search
main
0

Граница государства российского

Государственная граница России охранялась с незапамятных времен, хотя и разными средствами. В Древней Руси использовались системы оборонительных сооружений, так называемые Змиевы валы, Большая засечная черта, за которыми присматривала стража. С XVI века защита южных границ государства Российского осуществлялась казачьими войсками. С XVIII века границы Российской империи охранялись пограничной (таможенной) стражей, а с 1893 года – Отдельным корпусом пограничной стражи. В 1918 года охрану границ Советского государства возложили на пограничную охрану, впоследствии – Пограничные войска. С упразднением ФПС России в 2003 году ее функции переданы ФСБ России. О сегодняшнем дне границы рассказывает первый заместитель директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России генерал армии Владимир ПРОНИЧЕВ.

ЕДИНАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ГРАНИЦЫ

– Владимир Егорович, после распада Советского Союза более 13,5 тысячи километров вновь образовавшейся государственной границы России оказались необустроенными. А ведь это более половины протяженности всего сухопутного участка российской границы…

– Именно поэтому мы реализуем реформы, учитывающие изменение характера угроз нашей стране.

Ежесуточно на охрану границы заступают более 11 тысяч пограничных нарядов, десятки кораблей, катеров и вертолетов. При этом Россия вынуждена все больше противостоять трансграничной преступности. Организованные международные группировки, занимающиеся наркотрафиком, контрабандой, торговлей оружием, незаконной миграцией, ищут лазейки в границе, нанося государству значительный ущерб. Поэтому теперь созданы специальные подразделения, в том числе для борьбы с силовыми проявлениями криминала. Активизирована работа по привлечению профессионалов-контрактников. Пограничные органы в Центральном, Приволжском, Уральском, частично Сибирском и Южном федеральных округах уже комплектуются на профессиональной основе.

– Каковы сегодня главные приоритеты деятельности Пограничной службы России?

– Главная – охрана границы, которая включает теперь и борьбу с трансграничной преступностью, с незаконным промыслом водных биологических ресурсов. Защита и охрана экономических и иных законных интересов РФ в пределах приграничной территории: исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а за их пределами – охрана запасов анадромных видов рыб.

Пограничная служба сегодня масштабно реформируется. Активно идет техническое переоснащение. Поступают на вооружение многофункциональные суда, новейшие образцы техники. Сокращается применение неэффективной техники, прежде всего тяжелых видов вооружений. Внедряется техника, дающая возможность интегрироваться в общегосударственные системы. Идут поставки современных технических средств пограничного контроля, которыми в ближайшее время будут оборудованы большинство пунктов пропуска через границу. Оборудуются автоматизированные системы паспортного контроля.

БЕЗ РЕВОЛЮЦИОННОСТИ

– Можно ли сегодня считать, что законодательство в пограничной сфере в основном сформировано и успешно функционирует?

– К сожалению, пока оснований для такого оптимистичного вывода нет. Главная проблема – отсутствие системности законодательства в пограничной сфере. Есть разрыв между необходимым уровнем правового регулирования вопросов охраны границ и реально существующим. Базовый закон «О Государственной границе Российской Федерации» был принят в апреле 1993 года, в период действия Конституции (Основного Закона) РФ 1978 года, то есть в совершенно иных условиях. Попытки решить проблему путем многочисленных изменений в законе нередко порождали лишь новые трудности в его применении.

Поэтому так важна идущая сейчас к завершению работа над проектом Федерального закона «О статусе и защите государственной границы Российской Федерации». Вводится понятие вооруженной защиты государственной границы, осуществлять которую будут Вооруженные Силы РФ, другие войска, формирования и органы в порядке, установленном Президентом РФ. Пограничная деятельность должна найти адекватное отражение в федеральных законах «О пограничной деятельности», «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», «О государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации», а также в новой редакции Федерального закона «О федеральной службе безопасности».

Хочу подчеркнуть важность преемственности в вопросах правового регулирования, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Это предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимости произвольных изменений в действующей системе норм. Считаю необходимым воздерживаться также от чрезмерно поспешных «революционных» преобразований, полного отказа от прежнего опыта. Наоборот, из него следует извлечь максимальную пользу.

Есть у России и «особые» границы. Например, между Россией и Казахстаном, протяженность которой составляет более 7,5 тысячи километров – абсолютный мировой рекорд. В последнее десятилетие преступные трансграничные группировки пытаются создать здесь устойчивые каналы наркотрафика, незаконной миграции и контрабанды в Россию, в том числе оружия, проникновения членов террористических организаций.

Погранслужба ФСБ России приступила к обустройству этого рубежа. Здесь предусмотрено строительство до 2010 года более 400 объектов пограничной инфраструктуры. Подписано соглашение с Казахстаном о делимитации, определении прохождения линии государственной границы. Сложнейший труд, проверка прохождения линии границы на картах, документах землепользования, согласование, когда, например, железнодорожная станция – на территории России, а станция технического обслуживания – в Казахстане. Уточняли с учетом взаимных интересов линию границы, договаривались о совместном использовании ряда хозяйственных объектов. Пограничник сегодня, кроме всего прочего, должен быть еще и дипломатом. Соглашение включает и обмен информацией, проведение совместных операций, тренировок личного состава, подготовку кадров.

Или возьмем другую, тоже особенную границу, таджикско-афганскую. По специальному межгосударственному соглашению российские пограничники на протяжении 13 лет оказывали содействие в становлении национальных пограничных войск Республики Таджикистан. С 2006 года охрана таджикско-афганской границы полностью перешла к Таджикистану. Для этого в российских вузах подготовлены два выпуска таджикских офицеров-пограничников. Но наши советники продолжают оказывать помощь таджикским пограничникам.

ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА ПРОГНОЗИРУЕМА

– Какова сегодня оперативная обстановка на границах России? Где, на ваш взгляд, наиболее неспокойно?

– В целом обстановка стабильна и прогнозируема. Вместе с тем каждому участку границы присущи свои особенности. Так, для западного и северо-западного направлений характерна масштабная противоправная деятельность преступных группировок, занимающихся контрабандой товаров и грузов. Активизируется трансграничная преступность на некоторых участках границы с Украиной, Финляндией, Эстонией, Литвой, Польшей, Азербайджаном, Казахстаном и Китаем. В пунктах пропуска на законных основаниях не пропущено через границу свыше 65 тысяч человек, их них выявлены около 10 тысяч лиц, которым закрыт въезд в Российскую Федерацию.

За последние три года количество задерживаемой пограничниками контрабанды возросло вдвое. На центрально-азиатском направлении высоким остается масштаб контрабанды наркотиков, товаров народного потребления, других материальных ценностей и незаконной миграции. Пристального внимания требует к себе и дальневосточное направление, особенно с точки зрения экономических и демографических интересов безопасности страны. Там идет расхищение, незаконный вывоз сырьевых ресурсов, постоянный поиск преступными трансграничными группировками устойчивых каналов контрабанды. В течение только прошлого года задержано более 8,3 тысячи нарушителей, в основном на российско-казахстанском, литовском и китайском участках. Изъято свыше 3,2 тонны наркотических средств и психотропных веществ. Конфисковано свыше 200 единиц огнестрельного оружия, около 11 тысяч штук боеприпасов.

– Как решается проблема обеспечения охраны рубежей России на Кавказе, особенно в пределах Чеченской Республики?

– Для Северного Кавказа пока еще, к сожалению, характерно наличие целого комплекса угроз, прежде всего международного терроризма, расхищения водных биологических ресурсов Каспия и Азовского морей.

Визитная карточка

Владимир Егорович Проничев родился в 1953 г. в Мелитополе. Окончил Алма-Атинское высшее пограничное командное училище КГБ при Совете Министров СССР и Военную академию имени М.В. Фрунзе. Служил в Закавказском, Восточном и Северо-Западном пограничных округах, пройдя путь от заместителя начальника заставы до заместителя командующего войсками пограничного округа. В 1986-1989 гг. выполнял специальные задачи на территории Афганистана. С 1994 по 1996 год – начальник Управления ФСБ России по Республике Карелия. Затем работал в Центральном аппарате ФСБ России, был заместителем директора – руководителем Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ России. С июля 2003 г. – первый заместитель директора – руководитель Пограничной службы ФСБ России.

Герой Российской Федерации. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалью «За отличие в охране Государственной границы СССР». Удостоен почетного звания «Заслуженный сотрудник органов безопасности».

