Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Григорий БАБЕНКО, директор Центра образования №1840: Для учителя главное – сохранить свое здоровье и здоровье своих учеников

УГ - Москва, №10 от 8 марта 2011. Читать номер
Автор:

​Сегодня проблема здоровьесбережения стоит перед обществом как педагогическая проблема. Данные медицинской статистики в России свидетельствуют о том, что в первый класс приходит только 10% здоровых детей, а число здоровых выпускников средней общеобразовательной школы ежегодно составляет не более 2%.

Говоря о здоровьесбережении в учебном процессе, обычно отмечают взаимообусловленность здоровья учителя и детей. Учитель – одна из ведущих составляющих здоровьесберегающего образовательного пространства. Здоровье учащихся находится в пропорциональной зависимости от здоровья учителя. Личность и жизнь учителя для учащихся – модель и образец пути сохранения здоровья, а следовательно, нравственности и мудрости.Здоровый учитель – это учитель, полный жизненных сил, с конструктивно-позитивным мышлением, позволяющим обнаружить в окружающем мире в первую очередь его положительные стороны. Все исходящее от педагога (слово, жест, мимика…) определяется позицией «принять, понять, поддержать». Кроме того, здоровый учитель – тот, кто ищет пути решения проблемы сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе.И все же главная цель использования здоровьесберегающих технологий – здоровье школьника. А сам учитель? Его работа, высокие нагрузки на голосовые связки, сосудистую систему ног, нервную систему, наконец?! Синдром профессионального выгорания, по мнению психологов, – неблагоприятная реакция человека, и педагога в частности, на рабочие стрессы. К сожалению, подобные факты есть в педагогической среде и, конечно, существенно мешают работе учителя. Своевременное выявление и профилактика этого состояния способствуют восстановлению стрессоустойчивости и защитных ресурсов организма, что очень важно для механизма взаимодействия всех участников образовательного процесса.В настоящее время интерес к синдрому профессионального выгорания вызван тем, что значительно увеличилось число работающих людей, которые ощущают себя измотанными, обессиленными, эмоционально «потухшими», что в результате сказывается на продуктивности их работы.Профессиональной деятельности принадлежит особая роль в социальном формировании человека, его образа жизни и поведения. При этом роль профессии носит не только позитивный, но порой и негативный, даже разрушающий характер по отношению к личности исполнителя.Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и становится неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы, включающей в себя психологические, психофизические и поведенческие компоненты.Сегодня определен широкий круг профессионалов, склонных к эмоциональному выгоранию, – это учителя, психологи, психиатры, социальные работники, юристы; список можно продолжить, но обратите внимание – учитель на первом месте!Психологические особенности учителя – проблема профессиональных деформаций. Деформация личности – это изменения, нарушающие ее целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования.Мы понимаем, освоение профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а с другой – изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.У педагогов профессиональная деформация может проявляться на двух уровнях. Это общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех занимающихся педагогической деятельностью, и типологические деформации, которые вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими воздействиями профессиональной деятельности. Обычно это приводит к заострению отдельных черт личности до уровня их акцентуированности («зацикленности»). В работе учителя его профессиональные деформации проявляются в позициях, которые он неизменно занимает во взаимоотношениях с детьми и взрослыми. Возникают злободневные вопросы: как быть? Что делать? Как выходить из ситуаций с минимальными потерями?!Так как наибольшая эффективность профилактики выгорания возможна при комплексном подходе, необходима активная деятельность в этом направлении администрации учреждения, работников социальной службы, медиков. Опять же заметьте: администрации учреждения принадлежит первенство в решении проблемы! Для профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов в нашем Центре образования №1840 есть несколько направлений работы:- мероприятия, повышающие значимость педагогической профессии;- эмоциональная поддержка;- деятельность социально-психологической службы по профилактике синдрома профессионального выгорания.Система индивидуальных консультаций администрацииОдна из форм контролирующей деятельности руководителя образовательного учреждения любого уровня – посещение уроков учителей. Большинство позиций, по которым традиционно проводятся проверки, касаются сугубо педагогических критериев проведения урока. Однако почти каждый из этих критериев имеет связь с проблемой здоровья учащихся, а иногда и учителей. Поскольку посещение урока, особенно руководством, – стрессогенная процедура и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения – ведь впереди следующий урок. Лучший способ – сразу после урока поблагодарить его, сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания всех уроков, когда и проверявший, и педагог успеют освободиться от занятий и немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать получение учителем обратной связи – он все же волнуется (особенно с учетом повышенного у всех учителей чувства ответственности). При анализе урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков надо избегать безапелляционных высказываний, следует отметить творческие тенденции в работе учителя, поскольку именно это способно уменьшить переутомление как учителя, так и его учеников. Проведение анализа урока в форме доверительной беседы гораздо более продуктивно, чем директивные, безапелляционные суждения. Кроме того, это не нанесет вреда здоровью проверяемого учителя.Формирование у учителя открытой позицииДля учителей, предпочитающих открытую позицию, характерен отказ от ощущения собственного педагогического всеведения и непогрешимости. Такой учитель открывает свой личный опыт учащимся и сопоставляет свои переживания с их, излагает учебный материал сквозь призму своего восприятия. В ходе этого рождается диалог учителя с учениками, для которого характерны терпимое, уважительное отношение к мнению ученика (пусть даже ошибочному), умение встать на его точку зрения, критически осмыслить собственную позицию, педагогический оптимизм и доверие, «встречное движение» к ученику.Равноправие между взрослым и ребенком – это не отношения между одинаковыми людьми; тогда эта позиция оказалась бы очевидно лицемерной: взрослый и ребенок не одинаковы. Это отношения между разными людьми, но строящиеся на принципах взаимного уважения и ненасильственных действий. Взрослый помогает ребенку строить такие отношения, при которых ребенок сможет осознать собственные интересы, заявить собственные права и в то же время признать права другого человека, соотнеся с ним свои действия. К противодействию учитель прибегает лишь в крайних случаях, когда ребенок не в силах контролировать собственные действия и они грозят неприятностями ему и другим людям. Такой стиль взаимоотношений не только предупреждает возникновение профессионально-личностных деформаций учителя, но и воспитывает гуманистично ориентированную, гармонично развитую личность ребенка, укрепляет его психическое здоровье, повышает адаптационные ресурсы, формирует модели поведения, снижающие риск возникновения дистресса, приобщения к наркотикам или другим одурманивающим веществам.Система поощрений педагоговСложно в условиях квотирования наград и поощрений говорить об этом, но тем не менее администрация прилагает максимум усилий по продвижению в этом направлении и достигла успехов в этом (гранты, награды отраслевые, лауреатство и другие формы). Одним из направлений поддержки передового учителя стала система обобщения опыта педагога. Это отдельная и большая страничка в работе администрации, но она играет великую роль в самоутверждении учителя, его расцвете и одухотворенности.Самое главное – эмоциональная поддержка работниковСозданию атмосферы поддержки и благоприятного психологического климата в учреждении способствует проведение профилактических мероприятий, акций. Их основное назначение – обеспечение возможности самовыражения работников, совместное проведение досуга. В нашем центре традиционны поездки на природу вместе с детьми, семейные спортивные праздники, совместные вечера и праздничные концерты.Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радости от жизни    Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.    Стремитесь побороть страх.    Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.    Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.    Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.    Не оказывайте слишком большого давления на своих детей.    Старайтесь реже говорить: «Я не могу этого сделать».    Следите за фигурой.    Не забывайте, что маленькие радости в ваших руках.    Не забывайте, что вы красивы.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту