search
main
0

Гражданские мотивы на уроках литературы. Гений и злодейство..

Совместны или нет гений и злодейство?! Почему человек становится преступником? Что толкает его на совершение убийства? Поразмышлять над этим на уроке литературы в старших классах нам поможет роман немецкого драматурга и прозаика Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». Это произведение уже давно стало бестселлером, соединив в себе феноменальный замысел, детективное развитие сюжета и тонкое романтическое начало.

Прежде всего мы вспомним «Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина. Сальери, отравив Моцарта и оставшись один, произносит:

Ты заснешь

Надолго, Моцарт! Но ужель он прав,

И я не гений? Гений и злодейство

Две вещи несовместные. Неправда:

А Бонаротти? или это сказка

Тупой, бессмысленный толпы – и не был

Убийцею создатель Ватикана?

Обращаю внимание школьников на эпизод из «Писем русского путешественника» Н.Карамзина: «Показывая Микельанджелову картину Распятия Христова, рассказывают, будто бы он, желая естественнее представить умирающего Спасителя, умертвил человека, который служил ему моделью, но анекдот сей совсем невероятен». А французский поэт Лемьер писал: «Часто повторяли, что для того, чтобы усилить правдоподобность изображенного распятия, Микеланджело заколол распятого на кресте натурщика. Никогда элемент энтузиазма не совпадает с преступлением; я даже не могу поверить в то, что преступление и гений могут быть совместимы». Это объясняет, почему в уста Сальери великий Пушкин вложил слова о Микеланджело.

Итак, возможно ли, чтобы один и тот же человек воплощал в себе и гениальность, и способность к преступлению? Патрик Зюскинд поведал в романе «Парфюмер. История одного убийцы» о Жане-Батисте Гренуе, жившем в восемнадцатом столетии во Франции и ставшем гениальным в летучем царстве запахов.

Рождение не предвещало ему ничего хорошего. Как и четверо предыдущих детей, Гренуй был обречен на гибель своей матерью, двадцатипятилетней женщиной, работавшей в рыбной лавке на улице О-Фер, «где стояла совсем уж адская вонь». (Цитаты здесь и далее приводятся по книге Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы». – Санкт-Петербург: издательство «Азбука», 1999 г.) Женщина еще надеялась выйти замуж и «родить настоящих детей в качестве уважаемой супруги овдовевшего ремесленника», поэтому дети, появляющиеся на свет вне брака, были ей не нужны. Жан-Батист должен был погибнуть с голода, брошенный на произвол судьбы, но произошло иначе: ребенок заплакал, его нашли. Молодая мать не отрицала, какая участь была приготовлена появившемуся на свет малышу. Кстати, поведала и о судьбе четырех предшествующих детей. Через несколько недель, после суда над детоубийцей, мать Гренуя казнят.

Ответим на вопросы:

Был ли хоть один человек на свете, кто ждал рождения этого ребенка?

Где и в каких условиях произошло его рождение?

Малыш появился на свет. Виноват он в этом?

Лишив Гренуя преступницы-матери, позаботились и о нем самом, отдав кормилице. Сначала к одной, потом ко второй, к третьей. Ни одна из них не хотела держать Гренуя у себя дольше нескольких дней, потому что «они говорили, что он слишком жадный, что сосет за двоих и тем самым лишает молока других грудных детей…». А еще называли его: «Ублюдок детоубийцы с улицы О-Фер».

Обратим внимание на то, что ребенок ничего дурного еще не сделал, но негативное отношение к нему уже присутствует.

Также всех пугало то, что мальчик совершенно не имел запаха, но зато обнюхивал всех так, что брал озноб.

Вот впечатление патера Террье: «Ребенок, не имевший запаха, бесстыдно его обнюхивал, вот что. Ребенок его чуял!.. Террье почувствовал озноб. Его мутило. Теперь и он тоже дернул носом, словно перед ним было что-то дурно пахнущее, с чем он не хотел иметь дело… Растоптана сентиментальная идиллия об отце, сыне и благоухающей матери. Словно оборван мягкий шлейф ласковых мыслей, который он нафантазировал вокруг самого себя и этого ребенка: чужое, холодное существо лежало на его коленях, враждебное животное, и, если бы не самообладание и богобоязненность, если бы не разумный взгляд на вещи, свойственный характеру Террье, он бы в припадке отвращения стряхнул его с себя, как какого-нибудь паука».

Почему у мальчика такой аппетит? Может, этим выражается его борьба за жизнь, ведь однажды он уже был обречен на смерть?

Как относятся окружающие к дару Жана-Батиста Гренуя, который носом чувствует лучше, чем глазами? Его ли в том вина?

Гренуй был вынослив, как приспособившаяся бактерия

Корь, дизентерия, ветряная оспа, холера – вот болезни, которыми он переболел в детстве. Падал в колодец шестиметровой глубины. Получал ожоги от кипятка.

Гренуй был неприхотлив, как клещ, который сидит на дереве…

Мог обходиться самой непритязательной пищей: водянистыми супами, самым жидким супом. Переваривал гнилые овощи и испорченное мясо.

Для Гренуя совершенно лишними были и внимание, и нежность, и любовь – все, в чем нуждается ребенок.

По воле автора, сам герой мог сделать выбор между жизнью и смертью. Не закричи он в ту минуту, когда люди начали спрашивать его мать, откуда у нее кровь на юбке, почему она лежит без сознания, Гренуй умер бы от голода. Но он сделал свой выбор: «…он проголосовал за жизнь из чистого упрямства и из чистой злобности».

Новые испытания, одно труднее другого, ждали Гренуя впереди.

Патер Террье отдает ребенка на воспитание мадам Гайар. Здесь его трижды пытаются убить другие дети. Они его не ненавидели, он внушал им омерзение, его присутствие мешало им. Когда герою исполнилось восемь лет, мадам Гайар решила от него избавиться. Ей было страшно жить с человеком, у которого открылись к тому времени такие таланты: знать, где находятся деньги (он мог определить это по запаху), предсказывать появление в доме какого-либо человека. Еще одной причиной послужило то, что монастырь перестал платить деньги на содержание мальчика.

Так Гренуй оказался в доме кожевника Грималя, которому нужны были дешевые чернорабочие для выполнения опасной работы и который мог забить мальчика насмерть за малейшую провинность. Летом Гренуй работал на хозяина по 14-16 часов. Через год такого животного состояния герой заболел сибирской язвой, но судьба хранила его. Он остался жив, приобретя иммунитет против этого страшного заболевания. Гренуй мог теперь мездрить самые плохие шкуры, не подвергаясь опасности заразиться вновь. В связи с этим кожевник Грималь стал более заботлив к своему работнику: разрешил сколотить лежак в сарае, где раньше Гренуй спал на голом полу. Его перестали запирать на ночь. Даже еда стала более сносной. Патрик Зюскинд пишет: «Грималь обращался с ним теперь не просто как с животным, а как с полезным домашним животным».

Сделаем выводы. Мальчику исполнилось всего лишь 13 лет, а позади была страшная жизнь. Человек, не успев еще совершить что-либо плохое, с самого рождения обречен на муки. «Он одержал победу, ибо остался в живых, и у него была некоторая свобода, чтобы жить дальше». Гренуй получил возможность работать по воскресеньям полдня и в будни выходить из дома на целый час и делать все что угодно.

Автор называет Гренуя клещом, которому жизнь не предлагает ничего иного, кроме постоянной зимовки. Но рано или поздно он все же проснется.

Обратимся к тексту: «Маленький уродливый клещ скручивает свое свинцово-серое тело в шарик, дабы обратить к внешнему миру минимальную поверхность; он делает свою кожу гладкой и плотной, чтобы не испускать наружу ничего – ни малейшего излучения, ни легчайшего испарения. Клещ специально делает себя маленьким и неприметным, чтобы никто не заметил и не растоптал его. Одинокий клещ, сосредоточившись в себе, сидит на своем дереве, слепой, глухой и немой, и только вынюхивает, годами вынюхивает на расстоянии нескольких миль кровь проходящих мимо живых, которых он никогда не догонит. Клещ мог бы позволить себе упасть. Он мог бы позволить себе упасть на землю леса, проползти на своих крошечных ножках несколько миллиметров туда или сюда и зарыться в сухую листву – умирать, и никто бы о нем не пожалел. Богу известно, что никто. Но клещ, упрямый, упорный и мерзкий, притаился, и живет, и ждет. Ждет, пока в высшей степени невероятный случай подгонит прямо к нему под дерево кровь в виде какого-нибудь животного. И только тогда он отрешается от своей скрытности, срывается, и вцепляется, и ввинчивается, впивается в чужую плоть».

Можно ли сравнить преступника, совершающего смертоубийство, с этим клещом?

Что общего в поведении убийцы и клеща?

В 15 лет Гренуй совершает первое страшное преступление. Он удушил девушку. Почуяв какой-то удивительный запах, ощутив, что данный аромат – «ключ к порядку всех других ароматов, что нельзя ничего понять в запахах, если не понять этого единственного», герой романа отправляется на его поиски.

Вот так автор рисует нам эту ужасную картину убийства:

«Гренуй понял: если он не овладеет этим ароматом, его жизнь лишится всякого смысла. Он должен познать его до мельчайших подробностей, до самого последнего нежнейшего оттенка… Он хотел поставить личное клеймо на этом апофеозном аромате, впечатать его в сумятицу своей черной души, исследовать до тонкости и отныне впредь мыслить, жить, обонять мир в соответствии с внутренними структурами этой волшебной формулы».

Гренуй удушил девушку, источавшую удивительный аромат, «и пресытился ею. Он не хотел расплескать ничего из ее запаха».

Почему Гренуй совершает преступление?

Отдает ли он себе отчет в том, что делает?

Можно ли оправдать его преступление?

Убив девушку, насытившись ее ароматом, Гренуй испытывает счастье. Он ощущает себя гением, нашедшим компас для будущей жизни. Теперь у него появилась цель – «стать Творцом запахов, величайшим парфюмером всех времен».

Можно ли считать благородной цель, ради достижения которой необходимо совершить преступление?

Если человек сознательно совершил убийство, есть ли гарантия, что он не повторит данное страшное деяние?

Герой романа приводит в систематический порядок все запахи, «внутренняя крепость великолепнейших композиций ароматов» с каждым днем становилась все красивее и совершеннее.

Греную было безразлично, что «в начале этого великолепия стояло убийство».

Через некоторое время талантливого парня за 20 франков выкупает у кожевника Грималя парижский парфюмер Бальдини. Несколько лет живет Гренуй в доме нового хозяина, составляя удивительные парфюмерные композиции и принося тому огромные доходы, а потом решает отправиться на юг Франции, туда, где мастера владели различными способами получения аромата из какого-либо тела.

Странным кажется на первый взгляд то, что неожиданно падает с моста кожевник Грималь, также вдруг погибает парфюмер Бальдини с женой. Стоит только догадываться, что виновником их гибели является Гренуй, который мстит тем людям, которые без зазрения совести использовали его труд и талант.

В 18 лет, оказавшись на вершине горы и почувствовав полнейшее одиночество, Гренуй «не каялся и не ждал никакого откровения свыше. Он ушел от людей единственно для собственного удовольствия, лишь для того, чтобы быть близко к самому себе». Целых семь лет он жил в своей крепости, «только в самодержавном царстве своей души», а затем вновь вернулся к людям и усвоил очень важную для себя истину: «Кто владеет запахом, тот владеет сердцами людей».

Гренуй начинает изощренную охоту за ароматами, за запахами определенных людей: «А именно тех чрезвычайно редких людей, которые внушают любовь». Жертвами Гренуя стали красивые девушки. Для того чтобы создать удивительный аромат, преступник убил 25 ни в чем не повинных юных созданий.

Люди окрестили преступника новым именем – «Убийца Девушек». Перед нами уже не талантливый человек, а жестокий, коварный преступник, который желает создать аромат, позволяющий управлять окружающими, и убивает ни в чем не повинных людей.

Сегодня весь мир оказался в эпицентре террористической войны. То здесь, то там совершаются преступления, уносящие десятки и тысячи жизней. Можно ли сказать, что Гренуй похож и в поступках, и во взглядах на террористов?

Что движет людьми, совершающими кошмарные террористические акты? Не такое ли желание властвовать над умами и сердцами людей?

Можно ли сравнить террористов с маленьким уродливым клещом, сидящим на дереве?

Почти год ловили Гренуя. Когда он был схвачен, многие не поверили в это: так страшен и жесток был реальный кошмар.

Множество людей хотело посмотреть на «знаменитость».

Что же привлекало их в Гренуе?

Почему и сегодня во многих СМИ мы находим подробные рассказы о совершаемых ужасных деяниях?

Что заставляет читателей подробно останавливаться на этом?

Почему снято множество фильмов, пользующихся успехом и повествующих о преступниках и преступлениях?

Гренуя ждало заслуженное наказание, вынесенное судом. Но казни так и не произошло, потому что все десять тысяч человек, находящихся на площади и ждущих смерти преступника, вдруг одновременно «прониклись непоколебимой верой, что маленький человек в голубой куртке, только что вышедший из кареты, никак не мог быть убийцей».

Мы понимаем, что Гренуй добился своего – оказывать влияние на толпу запахами. Люди, готовые еще два дня назад растерзать убийцу, «стали слабыми… Их захлестнуло мощное чувство влечения, нежности, безумной детской влюбленности… любви к маленькому злодею, и они не могли, не хотели ему сопротивляться».

Гренуй переживает величайший триумф своей жизни. Он сделал то, о чем мечтал долгие годы, – создал запах, способный управлять, повелевать себе подобными. И тут же к герою приходит ужас. Чем больше люди поклонялись ему, тем сильнее он ненавидел их. Оказывается, перейдя черту, став убийцей, герой не может любить людей. Счастье его, его удовлетворение – в его ненависти к людям и ненависти людей к нему. Ненависть Гренуя не знает границ, но люди все больше и больше обожают его. Не найдя удовлетворения в своих открытиях, Гренуй опять отправляется в странствие. На толпу в десять тысяч человек он истратил всего одну каплю своих новых духов, а у него в кармане лежал целый флакон, который смог бы оказать помощь в покорении всего мира. «Эта власть была сильнее власти денег, или власти террора, или власти смерти: неотразимая власть внушать людям любовь. Только одного не могла дать эта власть: она не могла дать ему его собственного запаха. И пусть благодаря своим духам он предстанет перед всем миром хоть Богом – раз сам он не может пахнуть и потому никогда так и не узнает, кто он такой, то плевать ему на это: на весь мир, на самого себя, на свои духи».

Таков закономерный итог жизни преступника, совершающего ради своего замысла огромное количество преступлений и не получившего удовлетворения от содеянного.

В Париже, на Кладбище Невинных, Гренуй выливает на себя все содержимое флакона с новыми духами. Толпа разного сброда в двадцать-тридцать человек, поддаваясь удивительно соблазнительному запаху, набрасывается на него и в буквальном смысле слова съедает, растерзывая на части. Эти люди «были чрезвычайно горды. Они впервые совершили нечто из любви».

Так завершается роман. Но мы еще долго будем размышлять над его строками.

Почему люди совершают преступления? Что толкает их на это?

Способна ли какая-то цель оправдать убийство?

Работая над такими произведениями, не уходя от наболевших вопросов современности, вынося на обсуждение наиболее острые проблемы, мы формируем у школьников активную гражданскую позицию.

И если хоть на одно преступление в мире будет меньше, значит, труд наш не проходит зря.

Александр ИКОННИКОВ, учитель русского языка и литературы, Орел

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте