеведения и туризма и Центр творческого развития и гуманитарного образования «Информационные технологии».В обсуждении актуальных проблем дополнительного образования на форуме приняли участие более 70 экспертов из 25 регионов России, а также представители Литвы, Казахстана, Белоруссии и, конечно, финалисты конкурса «Арктур-2016».Заместитель министра образования и науки РФ Вениамин Каганов в своем видео­обращении обозначил основные направления развития системы дополнительного образования детей: «В рамках концепции развития дополнительного образования принят комплексный план ее реализации, и весь 2015 год мы работали в соответствии с этим планом. Все пункты с точки зрения нормативной базы выполнены, сейчас речь идет о ее претворении в жизнь. В том числе о переходе на нормативно-подушевое финансирование в сфере дополнительного образования. Принято соответствующее решение правительства о субсидировании процентных ставок тем частным организациям, которые оказывают услуги в сфере дополнительного образования детей и готовы взять кредит на инвестирование в развитие инфраструктуры. Впервые в этом году в Федеральной целевой программе развития образования предусмотрены средства на поддержку региональных систем дополнительного образования, которые отрабатывают новые технологии перехода на подушевое и персонифицированное финансирование. Запущен проект, связанный с поддержкой новой модели развития дополнительного образования в сфере научно-технического творчества детей и молодежи. Над этим проектом мы работаем совместно с Агентством стратегических инициатив: на конкурсной основе будем поддерживать субъекты Федерации, которые работают над созданием детских технопарков.Мы мотивируем высшие учебные заведения на реализацию программ, связанных с дистанционным дополнительным образованием детей. Начинают реализовываться проекты с представителями негосударственного сектора, крупными работодателями, некоммерческими организациями. Инициатив много, усилий много, но наша задача – все эти усилия сконцентрировать вокруг программ дополнительного образования детей, это очень важно. Об этом пойдет речь и на Московском салоне образования. Мы также планируем съезд сотрудников дополнительного образования детей в третьем квартале 2016 года, и уже намечен форум «Лидеры XXI века», который, как и в прошлом году, пройдет в Ярославле и будет посвящен вопросам развития научно-технического творчества молодежи. Этому направлению мы будем уделять особое внимание, поскольку понимаем, что есть отставание от потребностей. В ближайшие три-четыре года нам необходимо увеличить охват детей, осваивающих программы дополнительного образования научно-технической и естественно-научной направленности, не менее чем в два раза. При этом мы не забываем и другие направления – эколого-биологическое, социальное, художественно-эстетическое, спортивное, по всем этим направлениям будет продолжена работа. Наша задача, чтобы дети во всех регионах страны имели доступ к качественным программам дополнительного образования, чтобы они имели выбор, чтобы смогли закрепить свои навыки и развиваться в соответствии со своими желаниями и, естественно, потребностями общества».От имени губернатора Николая Цуканова участников форума приветствовал заместитель председателя правительства области Александр Богданов. «Около 90 тысяч ребят в нашей области вовлечены в дополнительное образование. Сегодня мы хотим показать, что мы можем делать у себя в регионе, послушать и увидеть опыт других субъектов Федерации, – сказал вице-премьер. – Министерство образования России поддержало проведение форума по вопросам дополнительного образования в Калининградской области, и это еще одно подтверждение того, что мы по этому направлению в числе передовиков».В течение двух дней у всех гостей региона была возможность ознакомиться с научно-технологическим парком «Фабрика» Балтийского федерального университета им. Канта. Кроме того, участники форума посетили образовательные организации Калининграда и Зеленоградска. В рамках форума работали тематические площадки и круглые столы в пяти образовательных организациях Калининграда и области.На тематических площадках обсуждались наиболее острые вопросы дальнейшего развития системы дополнительного образования детей. Такие, как обеспечение доступности и качества дополнительного образования посредством обновления технологий и содержания программ технической направленности; изменение концептуальных подходов к воспитанию учащихся и преподаванию отдельных предметных областей (технология, география, экология, обществознание) на основе сетевого взаимодействия организаций дополнительного и общего образования, в том числе на примере проведения естественно-научных полевых лабораторий и туристско-краеведческих лагерей; подходы к созданию модели независимой оценки качества дополнительного образования детей; новые подходы в организации работы с одаренными детьми; повышение квалификации работников организаций дополнительного образования детей в условиях инновационной экономики; апробация и применение профессионального стандарта «педагог дополнительного образования детей».Во время подведения итогов форума на пленарном заседании прозвучали краткие резюме по каждому круглому столу. Все предложения по совершенствованию дополнительного образования будут переданы в Минобрнауки России.А завершить хотелось бы словами заместителя председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяны Куприяновой: «В Калининградской области мы увидели замечательное отношение власти, лично губернатора и министра образования к дополнительному образованию детей. Мы уверены, что только объединение сил и ресурсов, дальнейшее конструктивное взаимодействие органов управления образованием и профсоюзных организаций, всех заинтересованных структур и ведомств даст выдающиеся результаты. Мы заинтересованы в том, чтобы все участники форума активно подошли к выработке предложений в адрес Министерства образования и науки РФ, и надеемся, что проведенный форум и конкурс позволили не только узнать о достижениях, проектах и замечательном кадровом потенциале учреждений дополнительного образования, но и дали новый импульс сотрудничества в целях развития системы дополнительного образования детей».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте