При слове «басня» перед нами оживают бессмертные крыловские Ворона и Лисица, Стрекоза и Муравей, Лебедь, Рак и Щука, Слон и Моська. Кроме великого Ивана Андреевича Крылова, почти на протяжении ста лет в России никто не отваживался сочинять басни как стихотворный поэтический жанр. Да и в наше время каких-либо определенных результатов добился лишь Сергей Владимирович Михалков, бессменный автор Государственного гимна.
Естественно, что басня – труднейшая форма поэзии. Но и в прозе басни также интересны и актуальны. До сего дня мы постигаем произведения великого древнегреческого баснописца Эзопа и удивляемся их актуальности. Как можно, например, не вспомнить басню «Змея, ласка и мыши» при очередном российском потрясении – выборах: «В одном доме бились друг с другом змея и ласка. А мыши этого дома, которых и ласка, и змея истребляли, выбежали посмотреть на их битву. Но, завидев это, ласка и змея перестали биться и набросились на них. Так и в государствах те граждане, которые вмешиваются в распри демагогов, сами того не желая, становятся их жертвами».
После изучения творчества баснописцев в 6-м классе негосударственного образовательного учреждения – школы «Леонардо» – я дал задание ребятам написать по одной басне. Они с готовностью откликнулись на это, и уже на следующем занятии мы смогли не только познакомиться с их творениями, но и обсудить, поспорить, выслушать мнения самих авторов.
Александр ЕГУРНОВ: Сколько империй раскололось в цвету триумфа. Хотя бы всепобеждающий Рим. Он ведь погиб от варваров. А Египет? Там были арабы. Да и сейчас примеров много, хотя и не таких глобальных. Но все ведь развивается по приблизительно одинаковой схеме. Моя басня называется «Лев и волки».
Однажды решили волки весь мир захватить. Овцы сдались быстро, мелкие зверьки тоже не сопротивлялись. Волки осмелели и пошли на льва, надеясь, что и он легкая добыча. Но не тут-то было. Лев колотил волков направо и налево, и в скором времени их осталось совсем мало. Им пришлось сдаться. Победитель не убил их, а отпустил и даже помог, но перед этим заставил дать клятву о ненападении.
Также на каждого силача есть свой сильнейший, а на каждую косу – камень.
Евгений ЕЛЕЦКИЙ: В нашем обществе желание бескорыстной помощи ближнему пропало. Люди жаждут только денег. Никто из богатых не заметит бедняка, просящего подаяния на мосту или в переходе. Началась такая погоня за властью и деньгами, что за несколько тысяч рублей нередко забирают бесценную вещь – жизнь.
«Пчеловод и пчелы»
У пчеловода была огромная пасека. Был он очень богат. Купил много-много пчел, заселил ими пасеку. Меда у него стало видимо-невидимо, да и пчел – столько же. Некуда их расселять. Тогда придумал пчеловод устраивать пчелиные бои. Пчелам это не понравилось. Они набросились на хозяина и закусали его до полусмерти, а потом улетели.
Не делай ближнему своему того, что не хочешь получить от него.
Алена ЛАВРОВА: Многие люди мечтают об успехе. Иногда, ничего еще не сделав, они думают уже о том, что будет потом, если сбудется задуманное. Но ведь сначала надо «добыть горох». А потом решать, что с ним делать. Ведь удача редко встречается, главное – ее не упустить.
«Петух и горох»
Решил как-то петух поискать немного зерен. Увидел он, что люди зашли в дом, и залез на чужой огород. А там рос горох. Петух думает: «Вот возьму я горох, принесу во двор, попотчую кур, и все меня будут любить и уважать». Раскукарекался петух. Услышали это люди, выбежали во двор и давай его бить. Насилу выбрался он с чужого огорода. Так петух оказался побитым и без зерен.
Басня учит нас тому, что сначала надо что-то сделать, а потом уж мечтать.
Эмин АГАЕВ: Меня интересует одна проблема: злость со стороны сверстников. Есть ребята, которых дразнят каждый день, они не выдерживают некоторых «шуток» и «пародий» и рвутся в бой. Большинство дразнит не из желания подраться, а просто ради смеха над жертвой и не ожидая побоев. Нельзя допускать постоянного издевательства над людьми.
«Лисица, волк и ведро рыбы»
Пришла лисица как-то к волку и говорит: «Давай порыбачим в озере». Волк был голодный и согласился.
В конце дня лиса и волк набрали ведро рыбы. Лиса решила подразнить волка и толкнула ведро в воду.
– Ой, волк, извини! Я нечаянно.
– Нечаянно? Ведро рыбы нечаянно столкнуть в воду?! – возмутился волк и съел лисицу.
Мораль басни такова: не дразни друга, иначе это все плохо кончится.
Евгений ВАРШАВСКИЙ:
«Лев, осел и обезьяна»
В то время, когда все звери учились, обезьяна валяла дурака. Она придумывала отговорки, чтобы не ходить на занятия, не выполняла домашнюю работу. А лев и осел усердно трудились.
Они не знали отдыха и день и ночь, читали, писали, учили наизусть. Когда пришло время, лев и осел успешно сдали экзамены и нашли интересную высокооплачиваемую работу, а обезьяна, как ни старалась, пошла на грязную работу.
Вот и люди валяют дурака в школе и думают, что радуются жизни. А когда вступают во взрослую жизнь, понимают, как мало они знают, потому что почти совсем не учились в школе.
Меня волнует эта тема, потому что я иногда вижу, как некоторые ребята не хотят учиться. Но когда приходит время самостоятельной жизни, они не могут обеспечить себя и свою семью. В учебное время самое главное – задуматься о своей будущей жизни и начать учиться по-серьезному. Ведь образование играет для нас, школьников, решающую роль.
Дмитрий ЕГУРНОВ:
«Три товарища»
Шли однажды по лесу три товарища: лиса, медвежонок и собака. Вдруг они провалились в яму-ловушку. Лиса предложила:
– Миша, дружок, подкинь меня вверх, я сбегаю за помощью.
Медвежонок аккуратно подкинул ее. Лиса уцепилась за край и выбралась. Стали медвежонок и собака ждать. Час лисы нет, два… Третий час пошел.
Собака решила рыть подземный ход.
А лиса тем временем объявила об их исчезновении и начала присматриваться к их пожиткам. Через сутки медвежонок и собака выбрались из ямы, но больше не поддерживали дружбы с лисой.
Из этого мораль: друг станет другом только после какого-либо испытания.
Я выбрал тему дружбы. Некоторые люди пытаются напроситься в друзья и вкусить плоды дружбы: ходить в гости, одалживать деньги или, если друг – высокопоставленное лицо, просить каких-либо поблажек. Но стоит самому другу попросить помощи, как у данного человека сразу найдется масса «уважительных» причин: затевается ремонт, год задерживают зарплату, на работе работает инспекция. И дружба становится «односторонней».
Такой вид заданий позволяет затронуть наиболее важные вопросы, интересующие школьников. Важно не оставить их без внимания, дать возможность учащимся ответить на них.
Каждое поучительное иносказательное повествование дает возможность шире осветить самые волнующие проблемы. Не случайно Владимир Иванович Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» записал: «Два слова басен – да и все дело тут».
Александр ИКОННИКОВ, преподаватель НОУ школа «Леонардо»
Комментарии