Остается достаточно высоким потенциал действующих там бандформирований, особенно в приграничных районах Чеченской Республики. Совершенствуется тактика их диверсионно-террористической деятельности, методы работы по формированию пособнической базы среди жителей приграничья. Сохраняется вероятность попыток переброски через границу бандитов, иностранных наемников, средств диверсий и террора. Международные террористические организации пытаются сформировать в приграничье плацдарм для распространения терроризма на другие российские регионы.

Принятыми мерами удалось снизить накал обстановки на чеченском участке государственной границы. Созданы серьезные преграды для боевиков и иностранных наемников на маршрутах выдвижения их в Россию и к базовым лагерям в северной части Грузии. Выявлен и нейтрализован ряд каналов переправки через государственную границу боевиков, финансовых и материальных средств. Повышена в целом плотность охраны границы. В период, когда открыты горные перевалы, на активных направлениях дополнительно выставляются пограничные посты, действуют разведывательно-поисковые группы. Сегодня на Северном Кавказе ведется широкомасштабная работа по укреплению и обустройству границы. Из запланированных к строительству 72 новых пограничных застав 17 уже введены в эксплуатацию. Ведется строительство жилья для семей военнослужащих.

100-МИЛЛИОННЫЙ РУБЕЖ

– Много говорят о проблемах миграции. Не могли бы вы прокомментировать ситуацию с точки зрения динамики ее развития?

– По подсчетам экспертов, до 70 процентов нарушителей задерживают пограничники в пунктах пропуска. Попытки незаконного въезда и выезда предпринимают как российские граждане, так и иностранцы. Действуют целые преступные международные группы, специализирующиеся на нелегальной переправке людей из азиатских стран, в том числе Китая, Ирана, Афганистана, Пакистана, Индии, в Западную Европу, а также в Японию и Южную Корею. В последнее время проблема незаконной миграции в Россию иностранных граждан и лиц без гражданства заняла одно из первых мест в перечне угроз национальной безопасности. Дело в том, что наша страна воспринимается ими не только как транзит, но и «территория оседания». Большинство становятся резервом пополнения криминальной среды. Наблюдаются попытки монополизировать отдельные сферы деятельности в городах и районах с использованием как легальных, так и незаконных средств. Это оказывает резко негативное воздействие на обстановку в приграничных субъектах РФ, развитие международных связей. Вместе с тем, по мнению экспертов, миграция из стран Африки, Центральной и Юго-Восточной Азии в Россию, в страны Евросоюза будет возрастать. Основные каналы незаконных мигрантов – туристический, обмен студентами и безвизовый, трудовая миграция, транзит.

Вообще, можно говорить о возрастающей нагрузке на российскую границу в целом. Так, на территории России установлено 442 пункта пропуска. Еще в 2005 году пассажиропоток превысил 100-миллионную отметку.

– Какова ситуация на море?

– Сейчас много говорится о том, что незаконный промысел и нерегулируемый вывоз продукции рыболовства за пределы России наносят ощутимый экономический ущерб государству. Это действительно так. Масштабы незаконного промысла водных биологических ресурсов остаются высокими. Отмечаются незаконные поставки добытой российскими рыболовными судами продукции морского промысла в иностранные порты.

Сохраняется активный браконьерский промысел преступными группировками на Азовском и Каспийском морях. В связи с расхищением водных биологических ресурсов в критическом положении находятся запасы осетровых рыб в Каспийском море, где браконьерский промысел ведется повсеместно. Аналогичное положение сложилось и на Азовском море. Подобный промысел морских биоресурсов в дальнейшем может привести к их полному уничтожению.

Пограничная служба приступила к формированию системы береговой охраны, призванной создать надежный заслон действиям трансграничных преступных группировок на морских направлениях. Основой береговой охраны является комплексная система изучения обстановки и раннего предупреждения на основе современных информационных технологий, в том числе с использованием возможностей других министерств и ведомств, а также космической группировки.

Формирование системы береговой охраны спланировано до 2011 года, осуществляется поэтапно и предусматривает развитие корабельного состава и авиации, реконструкцию и строительство пунктов базирования кораблей и катеров, переход к комплектованию органов береговой охраны на профессиональной основе, совершенствование нормативных правовых актов, регламентирующих оперативно-служебную деятельность береговой охраны.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте