Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Гражданина воспитывает школа

УГ - Москва, №01 от 7 января 2014. Читать номер
Автор:

Министр образования Москвы Исаак Калина дал пресс-конференцию на тему «Город, семья, школа. Воспитать ответственного гражданина». В пресс-конференции приняла участие руководитель Центра образовательной политики Нина Минько, начальник Южного окружного управления образования Антон Молев, директор школы №1298 Ольга Ярославская, директор школы № 138 Татьяна Дробышева.

Исаак КАЛИНА:Цель, о которой нужно всерьез говорить, – это то, какими растут москвичи, которые сегодня пока еще учатся в школе, какими они будут горожанами, гражданами России. Это в самом деле главная цель деятельности системы образования. Я с большим уважением отношусь к тому, что за последние три года очень выросли результаты московской школы в едином государственном экзамене, в олимпиадах, но с еще большим уважением отношусь к тому, что, несмотря на то что количество несовершеннолетних в Москве достаточно серьезно прибавилось, количество правонарушений, которые фиксирует МВД, к счастью, в 2013 году намного меньше, чем в 2010-м.При этом, наверное, было бы наивным считать, что все зависит только от школы, конечно, это зависит от семьи, от среды, то есть от всего города. Но мне кажется, не менее опасно считать, что от школы ничего не зависит. То, какими растут наши молодые москвичи, зависит и от того, какова сама московская школа, есть ли или хотя бы появляются ли у московской школы те качества, которые мы хотим видеть у наших растущих московских школьников. Я надеюсь, что не мне одному хочется, чтобы среди этих качеств всех нас, наших детей и внуков (а значит, и у наших школ) было такое, что можно попробовать назвать ответственной и грамотной свободой. Поэтому все изменения, которые сегодня инициируют в нашей системе образования, своей целью имеют развитие в первую очередь именно этого качества – ответственной и грамотной свободы у наших московских школ – и, следовательно, создания условий для этого, что будет, собственно, и основным условием развития такого важнейшего качества для всех граждан, и в частности наших московских школьников. В 2013 году для меня были важны свобода, ответственность и грамотность как характеристика московской школы. Мне кажется, что московские школы очень значительно продвинулись в осознании, в понимании своей свободы, что московские школы все больше продвигаются в направлении повышения грамотности управления, что в связи с этим растет чувство собственной ответственности школ за результаты своей работы. У школ есть свобода выбора решений, есть грамотность, необходимая для принятия управленческого решения, есть понимание того, что с последствиями своего решения школе придется жить. То есть я считаю свободу, грамотность и ответственность необходимым условием для формирования грамотной личности москвича. В 2014 году главная задача управления, над решением которой мы будем работать, – это, конечно, развитие управленческих команд. Мы все понимаем, что если созданы условия для ответственной и грамотной свободы, то еще нужны во главе школ управленческие команды, которые будут соответствовать этому уровню ответственности, грамотности и свободы. Я надеюсь, что всем вместе нам удастся эту задачу решить, более того, мы сейчас уже активно включаем в решение этой задачи и общество через управляющие советы, через различные депутатские структуры. Сегодня в Москве становится все больше школ, вызывающих доверие. В 2013 году был федеральный конкурс лучших школ, среди 500 лучших российских школ лидерами стали 89 московских школ, и это в несколько раз больше, чем в регионах, занявших второе место, включая Санкт-Петербург и Татарстан. Растет известность школ, растут результаты их работы, растет доверие людей к московским школам. Если посмотреть школы в рейтинге Топ-400 2013 года, то можно увидеть те, которые вызывают у населения серьезное уважение. Бредовые школы в Москве были, есть и будут, но количество школ, вызывающих доверие у москвичей, растет. В 2013 году для меня были важны свобода, ответственность и грамотность как характеристика московской школы. Мне кажется, что московские школы очень значительно продвинулись в осознании, в понимании своей свободы, что московские школы все больше продвигаются в направлении повышения грамотности управления, что в связи с этим растет чувство собственной ответственности школ за результаты своей работы. У школ есть свобода выбора решений, есть грамотность, необходимая для принятия управленческого решения, есть понимание того, что с последствиями своего решения школе придется жить. То есть я считаю свободу, грамотность и ответственность тремя точками как необходимое условие для формирования грамотной личности москвича. В 2014 году главная задача управления, над решением которой мы будем работать, – это, конечно, развитие управленческих команд. Мы все понимаем, что если созданы условия для ответственной и грамотной свободы, то еще нужны во главе школ управленческие команды, которые будут соответствовать этому уровню ответственности, грамотности и свободы. Я надеюсь, что всем вместе нам удастся эту задачу решить, более того, мы сейчас уже активно включаем в решение этой задачи и общество через управляющие советы, через различные депутатские структуры. Мы обещали в 2013 году, что защитим учителей от бумажной работы, объявили, что принимаем на сайте даже анонимные обращения от учителей, которые захотели бы рассказать, какие отчеты с них спрашивают и кто спрашивает в школе. К сожалению, в основном поступили несколько обращений от администраций школ с жалобами на то, что с них что-то кто-то спрашивает. Практически от учителей не поступило ни одного обращения, по которому можно было бы работать, а мы хотели бы получить четкие обращения, чтобы могли посмотреть, кто это придумывает лишнюю, ненужную работу для московского учителя.Раньше всегда жаловались, что, когда учитель выходил на аттестацию, ему надо было собрать материалы почти как на диссертацию. Сегодня эта ситуация оптимизирована, так как все результаты работы учителя, школы благодаря Московскому регистру качества образования известны, есть в базе, мы вообще ничего с учителя, кроме заявления, не просим. Он просто должен написать заявление, чтобы его аттестовали на первую или высшую категорию. Более того, все 400 школ, которые по своим результатам вошли в число надежных, плюс 145 школ, у которых очень высокая динамика результатов работы за последние годы, получили от Департамента образования право на присвоение своим учителям высшей и первой категории. 545 школ сами принимают это решение, а Департамент только подписывает приказы. Но тем не менее я иногда все же слышу выступления учителей, которые жалуются на бумажную загрузку, и мы будем благодарны любому учителю, который передаст нам любой запрос, по которому он вынужден выполнять лишнюю работу.Много дискуссий о том, что Москва хочет ввести итоговое сочинение в десятом классе. Мы приняли такое решение, так как у нас есть наши эксперты – наши московские учителя. Именно московские учителя русского языка и литературы первыми выступили с предложением, чтобы одно из тех шести сочинений, которые традиционно в течение года пишут десятиклассники, провести в форме единого городского сочинения, естественно, по многообразным темам. Сегодня наши специалисты – реальные учителя русского языка и литературы и других предметов (учителя говорят, что сочинение необязательно должно быть исключительно по литературе, оно может быть межпредметным) разрабатывают порядок проведения такого сочинения в десятом классе. Если в 2015 году будет выполнено поручение Президента РФ, а я более чем уверен, что оно будет выполнено, наши московские десятиклассники, будучи в 2015 году уже одиннадцатиклассниками, психологически, организационно, во всех других отношениях будут более подготовлены к новой форме итоговой аттестации, как это, собственно, и записано в поручениях Владимира Путина. Мы не можем поспешить с введением сочинения, потому что мы не спешим, мы просто делаем то, что всегда московские учителя литературы делали. В московских школах сочинение ученики писали, пишут и будут писать. Вывести одно из шести сочинений, которые ребята пишут в десятом классе, в статус городского как промежуточную аттестацию за десятый класс ни для кого не будет лишней нагрузкой, но это станет формой подготовки к будущему выпускному статусу сочинения, который в 2015 году мы уже получим.Нина МИНЬКО:Московские школы по-прежнему остаются брендовыми. Весь вопрос в том, что такое бренд. Если к 2010 году мы подошли в Москве к такой ситуации, когда москвич-родитель живет в микрорайоне, смотрит во двор, видит красивейшее, но пустое здание школы, то это означало, что жители этого микрорайона выбирали другие школы. Чтобы не ходить в эту школу, они выбирали лицеи, гимназии, школы с различными уклонами в других районах и даже округах Москвы. Прошли три года, и те самые школы, которые в наших микрорайонах к началу 2010 года практически опустели, в которых оставалось не более ста учеников, сегодня заполнены, они вошли в состав крупных образовательных комплексов. То есть многофункциональный, многопрофильный, многоуровневый комплекс стал брендовой столичной школой, куда родители уже хотят отдавать своих детей. Нынче любой образовательный комплекс может сделать то, что делала прежняя столичная брендовая школа, поэтому теперь всякий раз, выбирая школу для своего ребенка, родители уже задают вопрос о качестве педагогического коллектива, который и создает реальную брендовость районной школы. Антон МОЛЕВ:Проблемы, которые испытывала и продолжает испытывать современная школа, – это ситуация определенной закрытости. Еще недавно понятие брендовости подразумевало элитарность, некоторую недоступность для большинства. Нынешняя ситуация многофункциональных комплексов помимо всех преимуществ, которые мы много раз обсуждали, дает возможность получить разноплановое образование, в том числе учиться и в гимназическом классе, и в лицейском классе, и в классе с профессионально-техническим уклоном, каждому ребенку. При этом нет ощущения, что есть условное разделение: все учатся в крупном комплексе и выбирают то, что ученику по силам, то, что ему интересно. В данном случае социализирующая функция школы становится ключевой, ведь мы живем в очень сложном, многомерном мире мегаполиса, где мы все рядом друг с другом, в школе все должно происходить так же, мы не должны быть разделены никакими барьерами. Ольга ЯРОСЛАВСКАЯ:ы часто нынче слышим жалобы о том, что учителя загружены бумажной работой. Но сегодня открытость образования предполагает открытость во всем. Не бывает так, что где-то мы школу открыли, где-то приоткрыли, где-то прикрыли. Открытость школы включает и электронную отчетность перед вышестоящими инстанциями. Практически к нулю сведена отчетность школ перед окружными управлениями образования (есть только статистика), даже все контролирующие финансовые органы ведут проверки, не выходя в школы, а анализируя нашу статистику, наши закупки через электронный документооборот. Внутри каждой школы нынче есть локальная сеть, например, в нашей школе она есть с 2006 года, весь перечень отчетности учителей документально закреплен в циклограмме, и ничего больше от учителя не требуется. Конечно, есть рабочие отчеты, например, по питанию, но ничего нового в отчетности мы не придумываем, педагог это знает и распределяет циклограмму на год. Татьяна ДРОБЫШЕВА: Система электронных журналов очень хорошо позволяет нам оптимизировать ту самую документацию, о которой так часто идет речь. С помощью журналов и дневников практически автоматически формируется вся отчетность. Мы способны составлять любые рейтинги – школы, классов, можем сделать любой отчет, который раньше у учителя занимал длительное время для заполнения различных форм, а сейчас это за очень короткое время делается автоматически. Безусловно, это сокращает время учителей.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту