Омский региональный этап конкурса «Учитель года» ознаменовался не скандалом, но неприятностью. На торжественную церемонию награждения победителей, состоявшуюся в областном Доме учителя, неожиданно не приехал губернатор Виктор Назаров, хотя накануне его пресс-служба сообщала, что именно он вручит победителю ключи от новой «Лады Гранты». Как стало известно позже, губернатор вместо «Учителя года» отправился в военно-патриотический клуб гимназии №147 – там, по слухам, разговаривал, шутил и дарил подарки.
В общем-то, ничего страшного – конкурс проводится в области уже 20 лет, и прежний губернатор тоже не всегда присутствовал на награждении сам, присылая своих заместителей. Но глава региона – человек новый, и от него ждали большего внимания и к педагогам, и к самому конкурсу. Полагаю, и министр образования региона Сергей Алексеев – тоже новый – возлагал на конкурс большие надежды, во всяком случае, специально встречался с победителями регионального этапа прошлых лет, чтобы выяснить, каким образом усовершенствовать программу, а также улучшить систему подготовки победителей для участия во всероссийском этапе. Рядовые же педагоги ждали, что изменится главное – победить сможет достойный. Нет, безусловно, все победители заслуживают похвал, но… Так сложилось, что горожане участвовать в конкурсе могут, но завоевать первое место – нет. Все эти два десятка лет областью руководил Леонид Полежаев, который в бедах региона, как правило, обвинял власти областного центра. Шла перманентная борьба между «городом и деревней». Областные и городские СМИ прямо-таки состязались, кто кого удачнее посадит в лужу. Тут, конечно, побеждал сильнейший – у региона ресурсов, в том числе и информационных, больше, чем у муниципалитета. И хотя никто прямо не говорил, всем было понятно, что на областном конкурсе городской учитель выиграть не может. И не выигрывал. По крайней мере, за последние 10 лет – ни разу. Хотя город – самый большой муниципалитет: все же «миллионник», и участников, несмотря ни на что, больше, чем в районах – обычно человек 80. Наверняка могло быть и еще больше: школ-то 375, а в них – почти 13 тысяч педагогов. Но с каждым годом директорам приходится прикладывать все больше усилий, чтобы уговорить коллег поучаствовать в «Учителе года». Понятно, что люди вступают в состязание не из-за автомобиля, который стали вручать не так давно – с 2004 года, но кто же хочет соревноваться без надежды на победу? Все-таки именно солидный приз – автомобиль – придал конкурсу особый статус и привлек внимание прессы.
Увы, ничего нового не произошло. Выиграл, как обычно, сельчанин – 27-летний преподаватель информатики из Называевской гимназии Олег Червинский. И хотя он добился стопроцентной успеваемости по предмету, его ученики успешно участвуют в разных конкурсах, олимпиадах, а также в работе гимназического телевидения, которым он руководит, доверия к конкурсу это не прибавило.
Если вы мне скажете, что победитель выбирается исключительно из соображений справедливости, а не представительности, не поверю. Я давно живу в Омской области, и усвоила, что у наших чиновников главное правило: что бы ни было в действительности, «Москва» должна увидеть идеальную картинку, причем, желательно догадаться, как именно она ее себе представляет. В прошлом году победителем регионального этапа стал Олег Антонов. Действительно прекрасный учитель физкультуры из Лузинской школы. Но он и сам прекрасно понимает, что случилось это благодаря вниманию к его предмету, которое внезапно стали проявлять Правительство и Министерство образования и науки России. Впрочем, у учительницы омской гимназии №88 Ирины Куликовой, победительницы городского этапа, шансов на победу все равно не было. Хотя стаж работы в школе – 20 лет, половину из которых она участвует в «Учителе года»! Не только потому, что она ведет всего лишь математику, а не перспективную физкультуру или главный показатель модернизации – информатику. Она – женщина. С 2004 года, когда я стала внимательно следить за конкурсом, только однажды, в 2010 году, победила дама – Татьяна Глинщикова из Любинского района. Мне лично показалось, что слабому полу удалось прорваться только потому, что сильный уж слишком откровенно проигрывал. Мужчины из села в тот год вообще не дошли до финала. Понятно, что для региона важнее выставить на всероссийское обозрение молодого увлеченного мужчину, чем тоже увлеченную, но опытную женщину. Посмотрите, какие у нас кадры! Молодежь валом валит в школы! Да еще мужчины! А все потому, что создаем условия! Ну, тогда надо так и объяснять – выбираем не победителя, а представителя. Вот в Алтайском крае педагогической общественности предложили поучаствовать в разработке положения о местных турах «Учителя года», и всем миром впервые официально зафиксировали миссию победителя, «который становится экспертом, действует от имени всего педагогического сообщества края, способствует его укреплению и развитию». Все понятно – не всякий победитель способен соответствовать этой миссии, ведь не каждый хороший учитель может стать экспертом. Кроме одного – нельзя ли представителя региона выбирать с меньшими затратами? Нынче на городском туре призов не было – денег не хватило. Большинство районов и вовсе обошлись заочным этапом, не наградив лауреатов даже грамотами. Кстати, никакого положения о конкурсе «Учитель года Омской области» я не нашла ни на одном из образовательных сайтов – только всероссийское. Наверное, оно все же есть, но почему это должно быть загадкой и для педагогов, и для родителей? Ведь конкурс призван поднимать престиж профессии именно в глазах общественности.
Между прочим, Олег Червинский всего третий год работает в Омской области, до этого учился и работал в Казахстане. На всероссийском конкурсе это не будет иметь значения, но у омских педагогов осталось некоторое недоумение – а своих специалистов мы не способны вырастить? Как-то хочется, чтобы выбирая если не победителей, то представителей региона, солидное жюри все же обращало внимание не на то, что скажет начальство, а на то, как к этому отнесутся 33 тысячи «своих» педагогов. Мне кажется, уже пора задуматься, почему большинство учителей области относятся к конкурсу скептически – даже не могу сосчитать, сколько из них повторяли одно и то же: «Какое соревнование? Там все давно без нас решено». Многие, правда, добавляют, что «там все куплено», но в это я не верю хотя бы потому, что покупать жюри просто некому. В смысле – денег не хватит. Хотя состав жюри у меня вызывает некоторые вопросы – министр, учителя, директора, преподаватели педагогического университета. А также ректор Института развития образования Омской области Татьяна Горбунова. Ведь она оценивает, собственно, свою работу – именно этот институт и готовит педагогов к конкурсу. И я не понимаю, зачем учителей к конкурсу надо готовить ученым от образования? Не только в Омске. Недавно была в Томске, там эти занимаются аж две структуры – Институт повышения квалификации и Центр развития образования. Но ведь это конкурс учителей, а не институтов? И не всегда эта помощь хорошо кончается. За 20 лет только один учитель региона привез домой малого Хрустального пеликана – Александр Рахно, преподаватель истории и обществоведения из Муромцевского района. На заочном этапе всероссийского конкурса он провалился с треском, потому, что, по его словам, бумаг, отправленных за него Институтом образования, даже не видел! Судя по моему опыту, в институтах редко говорят, а уж тем более пишут, языком, понятным большинству. То есть по отдельности слова вроде знакомые, но у меня уже после примерно третьего предложения – то ли научного, то ли канцелярского – мозг отключается. Зачем эта «наука» конкурсу, от которого требуется живость ума, реакция, импровизация? Зачем вообще нужен конкурс в таком случае – пускай институты и выбирают лучшего из тех, с кем сотрудничают. Просто чтобы жюри посмотрело, кто лучше всех держится на сцене? Когда «Учителя года» обвиняют в том, что он превращается в шоу, я радуюсь – на мой взгляд, он и должен быть шоу в хорошем смысле этого слова: пусть его посмотрит как можно больше людей, пусть увидят, как интересна работа педагога, и как нестандартно ведут себя учителя в разных ситуациях. Если есть сцена, значит, должен быть и зал. Увы, зрители – все те же педагоги, как правило, болельщики. А где общественность? Конечно, родителей и детей надо как-то заманить на конкурс. Ни на мастер-класс, ни на открытый урок они не пойдут – это довольно специфическое зрелище. Публичная лекция и урок со взрослыми, появившиеся в этом году, более интересны. Но ведь никто туда родителей – не в качестве участников, а в качестве зрителей – не приглашал! В Сахалинской, Архангельской, Свердловской области давно введено интернет-голосование – где конкретно за педагогов, где – за их сайты или блоги. Отдать голос любимому учителю может любой человек. В Омской области интернет-ресурсы в этом году тоже оценивались, но только членами жюри. Это среди них конкурсанты поднимают престиж профессии?
Честно сказать, я давно подозревала, что области победители Всероссийского конкурса «Учитель года России», собственно, не нужны – такой мы «застойный» регион, в котором принято быть на уровне, но не высовываться. Подозрения закрались еще в 2004 году, когда Рахно, первый за Уралом привез пеликана. В отличие от представителей министерства образования Омской области, которые вообще-то должны были сопровождать лучшего учителя области, вошедшего в пятерку лучших педагогов России, из Москвы он добирался не на самолете, а на поезде. На вокзале его встретили, правда, без цветов, и… вывезли за черту города вместе с пеликаном. Оттуда он еще 200 километров ехал домой на попутках. Сам Александр считает, что провинился перед областью дважды. Во-первых, не поблагодарил с российской сцены губернатора. Во-вторых, без помощи Института развития образования написал клятву учителя, которая победила на конкурсе. Хорошая клятва, но чересчур самостоятельная. Есть там совсем крамольное для нашего застоя: «Обещаю научить своих учеников всему, что знаю сам, ничего не скрывая и не замалчивая, даже если политическая ситуация в стране потребует иной трактовки ряда исторических фактов». Понятно, что карьеры единственный в регионе победитель не сделал, в отличие от других победителей, уровнем ниже, зато удобством выше. Попытки создать областной клуб «Хрустальный пеликан», по его словам, натолкнулись на сопротивление регионального Минобраза – ну, в самом деле, а вдруг в нем и другие крамолы наберутся? Мастер-классы Рахно давал в Англии, в разных городах России, но не в Омской области – поделиться опытом лучшего учителя чиновники так и не пригласили. Кстати говоря, и на совещание, посвященное проблемам подготовки к «Учителю года», его не позвали. Да и зачем, если конкурс превращается не в соревнование лучших учителей, не в шоу в лучшем понимании этого слова, а в очередную формальность? Неудивительно, что не приехал губернатор – тоже поступил формально, отправив своего зама с ключами от машины на награждение. О том, что учителя умеют и хотят разговаривать – и с учениками, и с властью, в процессе омского регионального конкурса немудрено и забыть.
Фото с сайта http://www.superomsk.ru
Комментарии