search
Топ 10

Грани вымысла и действительности в русской литературе ХХ века Технология и программа литературного образования в 11-м классе (для школ, гимназий, лицеев)

Окончание. Начало в N 6-8

Часть IV. Экзотика социальной жизни и речи в литературе 20-30-х годов
1. “Некультурный” и абсурдный герой “комического эпоса”
Смеховой диалог с традицией и экзотика современности. Коллективный анализ и интерпретация романа И. Ильфа и Е. Петрова “Двенадцать стульев”. Тип героя-плута. Система персонажей. Мотив авантюрного путешествия по социальным сферам жизни. Принципы кумуляции в сюжете романа (сравнение с “Мертвыми душами” Гоголя). Мотивы игры, театра, переодевания. Бендер и Хлестаков: сходства и различия. Роль вставных эпизодов. Поэтика гротеска. Элементы пародии и стилизации в изображении “культуры” социального поведения, мышления и социальной речи. Позиция повествователя и автора.
Тема “некультурности” в сказах М. Зощенко. Коллективный и самостоятельный анализ рассказов М. Зощенко “Жертва революции”, “Честный гражданин”, “Дама с цветами”, *”Прелести культуры”, *”Аристократка”, *”Стакан”, *”Актер”, *”Кризис”, *”Бедность”, *”Административный восторг”, *”Обезьяний язык”, *”Диктофон”, *”История болезни”. Пародирование традиций классической литературы в рассказе “Дама с цветами”. Изображение некультурной речи (лексика, грамматика, синтаксис) и поэтика сюжета (сравнение со сказами Лескова и Ремизова, традициями Гоголя). Логика анекдота. Социальное поведение и социальная речь. Комплекс центральных мотивов некультурности. Поэтика пространства. Сказ как форма повествования и жанр.
Мир тотального абсурда в произведениях Д. Хармса. Сравнительный анализ рассказа М. Зощенко “Нервные люди” и “случая” Д. Хармса “Неожиданная попойка”. Коллективный и самостоятельный игровой анализ рассказов “Начало очень хорошего летнего дня”, “Связь”, “Голубая тетрадь
N 10″, “Анекдоты из жизни Пушкина”, *”Случаи”, *”Письмо”, *”Вываливающиеся старухи”, *”Сонет”, *”Оптический обман”, *”История дерущихся”, *”Сон”, *”Тюк!”. Поэтика жанра “случая” и понятие абсурда. Экзистенциальный и карнавальный аспекты абсурдного. Нарушение “постулатов нормальной коммуникации” и логики нормального повествования. Типы персонажей. Проблемы речи и трагедия языка. Слово и молчание в прозе Д. Хармса. Типология начала повествования. Игровые и философские аспекты хармсовской бессмыслицы.

2. Абсурд жизни и “лирический абсурд”
Поэтические интерпретации социального и духовного абсурда. Сравнительный анализ стихотворений В.В.Маяковского “Прозаседавшиеся”, “О дряни” и Н. Заболоцкого “Новый быт”, “Движение”, “В жилищах наших”. *”Искусство”, *”Метаморфозы”. “Советская действительность” и поэтика гротеска. Природа пространства и времени: параллельное измерение социально-духовного абсурда. Позиция автора: обличительный антимещанский пафос соцреалистической сатиры В. Маяковского и трагизм одинокого сознания человека в “лирике абсурда” Н. Заболоцкого.
“Лирический абсурд” обэриутов. Анализ стихотворений Д. Хармса “Я долго смотрел на зеленые деревья…”, “Пробуждение элементов”, “Страсть” и Н. Олейникова “Послание”, “Хвала изобретателям”, “Смерть героя”, *”Муха”, *”Таракан”. “Битва со смыслами” в лирике обэриутов. Мотивы времени, смерти и Бога. Элементы “литературной литургии” в лирике Д. Хармса. Остранение мира и речи. Прием нанизывания остраненных до абсурда деталей. Мир и слово. Поэтика поэтической пародийной стилизации в творчестве обэриутов (традиции Козьмы Пруткова). Черты инфантилизма и примитивизма как элементы абсурдистской эстетики. Поэтические и бытовые стили и жанры как объекты пародирования. Система масок в лирике Н. Олейникова.

3. Драматические “формулы” нелепой жизни
Карнавал мнимостей в **комедии Н.Р.Эрдмана “Самоубийца”. Система персонажей. Поэтика пространства и времени. Логика драматического действия. Мотивировка драматических событий. Элементы буффонады. Комедийный конфликт. Традиции русской комедии.

Часть V. Любовь, творчество, судьба в эпоху исторических метаморфоз
1. Эпос о любви и мастерстве
Загадки “романа о двух романах”. Целостный анализ и интерпретация романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Загадки героев. Загадки композиции и сюжета. Эпическая ситуация и ее аспекты. Поэтика художественного пространства и времени (прошлое – вечное – настоящее). Мера фантастики и жизнеподобия. Мифопоэтические мотивы и трансформация евангельской системы ценностей. Природа гротеска и традиции русской литературы. Форма “романа в романе”: рассказ о событиях и событие рассказывания. Игра с читателем как ценностная доминанта романа. Загадки авторской позиции и проблемы читательского понимания.
Социальное и духовное в романе Б. Пастернака **”Доктор Живаго”. Поэтика сюжета и композиции. Лирическая основа романа. Трагедия истории и частного человека. Судьба художника в эпоху исторических метаморфоз. Комплекс христианских мотивов. Позиция автора и читателя.
2. Мотивы любви и творчества в лирике
Творческая рефлексия и диалог читателя с автором в лирике В.В.Набокова, А.А.Ахматовой и О.Э.Мандельштама. Коллективный и самостоятельный анализ и интерпретация стихотворений В.В.Набокова “Толстой”, “Неродившемуся читателю”, А.А.Ахматовой “Творчество”, “Читатель”, О.Э.Мандельштама “И Шуберт на воде, и Моцарт в птичьем гаме…”.
Художник и время в лирике Б.Л.Пастернака. Коллективный и самостоятельный анализ стихотворений “Февраль. Достать чернил и плакать!”, “О, знал бы я, что так бывает…”, “Художник”, “Быть знаменитым некрасиво…”, “Никого не будет в доме…”, “Зимняя ночь”, “Единственные дни”, “Ночь”. Лирический герой и лирическое событие. Комплекс центральных мотивов.

Часть VI. Одинокий человек, “утраченное время” и уродство мира в литературе русского зарубежья
Мир прошлого и настоящего в лирике Саши Черного и Вл.Ходасевича. Сравнительный мотивный анализ стихотворений Саши Черного “Мираж”, “В угловом бистро” (“Каменщики”) и В.В.Ходасевича “Берлинское”, “Перед зеркалом”.
Образы сна и яви в лирике В.В.Набокова. Анализ стихотворений В. Набокова “К Родине”, *”Для странствия ночного мне не дано…”, *”Знаешь веру мою?”, *”У камина”, *”Сон”. Лирическое путешествие в пространстве и времени. Комплекс ностальгических мотивов. Сравнение с лирикой О. Мандельштама, Н. Гумилева и А. Ахматовой.
Мотивы благости и ужаса в прозе В.В.Набокова. Сравнительный анализ рассказов В. Набокова “Благость”, “Ужас” и “Тяжелый дым”. Особенности “внешней” и внутренней композиции. Позиция рассказчика и читателя. Поэтика пространства и времени. Комплекс основных мотивов. Эстетизация уединенного и соучастного сознания.
Человек и время в прозе И.А.Бунина. Коллективный и самостоятельный анализ рассказов И. Бунина “В одной знакомой улице”, “Темные аллеи”, *”Ворон”. Композиционные особенности рассказов. Поэтика художественного времени. Мотив утраченных иллюзий и поисков потерянного времени. Проблема реальности человеческой жизни в литературе ХХ века.

Часть VII. “Лагерная эпоха” в литературе 30-60-х годов
1. Грани вымысла и действительности в “лагерном эпосе”
Образ “тотального лагеря” в прозе А.И.Солженицына. Целостный анализ рассказа “Матренин двор” и повести *”Один день Ивана Денисовича”. Рассказчик и герой. “Простой человек” в творчестве А. Солженицына. Мозаика социально-психологических типов и общечеловеческая проблематика. Поэтика пространства и времени. Комплекс центральных мотивов. Позиция автора и читателя.
Художественный вымысел или документ эпохи? Коллективный и самостоятельный анализ “Колымских рассказов” В. Шаламова “Прокуратор Иудеи”, *”Ночью”, *”Одиночный замер”, *”Заклинатель змей”, *”Апостол Петр”, *”Ягоды”, *”Последний бой майора Пугачева”, *”Надгробное слово”, *”Как это началось”, “Воскрешение лиственницы”. Монументально-гротескный образ Колымы как модели страны, превращенной в концлагерь. Эпическая ситуация: отклонение жизни от социальных, психологических, моральных, нравственных и духовных норм. “Простой человек” и бесчеловечно-абсурдный мир. Литературные аллюзии. Поэтика сюжета и форма повествователя. Система персонажей. Позиция автора и художественное определение нравственной меры.
Трагедия народа и частного человека в поэме А. Ахматовой “Реквием”. Жанровые особенности поэмы. Эпические и лирические интонации. Образ Матери. Мотивы памяти, судьбы народа, страны и частного человека. Позиция автора: трагическое осмысление истории и испытаний “простого человека”.

2. Лирический герой “лагерной эпохи”
“Мы живем, под собою не чуя страны…”. Сравнительный анализ стихотворений О.Э.Мандельштама “За гремучую доблесть грядущих веков…”, “Мы живем, под собою не чуя страны…” и В.В.Шаламова “Хрустальные, холодные…”, “В гулкую тишину…”, “К нам из окна еще доносится…”. Лирический герой и бесчеловечное время. Поэтический нонконформизм и лирическое откровение. Соотнесенность социального, природного и культурного пластов времени.
“Голос за снимком”: лагерные мотивы в лирике 60-х годов. Сравнительный анализ стихотворения О. Чухонцева “Голос за снимком”, песен А. Галича “Аве Мария”, “Легенда о табаке” и В. Высоцкого “Банька по-белому”, “Баллада о детстве”. Лирические и эпические (в том числе – балладные) мотивы. Жанровые особенности произведений. Позиция лирического героя.

3. Драма о тиране
Проблема выбора в эпоху Дракона. Анализ **драмы Е. Шварца “Дракон”. Драматическая ситуация и драматический конфликт. Специфика жанра драмы (мотивы волшебной и литературной сказки, притчи, классической драмы). Элементы гротеска, иносказательность. Проблема выбора. Система персонажей. Поэтика пространства и времени. Читательские, театральные и кинематографические аспекты интерпретации драмы.

Часть VIII. Человек и война в литературе 40-70-х годов
1. Герои “военной лирики”
Монументальные образы войны, жизнь частного человека и позиция поэта. Коллективный и самостоятельный сравнительный анализ стихотворений С. Кирсанова “Долг”, В. Лебедева-Кумача “Священная война”, К. Симонова *”Убей его” и А. Суркова *”Бьется в тесной печурке огонь…”, М. Исаковского *”Враги сожгли родную хату”, К. Симонова *”Жди меня, и я вернусь…”, Д. Самойлова *”Сороковые”.
Война с точки зрения вечности. Анализ стихотворений А. Ахматовой “В сороковом году” (“Когда погребают эпоху…”, “Лондонцам”), А. Тарковского “Полевой госпиталь”, “Суббота, 21 июня”, А. Вознесенского “Гойя”.
Образы войны в песенной лирике Б. Окуджавы и В. Высоцкого. Сравнительный анализ “Песенки о солдатских сапогах”, “До свидания, мальчики!” Б. Окуджавы и песен “Мы вращаем Землю”, “Тот, который не стрелял” В. Высоцкого. Сентиментальное, героическое и драматическое осмысление темы войны.

2. Эпический герой литературы о войне
Эпические образы войны в русской литературе. Война и человечность в *рассказе М. Шолохова “Судьба человека”. Форма “рассказа в рассказе”. Особенности сюжета. Композиция произведения. Судьба человека и проблема выбора. Элементы соцреалистической и неотрадиционалистской эстетики.
Ситуация выбора в повести В. Быкова “Сотников”. Система персонажей. Поэтика художественного пространства и сюжета. Библейские мотивы. Элементы притчи: композиционный и сюжетный аспекты. Позиция читателя.

Часть IХ. Поиск “Истинной реальности” в литературе 60-70-х годов
1. Герой “негероического времени”; грани жизни и рефлексии
Художественные тенденции в прозе 60-70-х годов. Человек-“чудик” в творчестве В.М.Шукшина. Коллективный и самостоятельный анализ рассказов В. Шукшина “Срезал”, “Раскас”, “Сапожки”, *”Забуксовал”, *”Микроскоп”, *”Миль пардон, мадам!”, *”Алеша Бесконвойный”. Поэтика сюжета. Субъектная организация рассказов. Поэтика речевой выразительности. Мотивы обиды, откровения и поисков правды.
Рефлектирующий герой “городской прозы”. Анализ повести А.Г.Битова “Вкус”. Проблема понимания авторской позиции. Особенности композиции и сюжета. Художественная природа слова рефлектирующего героя. Мотивы памяти и духовной опустошенности. Традиции русской классической литературы.
Творческая рефлексия одинокого человека в “Рассказе о рассказе” В. Маканина. Поэтика пространства и времени в композиционном и сюжетном аспектах. Позиция автора и читателя. Проблема завершенности человеческой жизни и художественного творения.
Художественные миры “деревенской прозы”. Космос, природа, история и частный человек в повести В. Распутина “Прощание с Матерой”. Традиции притчи. Система персонажей. Природа фантастических мотивов. Поэтика художественного пространства и времени. Позиция автора и читателя.
“Виртуальные миры” русской фантастики 60-70-х годов. Мотив “распахнутого будущего” в повести Б. и А. Стругацких “Улитка на склоне”. Природа авантюрной фантастики. Литературные традиции. Поэтика художественного времени. Особенности “параллельного” сюжета. Система персонажей. Комплекс основных мотивов. Позиция автора и читателя.

2. Потерянный герой и конфликт драмы о “застойном” времени
Время частной жизни и проблема выбора в драме А. Вампилова “Утиная охота”. Ситуация и конфликт драмы. Система персонажей. Поэтика времени. Проблема выбора и свободы в “безвыборное” и “несвободное” время. Сиюминутное и вечное в драматургии А. Вампилова.
Образы “циничной речи” героя-циника в драме Л. Петрушевской “Чинзано”. Конфликт драмы. Система персонажей. Особенности речевой выразительности. Абсурд жизни и бессмысленность речи. Драма коммуникации в пьесе.

3. Лирическое осмысление мира и человека
Поэтические миры “эстрадной” лирики. Коллективный и самостоятельный анализ стихотворений А. Вознесенского “Ностальгия по-настоящему”, “Скрымтымным”, “Увижу ли, как лес сквозит…”, Б. Ахмадулиной “По улице моей который год…”. Позиции лирического героя. Лирический сюжет и лирическое событие. Особенности поэтического ритма.
“Мне голос дан…”: песенная поэзия В. Высоцкого и Б. Окуджавы. Коллективный и самостоятельный анализ песен В. Высоцкого “Милицейский протокол”, “Горизонт”, *”Притча о правде” и Б. Окуджавы “Сентиментальный марш”, “Песенка о полночном троллейбусе”, “Живописцы”. “Рукопожатие” слова, музыкального звука и голоса в сюжете песен. Понятие ролевой лирики. Основные мотивы песен.
Образы “тихой” и “неоклассической” лирики. Коллективный и самостоятельный мотивный анализ стихотворений Н. Рубцова “Зеленые цветы”, “В горнице”, А. Тарковского “Вот и лето прошло…”, “Рукопись”, “Я учился траве, раскрывая тетрадь…” и О. Чухонцева “…И дверь впотьмах привычную толкнул…”.

Часть Х. Диалог культур и художественная игра автора с читателем в современной литературе
1. Эпический человек конца века: между реальностью и литературой
Человек-цитата в литературном произведении эпохи постмодернизма. Анализ рассказа В. Пьецуха “Наш человек в футляре”. Сравнение с рассказом А.П.Чехова “Человек в футляре”. Литературное произведение и слово как объекты авторской игры.
Путешествие в другое измерение. Анализ поэмы Вен. Ерофеева “Москва – Петушки”. Поэтика пространства и времени. Особенности композиции и сюжета. Мениппейные традиции. Природа гротеска. Мотивная структура. Позиции автора и читателя. Обличительно-карнавальный пафос и общечеловеческие ценности. Трагизм романа.

2. Новая реальность и новый язык лирической образности
Иронизмы постмодернистской лирики. Коллективный и самостоятельный анализ стихотворений С. Гандлевского “Отечество, предание, геройство…”, “Вот наша улица, допустим…”, А. Еременко “Ночная прогулка”, “В густых металлургических лесах…”, Т. Кибирова “Сквозь прощальные слезы”, Д. Пригова из “Цикла о Милицанере”.
Язык откровения и нонконформизма в “рок-лирике”. Коллективный и самостоятельный анализ песенных текстов Б. Гребенщикова “Электрический пес”, “Поколение дворников и сторожей”, “Золото на голубом”, “Древнерусская тоска”, А. Башлачева “Время колокольчиков”, “Посошок”, В. Цоя “В наших глазах”, “Легенда”.
“Связь времен” в поэзии И. Бродского. Поэт как “средство существования языка”. Коллективный и самостоятельный анализ стихотворений И. Бродского “Освоение космоса”, “Похож на голос головной убор…”, “Сознанье, как шестой урок…”, “Суббота (9 января)”, “24 декабря 1971 года”, “Письма римскому другу”, “Набросок”, Осенний вечер в скромном городке…”, “Неоконченный отрывок”, “Я входил вместо дикого зверя в клетку…”. Поэтическая система. Тип лирического героя. Тема вечного и временного. “Эстетики поверхности”. Диалог с традицией.

С. ЛАВЛИНСКИЙ,
к.п.н., учитель литературы сш N 61
Кемерово

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте