В материалах, которые ЦК профсоюза направил в регионы к августовским совещаниям педагогов, есть раздел, посвященный кадровой ситуации в сфере общего образования. Специалисты профсоюза не только привели последние данные государственной статистики, но и проследили динамику за несколько лет, обозначили новые тенденции, в том числе и то, как влияют на кадровую ситуацию в российских школах комплексные проекты модернизации образования. Выводы мы предоставляем сделать нашим читателям.
Согласно данным государственной статистики (форма 76-рик), за 5 лет (с 2003-2004-го по 2007-2008 учебный год) общее число школ в России сократилось с 63362 до 55465, то есть на 7897 (более чем на 12%). При этом относительная доля городских школ выросла с 33% до 35%, а сельских уменьшилась с 67% до 65%. Это означает, что сокращение числа сельских школ происходит быстрее, чем городских.
С 2007-2008 учебного года введена в действие форма федерального государственного статистического наблюдения 76-рик (филиалы). По ее данным, в минувшем учебном году действовали 74 школы-филиала в городе и 3637 – на селе (всего – 3711). В них обучалось соответственно 7112 и 44616 детей (всего 51728). С учетом филиалов число дневных общеобразовательных учреждений на начало 2007-2008 учебного года составило 19635 в городе и 39625 в сельской местности (всего 59260).
Число учеников за 5 лет сократилось на 20,8% – с 17 миллионов 131,8 тысячи до 13 миллионов 570,1 тысячи человек. При этом доля сельских школьников изменилась незначительно и составляет 30-31%.
Количество классов-комплектов продолжает сокращаться как в городе, так и на селе, но в сельской местности – более быстрыми темпами. За пять лет относительное число классов в городских школах увеличилось с 52% до 55%.
О наличии органов самоуправления в 2007-2008 учебном году сообщили 40454 школы, или 68% от их общего числа. Продолжает увеличиваться число попечительских советов. Тенденцию создания в школах управляющих советов с иными полномочиями, чем у попечительских, действующая форма 76-рик не отражает.
Число школ, предоставляющих дополнительные образовательные услуги на платной основе, в 2007-2008 учебном году, по данным государственной статистики, составило 4928, при этом неизвестно, насколько эта цифра отражает реальную картину. Число учащихся, пользующихся этим видом услуг, – 772497 человек.
Число учителей продолжает сокращаться, хотя и более медленными темпами, чем число школьников. По данным формы 76-рик, в 2007-2008 учебном году в школах работали 1408578 педагогов, причем городские учителя составили 57% от общего числа. По данным формы 83-рик, в минувшем учебном году в школах трудились 1264069 учителей (без совместителей): по сравнению с 1999-2000 учебным годом сокращение составило 18,8%.
Число учителей пенсионного возраста за то же время возросло с 10-11% до 17%. Женщины по-прежнему составляют подавляющее большинство среди педагогов, их число увеличивается: 87% против 85%.
Наблюдается устойчивый рост доли учителей с высшим образованием: в 1999-2000 учебном году их было 77%, в минувшем учебном году – 82%. Соответственно уменьшилось число учителей, имеющих среднее специальное образование: с 19% до 15%. Доля учителей с незаконченным высшим образованием составила 2%.
Таким образом, наблюдается увеличение числа учителей с высшим образованием. К сожалению, эта тенденция не может считаться однозначно прогрессивной. Очевидно, что она связана с уменьшением доли молодых педагогов, которые зачастую приходили в школу, имея среднее специальное образование, и получали высшее образование позже, совмещая работу с обучением в вузе.
В 2000-2001 учебном году в школах страны работали 225 тысяч учителей с педагогическим стажем до 5 лет, или 15% от общего числа. При этом педагогов, чей стаж превышал 20 лет, насчитывалось 36% (одна треть). В 2007-2008 учебном году учителей со стажем до пяти лет – 117976 человек, или 9%. Тех, у кого педагогический стаж свыше 20 лет, – почти половина, 49%. Эти цифры согласуются с данными о росте числа учителей пенсионного возраста и свидетельствуют об углублении кадрового кризиса в общеобразовательных школах.
В связи с введением в регионах новых систем оплаты труда продолжает уменьшаться число учителей, получающих зарплату по Единой тарифной сетке. В 2006-2007 учебном году в форме 83-рик приводились данные об оплате труда 95% учителей, в 2007-2008 учебном году – уже только о 84%.
Среди учителей, чей труд оплачивается по ЕТС, сохраняется тенденция к увеличению относительного числа педагогов, работающих по 13-14-му разрядам. Это означает, что учителя подтверждают более высокий уровень квалификации, причиной чему могут служить:
– увеличение среднего стажа профессиональной деятельности педагогических работников школ, рост доли учителей, имеющих высшее профессиональное образование;
– роль квалификационной категории как основания для установления максимально возможного уровня заработной платы учителя.
Городские учителя
В 1999-2000 учебном году в России насчитывалось 910 тысяч 49 городских учителей, в 2007-2008 учебном году – 696 тысяч 243 (почти на четверть меньше). Число учителей-пенсионеров за это время выросло с 13% до 19%. В 2007-2008 учебном году в школе работали всего 8% учителей с педагогическим стажем до 5 лет и 50% со стажем свыше 20 лет. В целом «старение» учительского корпуса особенно интенсивно происходит в городских школах. Число женщин среди городских педагогов выросло на 2%: с 89% до 91%. Законченное высшее образование имеют 88% учителей (в 1999-2000 учебном году – 82%), среднее специальное – 10% (в 1999-2000 учебном году – 15%). Среднее специальное, но не педагогическое образование – у 1% городских учителей.
В городских школах около 54% учителей оплачиваются по 13-му и более высоким разрядам ЕТС. 16% педагогов не попали в статистику по этому показателю и, как следует предположить, переведены на новые системы оплаты труда.
Сельские учителя
Число сельских учителей за последние 8 лет (с 1999-2000-го по 2007-2008 учебный год) сократилось на 12 процентов – с 645 тысяч 909 до 567 тысяч 826. За тот же период число учителей-пенсионеров возросло с 8% до 14%. В минувшем учебном году на селе насчитывалось 11% педагогов со стажем до 5 лет (в 2000-2001 учебном году – 15%). Учителей со стажем свыше 20 лет – 49% (было – 34%). Число женщин среди сельских учителей выросло на 2% (с 80% до 82%). Законченное высшее образование имеют 75% сельских педагогов, среднее специальное – 21%.
По возрастным характеристикам и соотношению мужчин и женщин кадровый состав сельских школ немного лучше, чем в городе, что объясняется отсутствием на селе другой престижной работы.
Около 43% сельских учителей оплачиваются по 13-му и более высоким разрядам ЕТС. 14% учителей не попали в статистику по этому показателю и, предположительно, получают заработную плату по НСОТ.
В педагогических коллективах работают специалисты, которые не ведут общеобразовательные предметы и не дают уроки в классах, но тоже очень важны для современной школы – это социальные педагоги, психологи, воспитатели, педагоги дополнительного образования. Какие изменения произошли здесь в результате реструктуризации школьной сети, штатных расписаний и реализации комплексных проектов модернизации образования в регионах?
Социальные педагоги
Согласно форме №83-рик по данным о распределении учителей, преподающих отдельные предметы, включая директоров и их заместителей, за восемь лет число социальных педагогов в дневных общеобразовательных учреждениях увеличилось с 12822 до 22186, то есть на 73%. Причем в городе коэффициент увеличения – 1,51 (с 9104 до 13751), на селе – 2,27 (с 3718 до 8435 человек).
Более детальный анализ динамики за последние 2 года по субъектам РФ показал следующее:
– в целом в регионах, без учета Москвы, Санкт-Петербурга, Тюменской области и регионов – участников КПМО, число социальных педагогов увеличилось более чем на 3% (с 10757 до 11121);
– в Москве их число продолжает расти. В Санкт-Петербурге с 2006-2007 учебного года уменьшается, но пока незначительно (на 6 и 15 человек в год из более чем полутысячи). В школах Тюменской области в 2004-2005 учебном году работали 847 социальных педагогов, в 2007-2008-м – 616, то есть на 27% меньше. Тенденция к уменьшению этой группы школьных педагогов началась в регионе с 2003-2004 учебного года, и в общей сложности сокращение составило 42% (616 вместо 1056 человек в 2002-2003 учебном году).
При этом в регионах, реализующих комплексный проект модернизации образования, психологов стало меньше на 61 человека (8208 вместо 8269).
Педагоги дополнительного образования
С 1999-2000-го по 2007-2008 учебный год число педагогов дополнительного образования в дневных общеобразовательных учреждениях выросло с 28 тысяч 238 до 33 тысяч 549, то есть на 19%. В городе коэффициент увеличения – 1,16 (с 21692 до 25214 человек), на селе – 1,27 (с 6546 до 8335 человек). Наибольшее число педагогов дополнительного образования в школах РФ было в 2005-2006 учебном году (34906), затем произошел спад (32992) и вновь небольшой прирост (33549). В целом можно предположить, что наметилась тенденция к сокращению этой группы школьных педагогов.
Более детальное рассмотрение динамики по субъектам РФ с учетом их участия в комплексных проектах модернизации показывает следующее:
– за два последних года в российских регионах (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга, Тюменской области и регионов – участников КПМО) число педагогов дополнительного образования в школах уменьшилось на 4% (13229 вместо 13759);
– в Москве их число продолжает увеличиваться. В Санкт-Петербурге тенденция не определена (данные с 2005-2006-го по 2007-2008 учебный год: 1105, 1181 и 1171 человек). В Тюменской области сокращение этой группы школьных педагогов началось в 2003-2004 учебном году и в целом составило 33% (867 человек в 2007-2008 учебном году против 1296 в 2002-2003-м).
При этом в регионах – участниках КПМО школьных педагогов дополнительного образования стало меньше на 8% (12247 вместо 13359).
Психологи
Число школьных психологов, согласно статистике, за восемь лет увеличилось с 17831 до 23956, то есть на 34%. При этом в городе прирост составил 20% (с 13611 до 16394 человек), а на селе – 79% (с 4220 до 7562). Максимальное число специалистов-психологов работало в школах в 2005-2006 учебном году – 24297. В городе пик пришелся на 2004-2005 учебный год – 17019 человек, а в селе – на 2006-2007 учебный год – 7643 человека. Сегодня численность этих специалистов идет на убыль. Об устойчивости наметившейся тенденции говорить трудно, однако очевидно, что рост, происходивший с 1999-2000 учебного года по 2004-2005-й, прекратился.
В городских школах уменьшение числа психологов зафиксировано раньше, чем на селе, и за 3 года составило 4%. Общая численность городских учителей за тот же период сократилась на 11%. Более медленное сокращение числа психологов отчасти можно связать с их нехваткой в российских школах на фоне возрастающей потребности коллективов в психологических услугах.
Более детальное рассмотрение динамики по субъектам РФ показывает следующее:
– в регионах, без учета Москвы, Санкт-Петербурга, Тюменской области и регионов – участников КПМО, за два года психологов стало больше на 50 человек (11897 вместо 11847);
– в Москве их число в 2006-2007 учебном году по сравнению с предыдущим годом не изменилось (2137 человек), а в 2007-2008-м выросло на 12% (до 2388 человек). В Санкт-Петербурге массовое сокращение психологов произошло к началу 2006-2007 учебного года и составило 23% (2007-2008-й – без изменений). В школах Тюменской области число психологов поступательно уменьшается с 2004-2005 учебного года, в общей сложности сокращение составило 29% (748 человек вместо 1053 в 2003-2004 учебном году).
При этом в регионах – участниках КПМО число психологов сократилось на 426 человек, или почти на 5% (с 9002 до 8576).
Воспитатели, не ведущие преподавание в школах
С 1999-2000-го по 2007-2008 учебный год число воспитателей, не ведущих преподавание в школах, уменьшилось с 64596 до 57073, то есть на 12%. Причем сокращение происходит исключительно за счет городских школ, где оно составило 18% (с 43799 до 36041 человек). На селе, напротив, абсолютное число воспитателей даже немного увеличилось (с 20797 до 21032).
– в регионах, без учета Москвы, Санкт-Петербурга, Тюменской области и регионов – участников КПМО, за 2 года число воспитателей, не ведущих преподавание в школах, уменьшилось на 7 процентов. Особенно резкое сокращение наблюдается с 2007-2008 года, что, возможно, связано с введением доплат за классное руководство в рамках национального проекта;
– в Москве число воспитателей, не ведущих преподавание в школах, уменьшалось в 2005-2006 учебном году, затем вновь возросло и достигло 4467 человек, причем в минувшем учебном году прирост по сравнению с предыдущим составил 400 человек. В Санкт-Петербурге число воспитателей сокращалось с 1999-2000-го по 2002-2003 учебный год (с 2106 до 1868), затем 3 года росло (до 2410). На сегодняшний день устойчивой тенденцию назвать нельзя. В школах Тюменской области число воспитателей, не ведущих преподавание, с 2003-2004 учебного года уменьшилось в общей сложности на четверть (1592 вместо 2013 в 2002-2003 учебном году). Наиболее массовое сокращение этой группы педагогов (210 человек) произошло в 2006-2007 учебном году.
В регионах – участниках КПМО сокращение составило всего 1,6%. Однако, что интересно, в этой группе регионов в 2006-2007 учебном году общее число воспитателей по сравнению с прошлым годом увеличилось почти на 3%, а в 2007-2008 учебном году сократилось более чем на 4%, в результате получаются уже названные 1,6%.
Комментарии