Цели
Помочь учащимся постигнуть общественное и нравственное значение творчества Ф.М.Достоевского, расширить представление о его влиянии на духовную жизнь современников, культурное наследие прошлого;
активизировать познавательную деятельность учащихся, вовлечь в творческую поисковую работу, пробуждая интерес к творчеству Ф.М.Достоевского;
формировать навыки самостоятельного анализа текста, высказывать свое отношение к прочитанному; уметь самостоятельно ставить проблему и находить решение;
способствовать воспитанию высоких эстетических и нравственных чувств, идеалов красоты и гармонии.
Оборудование: видеофильм “Идиот” (отрывки), текст романа (отдельные главы), телевизор, видеомагнитофон, иллюстрации к роману “Идиот” художника И.Глазунова.
Ход урока
Учитель: Я не раз замечала: люди делятся на тех, кто читал Достоевского много и кто не читал практически ничего. Роман “Преступление и наказание” становится пробным камнем. Его страшный противоречивый мир может оттолкнуть или привлечь навсегда. И так везде у Достоевского. Идти вместе с героями к счастью через страдание дано не каждому. И нельзя требовать, чтобы Достоевского любили все. Но если вам повезло и вы вжились в его необычный мир, тогда остановиться невозможно, вы будете читать и другие его книги.
В течение всей своей творческой жизни писатель продолжал биться над неразрешимыми вопросами.
Что правильнее – смириться со злом или вступить с ним в борьбу, сопряженную с насилием?
На чем основан нравственный закон, удерживающий человека от дурных поступков, и возможна ли мораль без веры в Бога?
Что такое русская душа и почему так трагична судьба великой страны России?
Эти вопросы и до сего дня стоят перед нами. Произведения Достоевского – попытка их осмысления. Ответы, которые давали его герои, раздражали многих, а еще больше возмущения у людей, стремящихся к ясности во всем, вызывал сам автор, который никогда не прописывал рецептов. Он был, образно говоря, диагностом, а не хирургом. Но нас и по сей день поражает точность поставленных им диагнозов.
Он написал роман “Бесы”, в котором пророчески предсказал, что будет происходить с человеком и обществом, если они пойдут по пути насилия и лжи. А назовут этот путь социалистическим. И будут думать, что думают о социализме. А в реальности это казарменный социализм, когда все по принуждению, по команде.
Вот почему в центре романа “Идиот” писатель ставит героя – идеального правдоискателя.
Характерен ли этот образ для русской литературы? И вновь все те же вопросы высвечиваются сквозь время.
Писатель предпринимает грандиозную попытку художественно изобразить высшее понимание идеала и тянущейся к ней личности. Князь Мышкин… Настасья Филипповна говорит о нем: “В первый раз человека увидела”. В черновиках автор называет его “Князь Христос”.
Так почему же отрицающий насилие князь Мышкин терпит поражение, в чем его трагедия?
Этот вопрос станет проблемным в ходе сегодняшнего урока. Чтобы попытаться ответить на него, мы разделились на три группы, каждая из которых имеет свою ролевую установку на проблему.
1. Психологи: они идут от личностного восприятия, от чувства, от эмоции.
2. Исследователи текста: они опираются в работе на знание текста, художественных деталей.
3. Аналитическая группа: проанализировав ситуацию, общественное мнение, делает вывод.
“Я есть Пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец”. Это строки от Иоанна. Разве не перекликаются они с мнением Достоевского, изложенным им в “Зимних заметках о летних впечатлениях”: “Добровольно положить живот свой за всех, пойти за всех на крест, на костер можно только при самом сильном развитии личности”. И это рассуждение служит подтверждением того, что нравственно-философские воззрения Ф.М.Достоевского, несомненно, сказались в трактовке трагического характера трагической судьбы князя Мышкина.
Обратимся к страницам романа. Вспомним сцену, когда, тяжело переживая трагедию разрыва с Аглаей, князь Мышкин в смятенном душевном состоянии отвечает на упреки Евгения Павловича: “О, да! Я виноват! Вероятнее всего, что я во всем виноват! Я еще не знаю, в чем именно, но я виноват!”.
Вопрос классу.
Согласны ли вы с князем Мышкиным? Если да, то в чем его вина?
Попробуем связать осознание князем Мышкиным своей вины “во всем” со статьей Ф.Достоевского “Социализм и христианство”, в которой весь исторический путь человечества рассматривается с точки зрения самосознания личности:
1-й этап – патриархально-первобытный;
2-й этап – цивилизация, расцвет индивидуализма;
3-й этап – возвращение в массу.
Вопрос классу.
А на каком уровне самосознания личности живут герои романа “Идиот”? (Герои романа поднялись над первобытной стадией, но принцип самоопределения носит у них индивидуалистический характер, они объяты тоской, живут в разладе друг с другом, в самолюбивой обособленности).
Вокруг князя собирается все больше людей, самых разных, привлеченных его необычностью, непохожестью на других, а отчасти и неожиданно полученным богатым наследством. Каждый ждет от него той или иной помощи, совета, сочувствия, рассказывает о своих бедах и грехах. Князь стремится всем помочь, ответить на ожидания всех. Но каждый думает, что Мышкина Бог послал именно ему. Однако князь, будучи не Богом, а всего лишь человеком, не может помочь всем. Он может лишь желать и любить всех, да и на это его сил хватит лишь в одном случае – если и другие будут любить его столь же бескорыстно. Но каждому нужно, чтобы князь любил и жалел только их, забыв о других. Для князя свойственно жить вне установленных норм и правил, ведь он, следуя общественному мнению и образу мышления, – идиот.
А какой смысл вложил автор в название романа?
Обратимся к словарям.
Идиот – чудак, дурачок, юродивый, плут, простодушный, мыслящий по-иному человек. Какое определение ближе? Но у него есть свои законы, которым Мышкин следует неукоснительно (чтение ч.II, гл.4).
Задание 1.
1-я группа: отметить слова, передающие эмоциональные отрывки.
2-я группа: найти ключевую фразу.
3-я группа: почему князь решил “…подождать осуждать христопродавца”?
(Мышкин являет собой то высшее и полное развитие, которое немыслимо в мире смешанных понятий, в мире человеконенавистнической морали. Здесь ощущается человеколюбивая этика князя, в основе которой сострадание, прощение, милосердие).
Вспомните “Преступление и наказание”, в разговоре со следователем Разумихин говорит Раскольникову: “Ведь это разрешение крови по совести, по-моему, страшнее, чем официальное разрешение убивать…”
Задание 2.
1-я группа: смоделировать ответ от лица героя.
2-я группа: по тексту (убивать за убийство – несоразмеримо большее наказание. Убийство по приговору ужаснее, чем убийство разбойничье).
3-я группа: на чем основано это убеждение князя?
(Рассказы князя о смертной казни, переживаниях и последних днях приговоренных полны горечи, грусти и боли. Мышкин принимает христианскую веру исходя из догм, а обычно исходят от народного ее осознания).
Задание 3. В чем же видит князь Мышкин причину исчезновения веры в России? (Чтение ч. IV, гл.7).
1-я группа: прочитать отрывок, создавая психологический портрет.
2-я группа: найти в тексте ключевую фразу.
3-я группа: “Есть что делать на нашем русском свете” – убежден князь. Почему же его усилия по созданию “человеческого братства” не увенчались успехом?
(Пытаясь объединить людей единой верой в человека, он оказывается либо виновником трагедии, либо выглядит смешно. Швейцарский опыт “учить быть счастливым”, доступный детям, чужд взрослым, князь и сам признается, что “не любит быть среди них, потому что не умеет”).
Итак, идеал бескорыстной любви князя Мышкина остается не воплощенным в реальности. Этим князь связан с “переходным” (вторым) периодом человеческой истории.
Почему же он не достигнет третьего этапа? (Он не может “вернуться в массу, обогатившись опытом”).
Князь обладает неким мистическим даром предвидения будущего и страдает от того, что не в силах предотвратить трагедий, словно знал вечность, предсказывая трагический финал.
Задание 4.
2-я группа: какими чувствами пронизаны эти слова, и что значит: “Ах, если б еще и добра была!”?
3-я группа: постарайтесь объяснить трагическое предчувствие князя в отношении к Н.Ф.
Еще одно художественное изображение. Еще один портрет подсказывает князю приближение трагедии. Он в доме купца Рогожина.
Задание 5.
2-я группа: что за картина, кто на ней изображен? (Картина Ганса Гольбейна Младшего “Мертвый Христос”).
1-я группа: что испытывает князь, глядя на картину? (Он не просто испуган, он потрясен).
3-я группа: на какие мысли его натолкнула эта картина, почему столь потрясла? (Картина Гольбейна носит черты безжалостного реализма, который передает “неукоснительно точную штудию мертвеца с открытыми остановившимися глазами, отпавшей нижней челюстью, судорожно вытянутым телом. Это жуткий символ смерти, ее торжество. Глядя на нее, не верится в грядущее Воскрешение”). Рогожин признается, что любит смотреть на эту картину, а князь, пораженный, восклицает…
Задание 6.
2-я группа: что восклицает князь, как реагирует Рогожин? (“Да, от этой картины у иного может и вера пропасть”. Рогожин неожиданно поддерживает его: “И то, пропадает”).
1-я группа: случайно ли автор помещает эту картину в доме купца?
3-я группа: можно ли предположить, что автор поднимает здесь еще одну проблему – ответственности художника за свое творчество?
И вот перед нами еще один портрет – портрет главного героя. Стоит обратиться к нему прежде, чем мы подведем итог урока и ответим на проблемный вопрос: “В чем же трагедия князя Мышкина?” Сейчас мы все, следом за Достоевским, выступаем в роли не судей, а диагностов. Поэтому, на мой взгляд, стоит на несколько мгновений оживить в памяти образ героя, услышать его голос, что он сам говорит о себе. Как характеризует себя.
Видео: Мышкин в поезде, Мышкин в доме Епанчиных.
Задание 7.
1-я группа: дайте определение образу, созданному художником Глазуновым (печальный, сострадательный, всепрощающий, светлый и божественный).
2-я группа: к какому действию романа можно отнести это изображение?
3-я группа: когда же, по мнению автора, “божественное и светлое” навсегда гаснет в князе Мышкине?
(Финальная сцена в доме Рогожина. Божественное и светлое навсегда гаснет в Мышкине, он становится настоящим идиотом).
Проблемный вопрос
Так в чем же трагедия князя Мышкина? (Его мысли о человеческом братстве оказались гласом вопиющего в пустыне. Трагически заканчивается судьба многих героев романа. “Положительно прекрасный” человек не сумел спасти никого, даже себя. Спасет всех только Бог. А человек, если он возьмет на себя эту миссию, неизбежно терпит крах сам и погубит других.)
Фактически князь успел сделать немногое, но у тех, кто соприкоснулся с ним, остался светлый след в душе, память о том, что человек может быть таким – отдающим всего себя ближним. Он оставил НАДЕЖДУ. Надежду на то, что эти люди станут чуточку иными. Но вместе с тем есть в критике и другое мнение: “Идиот” – это самая мрачная из всех трагедий в творчестве Достоевского. Это разные точки зрения. Какая ближе вам?
Финал романа нельзя назвать пессимистичным. Мышкин заронил зерна добра, его духовная смерть пробудила их к жизни. Достоевский подарил современникам веру в идеал, который необходим человеку. Если не будет стремления к идеалу, красоте, мир погибнет, как пророчествует Достоевский вслед за Иоанном Богословом.
Задание 8.
Вспомним афоризм Достоевского: “Красота спасет мир!”. Вероятно, сейчас наполнился для вас новым содержанием? Впустим эту фразу в сердце, в душу, произнесем ее. Подумайте, кто из героев и как мог бы ее произнести? (Парфен Рогожин, Настасья Филипповна, князь Мышкин). А вы сами?
Вы почувствовали незримую нить, связавшую нас всех, вы ощутили ауру веры, окружающую нас? И вам теперь станет ближе и понятнее смысл “миссии” князя, которая разъясняется в исповеди Ипполита: “Вы взаимно приобщаетесь один к другому, и почему вы знаете, какое участие будете иметь в будущем решении судеб человечества”.
Разве не обращены эти слова ко всем, сидящим здесь?
Домашнее задание
Какое утверждение, на ваш взгляд, наиболее справедливо по отношению к роману: “Красота спасет мир” или “Красоту нужно спасать в этом мире”? (Письменный ответ на вопрос).
Наталья БЕРЕЗИНА,
учитель литературы
Астрахань
Комментарии