Как один из ведущих предметов общеобразовательной школы литература связана с целым рядом других школьных дисциплин. Одной из них является граждановедение. Установление органических взаимосвязей литературы с этим учебным предметом не только обогащает и углубляет литературные знания школьников, но благотворно сказывается на усвоении курса граждановедения. Установив личные контакты с его преподавателями, словесник сможет добиться планомерности и гибкости в решении проблемы межпредметных связей и отношений. Произведения художественной литературы всегда отражают конкретные явления в жизни общества. Учитель граждановедения, раскрывая совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, может привлекать знания учеников по литературе, отражающей закономерности общественного развития в художественных образах. Изучение литературы в школе, предусматривающее широкие межпредметные связи, не только способствует совершенствованию знаний и умений учащихся, но и ведет их к более глубокому пониманию закономерностей развития искусства и общества, формирует интеллектуальный и нравственный мир школьников.
Одним из действенных путей преодоления пробелов в воспитании и повышении уровня знаний учащихся является налаживание межпредметных связей граждановедения и словесности в курсе преподавания литературы в 8-м классе. Это нужно для того, чтобы у школьников формировалось целостное представление о мире. Были определенные личностные позиции и активное созерцание. Литература помогает глубже проникнуть в сущность гражданских отношений. Тем самым дается ответ на главный вопрос граждановедения: почему сейчас происходит то-то и так-то, почему тогда происходило то-то и так-то, что такое мораль, нравственность, гражданская позиция? Поэтому при изучении того или иного произведения внимание следует сосредоточить на поведении литературного героя в разных жизненных ситуациях. Упор следует делать на том, что сближает читателя и героя произведения, чтобы помочь созданию чувства сопричастности, духовного и кровного родства с литературным героем.
Качественно оценки событий можно условно разделить на три группы:
оценка, вырабатываемая непосредственно во время данного события (то есть оценка современника);
оценка автора с позиций его времени;
оценка читателя нашего времени.
Естественно, что во многом эти оценки не будут совпадать, ибо каждое поколение обладает своим запасом культурно-исторических знаний, что вместе со злобой дня вырабатывает позицию, с которой оценивается событие. Но выяснение событий – лишь путь к постижению общего, неизменного и незыблемого для всех трех уровней. Если удастся найти это общее, цель достигнута. Рассмотрим с этой точки зрения комедию Н. Гоголя “Ревизор”.
На примере героев комедии учащиеся получают представление о нормах морали и нравственности, о гражданской позиции. Учитель сообщает учащимся цель интегрированного урока: на примере комедии Н. Гоголя “Ревизор” закрепить значение понятий мораль, нравственность; гражданская позиция; показать навыки работы в группах.
Перед тем как начать работу в группах, ребята повторяют определения ключевых понятий. Чтобы найти свою группу, они должны собрать мозаику из открыток. Каждой группе дается задание, неизвестное другим. Работа организована после прохождения всей комедии “Ревизор” по литературе и после знакомства в курсе граждановедения с понятиями мораль, нравственность, гражданская позиция, т.е. идет закрепление и обобщение материала.
Первая группа получила задание образно представить (без слов) тему взяточничества в комедии “Ревизор”. Вторая группа – лицемерие. Третья группа – глупость. Четвертая группа – ложь.
Для подготовки к сценке дается 7 минут. В то время как одна из групп показывает сценку, другие должны отгадать тему происходящего и героев комедии. Учитель литературы делает вывод о том, что атрибутом морали и поведения малых и больших начальников, их подчиненных и слуг в комедии Н. Гоголя “Ревизор” является наглость, трусость, ложь, взяточничество, лицемерие, лесть. Учитель граждановедения задает вопрос о том, почему некоторые люди, живущие в данное время, ведут себя так, как герои пьесы Гоголя? Затем целесообразно дать задание каждой группе найти не менее трех вариантов путей искоренения таких пороков, как взяточничество, лицемерие, глупость, ложь.
Первая предлагает искоренить взяточничество следующими способами:
1. Повысить чиновникам зарплату.
2. Поступать с чиновниками так, как в одном из фильмов. Чиновник брал взятки, за это с него содрали кожу и обтянули этой кожей кресло. Каждый человек, сидящий в этом кресле, должен помнить о том, что с ним может случиться то же самое, если он будет выполнять свою работу только за деньги.
3. Публично осуждать этих людей.
Лицемерие должно быть уничтожено так:
1. Сделать на телевидении “черный канал” и показывать всех лицемеров.
2. Люди должны пытаться быть честными и не бояться говорить правду.
3. Не общаться с лицемерами.
Глупость предлагается искоренить таким образом:
1. Иметь прочные знания.
2. Отдавать словам отчет. Нужно знать то, о чем говоришь, и не распространять слухи, как это делали в “Ревизоре” Добчинский и Бобчинский.
3. Высмеивать таких людей.
Ложь должна быть уничтожена так:
1. Изгонять лгунов из общества.
2. Люди должны быть нетерпимыми ко всякому проявлению лжи.
3. Сделать лгуну добро, чтобы он осознал свой поступок.
В конце урока учителем литературы делается вывод о том, что “Ревизор” был той комедией, где выведены на сцену “русские характеры”. “Наши плуты” были высмеяны, но сверх того были вскрыты общественные пороки и социальные язвы: взяточничество, казнокрадство, глупость, лицемерие, ложь, лесть.
Гоголь обладал даром обобщать свои наблюдения и создавать художественные типы, в которых каждый мог найти черты знакомых им людей. Приведенные примеры говорят о том, что драматург ничего не выдумывал. По его собственному признанию, только то ему удавалось, что он брал из жизни.
Учитель граждановедения делает свой вывод о том, что положительное лицо в комедии – смех. Читая комедию, мы смеемся. Но не только над поступками героев, а еще и над собой, потому что иногда поступаем так, как герои пьесы. Когда мы смеемся, осуждаем эти поступки и занимаем гражданскую позицию.
Мы постарались показать на примере комедии Н. Гоголя “Ревизор” взаимодействие литературного и граждановедческого пластов. Важнейшей особенностью произведения можно назвать формирование у учащихся гражданской позиции.
З. МУРИНА,
учитель граждановедения высшей категории,
О. ГРЕБЕННИКОВА,
учитель литературы I категории
Удмуртия
Комментарии