О переменах в охране рубежей страны рассказывает первый заместитель руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-лейтенант Владимир РОЖКОВ
– Владимир Васильевич, прошло полгода после передачи функций ФПС в ведение ФСБ. Назначены заместители руководителя Пограничной службы ФСБ России. Большинство из них во главе с первым заместителем директора ФСБ – руководителем Пограничной службы генерал-полковником Владимиром Проничевым – «коренные» пограничники. Каков характер перемен?
– Его определяет Указ Президента России – от 11 августа с.г., которым утверждено Положение о Федеральной службе безопасности. Значение Пограничной службы в деле обеспечения безопасности государства не снижается, а возрастает. И более того, приобретает первостепенную важность в контексте развития отношений с сопредельными странами, Европой.
Речь идет не просто о переформировании ведомства или перетряске кадров. Структурные изменения осуществляются прежде всего на основе программы преобразования силового блока, принятой еще в мае прошлого года Советом безопасности РФ под руководством Президента России.
Недавно, выступая перед ветеранами границы, первый заместитель директора ФСБ – руководитель Пограничной службы генерал-полковник Проничев заметил, что «революций» не будет, оптимизация пограничной структуры пройдет эволюционным, рациональным путем. В ней происходят обычная кадровая ротация и плановое сокращение ряда должностей, которые дублировались в двух самостоятельных ведомствах – ФСБ и ФПС. Поэтому точнее, наверное, говорить не о реорганизации, а об оптимизации пограничного ведомства. Касается она в основном центрального аппарата. Некоторое сокращение – не самоцель, а результат передачи пограничных структур в систему органов ФСБ и переориентации на новые задачи. Хочу подчеркнуть: мы приложим максимум усилий, чтобы интересы тех, кто решил продолжить службу в новом ведомстве, и тех, кто службу завершает, не были ущемлены.
Сегодня требуются новые подходы к обеспечению национальной, и, в том числе, пограничной безопасности. Именно этим и продиктованы происходящие изменения.
– Получается, что прежний стиль руководства не отвечал требованиям времени?
– Руководство самостоятельной структуры для своего времени достойно решало поставленные задачи. Но со сменой приоритетов меняются и подходы в работе. Кроме того, войсковая управленческая структура не всегда могла оперативно реагировать на процессы, происходящие на российских рубежах. Сегодня на первый план выходит оперативно-войсковая деятельность с сокращением войсковой компоненты. И там, где это возможно, военнослужащих будут менять гражданские служащие. Кстати, для ряда министерств, ведомств и спецслужб подобные структурные изменения – уже пройденный этап. Учитывая достаточно сложную обстановку на ряде участков границы, мы к любым изменениям в региональных пограничных структурах намерены подходить очень аккуратно. Ибо граница суеты не приемлет.
Необходимо максимально адаптировать структуры Погранслужбы к конкретным военно-политическим и социально-экономическим условиям, выбирая наиболее рациональные способы решения и традиционных, и новых задач. А их у пограничников достаточно: участие в борьбе с организованной трансграничной преступностью, терроризмом, контрабандой, нелегальной миграцией, охрана национальных биоресурсов, обеспечение экологической и информационной безопасности.
– Российская граница уникальна. Пограничникам нелегко обеспечивать ее безопасность…
– Особенно сегодня, когда новая эпоха создает противоречивые, временами трудноразрешимые проблемы.
Напомню, у России самая протяженная в мире граница: свыше 60000 км, 9 млн. кв. км морских пространств. С нами граничит 16 государств, различных и по уровню экономического развития, и по государственному устройству и политике по отношению к нашей стране. Россия остается важнейшим узлом межгосударственных социально-экономических связей в ряде регионов планеты.
Взять хотя бы экономические связи с рядом сопредельных стран СНГ на региональном уровне. Оправдана ли такая система охраны границы, при которой эти растущие в последние годы связи начинают терять динамику развития? Есть и иные тенденции интеграционного характера, но уже другого порядка. К примеру, общеевропейские интересы – серьезнейший фактор развития внешнеполитической обстановки для оценки перспектив охраны нашей границы.
Каждому участку границы присуща своя динамичная, разноплановая обстановка. На наших рубежах проецируется целый набор основных экономических, социальных, религиозных и других проблем Запада и Востока, Юга и Севера, Европы и Азии.
– Что будет меняться в подходах к охране границы?
– Достаточно долго мы руководствовались давно сложившейся концепцией охраны границы с решающей опорой на войсковую компоненту. Она была вполне оправдана для соответствующих политических и экономических условий. Но любопытно, что еще в конце 30-х гг. прошлого века в канун Великой Отечественной войны политическое руководство страны ставило достаточно остро вопрос о неоправданной «перегрузке» пограничников чисто военными обязанностями. Он даже становился предметом серьезных дискуссий специалистов. Кстати, не впервые, поскольку с подобными проблемами пограничники сталкивались еще раньше, до революции, в Отдельном корпусе пограничной стражи.
Сегодня взят курс на движение к специальной службе как системе сформированных в ФСБ пограничных органов. В их подчинении, безусловно, будут и необходимые войсковые подразделения на контрактной основе. Работа в этом направлении даст государству возможность отказаться от направления на границу призывников, сократить до оптимального варианта войсковую компоненту и, в конце концов, создать структуры охраны границы, полностью отвечающие интересам нашего общества и современных межгосударственных отношений.
– То есть, схема охраны границы кардинально меняется? А где останется войсковая охрана?
– Прежде всего, в Таджикистане и на Северном Кавказе. Более того, там, где она эффективна и целесообразна, ее надо поддерживать и укреплять контрактной основой комплектования. Другое дело, что с учетом ряда экономических и социальных факторов строить охрану границ государства на основе только войсковой охраны сегодня уже невозможно.
Убедительный пример тому – российско-казахстанская граница. Незаконная контрабанда, миграция, наркотики – общая головная боль и российских пограничников, и наших казахстанских коллег. Для полноценного войскового обустройства общих рубежей России и Казахстана нужны миллиарды долларов. Понятно, что подобными средствами государство не располагает. Значит, в основе охраны границы там должны лежать другие формы работы, не менее эффективные, но менее затратные, в том числе, – оперативно-войсковые.
– Какие задачи Погранслужбы ФСБ сегодня приоритетны?
– Первая и основная – создание условий для нормальной работы наших сотрудников на границе. И в плане материально-технического оснащения, и социальной защищенности.
Необходимо реалистичнее, прагматичнее подойти к оценке ситуации и наших возможностей в каждом регионе. Этот подход должен быть строго дифференцированным. Нельзя, к примеру, мерить одним аршином проблемы границ в Заполярье и на Северном Кавказе.
Очень важно, что продолжается выработка мер, соответствующих конкретным угрозам пограничной безопасности государства в регионах. В Москве состоялось совещание руководящего состава Погранслужбы, на котором обсуждались эти проблемы. Первый заместитель директора ФСБ – руководитель Пограничной службы генерал-полковник Проничев, в частности, отметил необходимость изменения системы охраны рубежей России, четкого разграничения полномочий и функций в различных звеньях управления, создания современного облика границы и обеспечения всем необходимым военнослужащих, ее охраняющих. Он обратил особое внимание на решение Президента России о создании Государственной пограничной комиссии, которая призвана реализовать весь комплекс вопросов формирования нового облика российской границы и привлечения к выполнению этой задачи возможностей министерств, ведомств, руководства регионов.
Каждая из наших приоритетных задач требует комплексного подхода и времени.
– Юных читателей «Военного образования» – и в курсантских погонах, и тех, кто лишь задумывается о выборе военной профессии, -интересует судьба пограничных вузов, а также перспективы, которые открывают перемены в Погранслужбе для молодежи…
– Сохранятся все пограничные учебные заведения, за исключением нашего Курганского института, судьба которого была решена еще раньше, до вхождения Погранслужбы в структуры ФСБ. Наши вузы будут интегрированы в систему образования Федеральной службы безопасности. И поверьте, учиться в них станет интереснее и престижнее, чем раньше. Ведь перемены на границе требуют роста профессионализма кадров. И перемены в процессе обучения будут нацелены на то, чтобы готовить высокоинтеллектуальных профессионалов границы.
Движение к спецслужбе будет менять и характер будничной деятельности пограничников, сделает ее более интеллектуальной, а значит и более привлекательной для молодых людей. Повысится и престиж службы на границе. Ведь каждый военнослужащий в зеленой фуражке стал сотрудником ФСБ – ведущей спецслужбы государства, обеспечивающей национальную безопасность России.
Перемены преследуют не только служебные, но и социальные цели, позволят приравнять пограничников в оплате труда к сотрудникам ФСБ, уйти от многолетнего «табеля о рангах», по которому, к примеру, многогранная, напряженная, ответственнейшая служба начальника пограничной заставы на переднем крае державы упрощенно приравнивалась к должности командира роты где-нибудь в «тылу». Теперь же труд профессионалов переднего края и в моральном, и в материальном отношениях будет оцениваться по-другому.
Все это, на мой взгляд, привлечет в наши ряды умную, талантливую, энергичную, крепкую духом молодежь, стремящуюся посвятить себя ратному служению Отечеству.
Забота о будущем офицерского корпуса Погранслужбы, о молодых профессионалах – наш неизменный приоритет. Поэтому могу с полным основанием утверждать: тех из ваших читателей, кто изберет службу Отечеству на ее рубежах, ждут большие перспективы, увлекательная профессия, достойная того, чтобы посвятить ей свою жизнь.
Интервью взял Сигитас СПАНГЕЛИС
Комментарии