search
main
0

Гражданское образование – путешествие чрезвычайного значения. Маргарет БРЭНСОН, заместитель директора Центра гражданского образования(Калабасас, США)

Один великий писатель сказал однажды, что человечество знает два или три сюжета, которые мы повторяем вновь и вновь. Один из них – описание путешествия. Человеческая история помнит о многих и многих путешествиях. Описание их обычно является ключевым событием в священных писаниях большинства мировых религий.

Это:

исход евреев из Египта;

сорокалетнее странствование Будды на севере Индии;

бегство Магомета и его последователей из Мекки (знаменитое переселение – Хиджра из Мекки в Ястриб, названный позже городом Пророка, то есть Мединой, вместе с семьей и близкими. Это событие произошло 16 июля 622 года по григорианскому календарю и считается началом мусульманской эры);

странствования Конфуция в поисках царя, который примет и применит его философию.

Недавно Америка отметила двести лет путешествия смельчаков – отряда под командованием Меривеза Льюиса и Вилла Кларка. Мы многое знаем о том, как они пересекли Североамериканский континент. Они описывали в дневниках очень подробно все, что видели в пути: повадки медведей и бизонов, бури, которые они пережили, течение рек, жизнь индейцев и даже проделки любимца экспедиции черного ньюфаундленда по кличке Моряк.

Какую я вижу связь между этой экспедицией, какой бы интересной она ни была, и темой «Воспитание образованных, активных и преданных принципам демократии граждан»? Попытаюсь показать три момента, которые их сближают:

Во-первых, это была экспедиция в неизведанное, в неизвестные земли. Так же и мы, воспитывая в молодежи чувство гражданской ответственности, не имеем ни малейшего представления о трудностях, с которыми они столкнутся. Мы, конечно, понимаем, что трудностей и проблем будет в избытке, и наше задача вооружить их знаниями, умениями и пониманием основополагающих принципов демократии, то есть тем, что им понадобится при решении задач, еще не известных сегодня.

Во-вторых, в той экспедиции принимали участие люди разного расового, этнического, культурного, религиозного и социального происхождения. В этом путешествии мужчины и женщины были на равных. Наиболее известной участницей экспедиции была Сакайавеа, индейская женщина из племени Шоушон. С грудным ребенком, привязанным к спине, она была переводчиком и проводником экспедиции. Были и другие женщины, игравшие важную роль в экспедиции. Например, Ваткувейс-Проколотый Нос, которая была посредником при установлении дружеских отношений между индейцами своего племени и исследователями. Чтобы добиться успеха, да и просто выжить, участники экспедиции должны были действовать сообща. Несмотря на разное происхождение и различие точек зрения, они должны были преодолеть разногласия и объединить усилия для достижения общей цели.

Сегодня, если мы посмотрим на состав населения большинства стран мира, включая Малайзию, США, Австралию, мы будем поражены многообразием населяющих эти страны народов. Чтобы преуспеть, да и просто выжить, жители этих стран должны уметь договариваться. Они должны уметь извлекать выгоду из многообразия способностей и возможностей членов своего многонационального населения. Они должны найти пути объединения усилий для достижения общей цели.

И наконец, в-третьих, та экспедиция была тщательно спланирована. В подробной «Инструкции капитану Меривезу Льюису» президент США Джеферсон четко сформулировал цели экспедиции. Он составил список вопросов, стоящих внимания. Он подчеркнул, что исследование этих вопросов должно было быть произведено с максимальным вниманием и точностью, в целях дальнейшего использования результатов исследования в будущем. Инструкция оканчивалась строгим требованием. Члены экспедиции должны были уважительно и доброжелательно относиться ко всем, с кем им предстояло встретиться в пути.

Гражданское образование, так же как и успешное путешествие, должно быть тщательно спланировано. Его цели должны быть четко сформулированы. Преподавание граждановедения должно основываться на понятиях и проблемах, как писал Джеферсон, стоящих внимания. Не всему можно научить и научиться, поэтому мы должны внимательно отбирать лишь то, что может оказаться полезным в жизни гражданина своей страны. Нужно помнить о советах Джеферсона путешественникам – необходимо относиться друг к другу с уважением. Атмосфера на уроках граждановедения должна быть товарищеской, доброжелательной и способствующей откровенному обмену мнениями. Она должна благоприятствовать приобретению учащимися знаний, умений и качеств, которые помогут ему в его путешествии по жизни в качестве гражданина своей страны.

Сегодня имеются неоспоримые причины того, почему думающая часть общества обеспокоена состоянием гражданского образования.

Во-первых, мы живем в новой информационной среде, в так называемой цифровой культуре. Мощный информационный поток несет много непроверенных и несодержательных сведений. Этот факт ставит перед сегодняшними учащимися и студентами сложную задачу – отделить в этом потоке информацию от дезинформации и простую осведомленность о факте от понимания смысла происходящего.

Во-вторых, при повсеместной демонстративной поддержке демократии зачастую отсутствует настоящее понимание того, что такое демократия. Выдающийся ученый Франсис Фукуяма объявил демократию концом истории. Он считает, что весь ход истории человечества неизбежно приведет к всеобщей демократии, поскольку не существует никакой другой реальной и теоретической альтернативы демократии. Таким образом, Фукуяма считает демократию единственной формой существования общества.

Проблема заключается в том, что жители Албании или Зимбабве так же заявляют о приверженности к демократии, как и австралийцы или американцы. Однако одобрение демократической системы часто носит поверхностный характер. Большинство людей хорошо знакомы с лозунгами демократии, но демонстрируют непонимание того, что такое демократия и что она требует от граждан. Как отмечает Рональд Инглхарт: «…если демонстрация приверженности демократии не сопровождается глубоко укоренившейся предрасположенностью к терпимости, доверию и командным духом, у демократии мало шансов быть эффективной формой организации общества».

И наконец, в-третьих, обеспокоенность состоянием гражданского образования вызвана тем, что, хотя его необходимость очевидна всем, кто заинтересован в укреплении и развитии демократии, сам предмет находится на задворках учебного процесса. В школе родная речь и математика занимают большую часть учебного времени.

Никто не спорит, чтение и математика, конечно же, важны; человек не может быть полезным гражданином без основательных знаний по этим предметам. Однако обращение внимания в основном только на эти два предмета – проявление упрощенного подхода к образованию. Основа образования подрастающего поколения видится более широкой. В нее должны быть включены знания и умения, позволяющие принимать активное участие в общественной жизни демократического общества.

Исследования показывают, что гражданское образование, призванное стимулировать диалог между детьми и родителями, может иметь двойственное воздействие на них. В диалоге детей и родителей обсуждение политических проблем углубляет их гражданские знания, причем не только детей, но и взрослых. Задание учителя – взять интервью у родителей, а также у бабушек и дедушек, обсудить с ними общественно важные проблемы – идет на пользу всем поколениям семьи.

Гражданскому образованию уделяется недостаточное внимание и в высшей школе. Если мы хотим, чтобы сегодняшние выпускники колледжей и университетов играли позитивную роль в этом мире, они должны не только обладать профессиональными знаниями, но и ощущать себя членами общества и чувствовать свою ответственность перед ним. Они должны стремиться приносить обществу пользу и уметь делать это эффективным способом. К сожалению, недавнее обследование, проведенное Фондом развития педагогики Карнеги, обнаружило, что «в ряде школ одной из негативных тенденций в гражданском и нравственном воспитании является прогрессирующее уменьшение их доли в учебном плане и вынесение их во внеучебную работу».

Известно, что существует три важнейших компонента гражданского образования, которые одинаково важны. Это граждановедческие знания, гражданские умения и качества.

Знания, первая составляющая граждановедения, – это содержание, с которым граждане должны быть знакомы. Это больше, чем простая осведомленность с некоторыми фактами общественной жизни или знание того, какова структура правительства страны. Это понимание целей, стоящих перед властями страны, и знание конституционных норм, в рамках которых эти цели должны быть достигнуты. Понимание деятельности правительства означает признание того, что, как бы ни была устроена власть, она является наиболее важным игроком на социальном пространстве, а значит, оказывает существенное влияние на нашу жизнь. Власти страны способны поощрять как справедливое, так и несправедливое судопроизводство, издавать полезные и вредные законы, защищать или ущемлять права человека. Граждане страны, понимающие механизмы функционирования властей, способны лично или как члены каких-либо организаций защищать свои права, демократические процедуры и общественное благо.

Гражданские знания включают также понимание роли гражданского общества в демократии. Автономная, самоорганизованная сфера добровольных отношений между гражданами, которая составляет гражданское общество, чрезвычайно важна. Гражданское общество обеспечивает контроль власти. Оно обеспечивает, чтобы ни одна доминирующая группа, например политическая партия или религиозная организация, не удерживала бы монополию на источники информации, политическое влияние, ресурсы или идеи, которые считаются легитимными.

Исследования показывают, что изучение граждановедения, устройства государства, права, истории и демократии – наилучший путь к увеличению гражданских знаний. Исследования также свидетельствуют о том, что такое обучение нужно начинать в младших классах и продолжать в средней и высшей школе. Знания важны сами по себе, но они также помогают людям участвовать в политической жизни. Знающие люди скорее всего будут голосовать более разумно и последовательно, а не основываясь на оценке лишь личности того или иного политика.

Вторым важным компонентом гражданского образования являются гражданские умения. Если граждане должны использовать свои права и выполнять свои обязанности как члены самоуправляющих сообществ, они должны приобрести как интеллектуальные умения, так и навыки участия в общественной жизни. Это важно, поскольку в дополнение к знаниям о политической системе граждане должны уметь вести переговоры. Среди этих умений важными являются навыки участия в дискуссиях по политическим проблемам, входить в контакт с людьми и умение убеждать своих оппонентов. Обладание этими компетенциями не только ведет к эффективным действиям, но и естественным путем развивает чувство уверенности в себе.

Интеллектуальные умения, которые также называют критическим мышлением, неотделимы от содержания. Чтобы уметь критически размышлять о каком-либо политическом вопросе, необходимо понимать этот вопрос, его историю и современное состояние, а также обладать необходимыми интеллектуальными механизмами. В Национальных стандартах и Рамочной программе по национальной оценке гражданских качеств 1998 года интеллектуальные умения разделены на следующие категории: описание, объяснение и анализ, а также умение оценить, занять и защитить свою позицию по какой-нибудь общественной проблеме.

Такими же важными являются навыки участия. Демократия основана на коллективном принятии решений. Если граждане должны участвовать в процессе принятия решений, они должны обладать навыками гражданского участия, которые включают следующие: взаимодействие с другими гражданами по достижению личных и общих интересов; отслеживание различных событий в обществе; принятие решений по политическим вопросам; влияние на политические решения по общественным проблемам; реализация и отслеживание принятых решений.

Интересно отметить, что, когда учащихся в Пенанге (Малайзия) спросили, что им больше всего нравится в Проекте «Гражданин», их ответы явились зеркальным отражением большинства из этих навыков. Учащиеся назвали навыки взаимодействия и сотрудничества со сверстниками как наиболее привлекательную часть Проекта «Гражданин». Они также назвали возможность завести новых друзей. Политологи согласятся, что это важнейшие гражданские навыки.

Гражданские умения невозможно формировать путем внедрения лишь одной программы или одного школьного курса. Они развиваются медленно путем приобретения опыта в классе, в местном сообществе, через участие в школьном правительстве и других организациях. Целый ряд исследований подтвердили, что гражданские умения, полученные в подростковом возрасте, влияют на дальнейшее участие в гражданской жизни. Социологический опрос 15 000 взрослых показал, что их участие в подростковом возрасте в обсуждении политики дома и в классе, а также участие в школьных клубах и кружках значительно повлияло на их последующее участие в гражданской жизни.

Третьим важным компонентом гражданского образования являются гражданские качества. Некоторые политологи называют их гражданскими добродетелями, ценностями или мотивацией. Все эти термины относятся к личным и общественным чертам характера, которые способствуют поддержанию и совершенствованию демократического общества. Такие личные черты характера, как нравственная ответственность, самодисциплина и уважение к человеческому достоинству каждого, имеют первостепенное значение. Общественные черты характера также важны. Среди них гражданственность, забота о благе общества, уважение к закону, критическое отношение к обществу, желание слушать, вести переговоры и идти на компромисс – без них невозможен успех демократии.

Значение гражданских качеств, или «привычки сердца», как назвал их Алексис де Токвиль, трудно переоценить. В конечном счете гражданские качества, возможно, имеют большее значение, чем гражданские знания или умения. Это связано с тем, что качества, которые разделяют все граждане, являются ключевым аспектом качества демократии. Общественные ценности или добродетели, необходимые для демократии, включают как минимум следующие:

– уважение к достоинству и ценности каждого человека, толерантное отношение к различиям между людьми;

– желание участвовать в общественной жизни не только путем голосования, но и в дискуссиях о публичной политике, требовании отчетности от избранных представителей, отслеживании действий политиков и в прямом участии в решении общественных проблем на местном уровне;

– готовность пользоваться гражданскими правами и отстаивать их не только когда свои права ущемлены, но и когда ущемлены права других граждан;

– приверженность к беспристрастному обсуждению гражданской жизни;

– забота об общем благе и признание того, что каждый индивид является частью общества (общественной структуры).

Сегодня мы совершаем образовательное путешествие чрезвычайного значения. Это путешествие чем-то напоминает то, которое совершили Льюис и Кларк. Когда они отправились в неизведанные земли, от них ожидалось большее, чем просто выживание в пути. Они должны были разведать то, что «достойно знания» и будет полезно как им самим, так и другим людям в будущем. Их просили работать в команде, где каждый привносит свои таланты для успеха общего предприятия. Что еще более важно, они должны были общаться с теми, кого встречали во время путешествия, «дружелюбно и мирно» – другими словами, они должны были вести себя как граждане, обладающие демократическими ценностями.

Могли бы мы поставить лучшие цели перед нами? Могли бы мы дать более четкие указания себе в нашем важном путешествии по воспитанию молодых людей в духе демократического гражданства?

Перевод с английского Наталии ВОСКРЕСЕНСКОЙ

P.S. Статья основана на докладе, открывающем семинар по воспитанию у молодежи активной гражданской позиции в Пенанге, Малайзия, 10 декабря 2004 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте