search
main
0

Гражданин своего Отечества

​Гимназия №1306, совершенно очевидно, обладает ответственной позицией в музейном строительстве. В ней всего два музея: в дошкольном отделении музей славянского быта и в средней школе – «Гражданин своего Отечества». Оба рождались долго и трудно, но оба постоянно востребованы. В них кипит жизнь: работа, учеба, стройка, перестройка, монтаж и демонтаж, подготовка семинаров, конференций. Они постоянно меняются и по содержанию, и по форме.

Неизменно одно – они нужны и учащимся, воспитанникам, и педагогам, и даже родителям.Стратегическая цель музея «Гражданин своего Отечества» – повышение эффективности обучения и воспитания гимназистов через их вовлечение в изучение условий формирования гражданской позиции выдающихся граждан России, их жизненного пути и той пользы, которую они принесли Отечеству. Это очень четкая и правильная постановка вопроса. Необходимо на доступных и убедительных примерах дать возможность детям почувствовать себя наследниками и продолжателями великих традиций. Очень убедительна и тематическая структура экспозиции, начинающаяся с тезиса «Учись, чтобы принести пользу Отечеству!». Громких слов нет, есть убедительные примеры. Здесь же и история начального, среднего и высшего образования в России и Москве, история Московского университета как кузницы кадров для российской науки, культуры, экономики, политики и образования. Территориальная близость к МГУ и повседневные творческие контакты с различными его факультетами, кафедрами, отдельными учеными дают возможность систематического пополнения фондов, научной обработки памятников, включения их в воспитательный процесс. У этого музея большое будущее, хотя он еще и очень молод, но он очень важен для юных граждан, и они его намерены и дальше развивать для себя. Интересная деталь – работая с музейными предметами, ребята надевают белые перчатки. В этом проявляется их уважение и бережное отношение к истории, памятникам, сохранившимся до наших дней, к людям, жизнь и деятельность которых документируются этими предметами. Они хотят сохранить их для своих детей и внуков, ибо воспитание гражданственности должно быть постоянной заботой всего общества.Особого внимания заслуживает музей для самых маленьких воспитанников гимназии – дошкольников. Он появился около 5 лет назад, вначале был историко-этнографическим с небольшим фольклорно-естественно-научным уклоном. Кажется, совсем несовместимые определения. Безусловно, но ведь это был поиск своего пути. Ведь и самой школе в то время было не более 5 лет. Русский народный деревенский быт невозможно понять и представить без окружающей его природной среды. Но создавать музей природы в его традиционном варианте в школе невозможно по многим причинам, в первую очередь связанным с санитарным режимом образовательного учреждения, а тем более дошкольного. Тут на помощь пришли сказки, театрализация, декорации и костюмы. Игра стала одной из основных форм работы музея, а потом появились лабораторные занятия по изучению свойств воды, дерева, камня, руды и металлов. Работа с глиной и тестом, шерстью и бумагой. Здесь дети не просто смотрят, трогают, примеряют, они исследуют предметы быта и окружающего природного мира, а потом сами становятся творцами вещей.Да, многим этот музей кажется непохожим на настоящий. Внешне не видно традиционных витрин, да еще на столиках, за которыми сидят малыши, стоят штативы с пробирками, какие-то реактивы, образцы. Но витрины есть, только они пока задернуты шторками, закрыты дверцами, а будут открыты тогда, когда до них дойдет очередь. Это ведь прекрасно и таинственно, потому что все ребята о них знают, но не все знают, когда и что в них будет выставлено. Это еще одна хорошая особенность музея. Экспозиция постоянно меняется в зависимости от темы занятий, а материал для нее собирают дети, родители, монтируют, а потом показывают остальным ребятам. Это музейно-поисковая познавательная игра.Пока что фонды этого музея сравнительно невелики, и это проблема. Дети еще слишком малы, чтобы самостоятельно заниматься поисковой и фондовой работой, а у руководителя музея, да и у родителей не так много времени на комплектование музейных предметов. Но делать это необходимо, чтобы музей был жизнеспособен и долговечен. Тут, видимо, необходимо шефство ребят из начальной или даже средней школы. Фондов у музея должно быть достаточно много, чтобы он мог обеспечивать действительно интересными подлинниками все области малышовой пытливой любознательности.Ирина ИКСАНОВА, руководитель Центра краеведения и музейного дела Московской городской станции юных туристов, заслуженный работник культуры

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте