search
main
0

Грани вымысла и действительности в русской литературе ХХ века Технология и программа литературного образования в 11-м классе (для школ, гимназий, лицеев)

Продолжение. Начало в N 6

Технология освоения предмета.
Методика анализа и интерпретации отдельных литературных произведений.
Образцы системы вопросов и заданий
Попробуем представить технологическую стратегию “вопрошания” в жанре филолого-педагогической рекомендации, акцентирующей внимание на последовательности диалогических “шагов”. Итак, при проектировании “вопросника” – герменевтической партитуры урока-диалога, на котором рассматривается отдельное литературное произведение, необходимо:
1. На основе выделения “точек предпонимания” – загадочных, непонятных, показавшихся странными элементов художественного целого, сформулировать как можно более точно ключевые вопросы-“зацепки”, интригующие внимание читателей-собеседников.
2. Соотнести первоначальные вопросы с определенными аспектами литературного произведения (“внутренним – предметно – событийным – миром” и собственно текстом – художественно организованным материалом). Разработать последовательность (логику) вопросов и спрогнозировать вероятностные (но ни в коей мере не исчерпывающие) “гипотезы смысла” – возможные ответы читателей на уроке.
3. Выяснив характер соотнесенности “точек предпонимания” с основными аспектами (или одним из аспектов) литературного произведения и комплексом понятий теоретической и исторической поэтики, сформулировать вопросы, логика постановки которых поможет школьникам лучше разобраться, во-первых, в организации художественного пространства и времени, построении сюжета и целенаправленной последовательности его развертывания, особенностях системы персонажей; во-вторых, позволит обнаружить своеобразие речевой (субъектной) структуры произведения, специфику “внешней” композиции (логики и связи отдельных фрагментов текста друг с другом) и “внутренней” (художественно организованной последовательности точек зрения наблюдающих события или повествующих о них лиц – повествователя, рассказчика, героя, второстепенных персонажей).
Далее следует продумать вопросы, акцентирующие внимание читателей на основных формах повествования (монологах, диалогах, письмах, цитатах, снах, рассказах в рассказе и т.п.), системе повторяющихся образов, событий и ситуаций (т.е. мотивов) и природе их художественного функционирования в произведении. В ходе исследовательской деятельности потребуется связать эти вопросы с вопросами, направленными на выявление авторской позиции (т.е. авторского миропонимания). Источником вопросов в последнем случае могут стать провоцирующие восприятие читателя детали, “рифмы” образов и событий, система ценностно-смысловых оппозиций, графические маркировки (курсив, кавычки), заголовок произведения и т.д.
4. Наметить вопросы – если возникает такая необходимость, – работа над которыми позволит проинтерпретировать произведение в системе интертекстуальных связей: архетипических (мифологических, фольклорных), проблемно-тематических, жанрово-родовых, историко-литературных, биографических и т.п.
5. На основе составленного “вопросника” придумать тему урока и определить его место в учебно-диалогическом процессе.
Разрабатывая систему вопросов, словесник должен стараться удерживаться в точке пересечения филолого-педагогической “методичности” с “искусством спрашивания-дальше” (Г.-Х.Гадамер), расширяющим сферу “бытийного реагирования” на текст удивленных, недоумевающих читателей, с которыми приключилось нечто важное. Однако следует помнить: какими бы яркими ни были вопросы и ответы читателей, их ценность по-настоящему раскрывается только в контексте всего учебного диалога, когда “лидеру читательской аудитории” удается фиксировать в сознании и последовательно предопределять все основные этапы “движения понимания” (М.М.Бахтин).
Попробуем перейти от общих технологических принципов к методике анализа и интерпретации отдельных произведений. Приведем конкретные примеры “партитуры” диалогического “движения понимания”. Вот как может выглядеть система вопросов и заданий к рассказам И. Бунина.

Вопросы и задания к рассказу И. Бунина “Сны Чанга”
1. Что в рассказе вам показалось особенно непонятным, странным и загадочным? Попробуйте сформулировать максимальное число вопросов к этому произведению, предварительно выделив наиболее “темные” места текста.
2. Почему рассказ начинается с вопроса: “Не все ли равно, про кого говорить?”. Кому принадлежит и кому адресован вопрос, а также ответ на него? Кстати, подумайте, являются ли ответом только слова “Заслуживает того каждый из живших на земле” или же весь рассказ в целом? Попытайтесь обосновать свое предположение.
3. Сколько раз Чанг видит сны? Перечислите все сны пса. Какие слова текста обозначают границы между сном и действительностью. Найдите сходство и различия между снами. Есть ли какая-нибудь внутренняя логика в их последовательности? Попытайтесь ее сформулировать, опираясь в своих предположениях на текст произведения.
4. Перечислите все эпизоды, в которых ведется отсчет времени. С чьей точки зрения он фиксируется в рассказе? Является ли эта точка зрения неизменной? От каких факторов жизни капитана и Чанга зависит этот отсчет? В каких случаях отсчет времени ведется по минутам и часам, в каких – по дням, ночам, суткам, в каких – по годам, а в каких – через описание окружающего пространство морской стихии?
5. Обратите внимание на изображение скорости времени. Когда оно течет медленно, когда убыстряется, когда затормаживается, а когда как бы “зависает”? В каком измерении отсчет времени ведется чаще, во сне или наяву? Зависит ли течение времени от типа изображенного пространства (мест действия)?
6. В каких местах разворачиваются основные события рассказа? Перечислите эти места действия и постарайтесь выделить пространственные сферы, сопоставляемые друг с другом. Кстати, постарайтесь заметить, по какому принципу они сопоставляются: по принципу сходства, контраста или взаимодополнительности? С какой целью автор делает это?
7. Найдите монологи, в которых капитан и Чанг размышляют о правдах. Как соотносятся друг с другом позиции капитана и Чанга? Можно ли утверждать, что в сознании Чанга правда капитана только отражается или же у Чанга есть свое собственное понимание правды? Чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо внимательно проанализировать рассуждения капитана о Тао (Дао) и любви. Как эти понятия связаны друг с другом? Чем они отличаются? Какие слова капитана и почему автор выделяет курсивом? Что означают слова повествователя, передающие точку зрения Чанга, о третьей правде последнего Хозяина (кстати, вы догадались, о каком Хозяине идет речь?)? Не являются ли слова о последней правде некоторым объяснением процитированных в начале рассказа слов пророка Иовы?
8. Какой смысл привносит в рассказ китайское имя пса и восточное происхождение последнего?
9. Выделите эпизоды, в которых появляются мотивы любви // отчуждения, понимания // непонимания жизни, жизни // смерти. Как эти мотивы связаны в рассказе с мотивом видения?
10. Зачем автору понадобилось пропускать события жизни капитана и его поиски правды сквозь призму сознания пса? Кстати, нет ли в мире чего-нибудь такого, что видит пес, но не в состоянии увидеть его хозяин? Для ответа на этот вопрос внимательно проанализируйте состояние Чанга, когда он впервые по-настоящему сталкивается с морской стихией. Можно ли с полной уверенностью утверждать, что в рассказе пес в некотором смысле уподобляется капитану, а капитан Чангу? Обоснуйте свою точку зрения.
11. Перечислите все портреты и портретные детали, встречающиеся в рассказе. С чьей точки зрения они даются? Какова их роль? Выделите наиболее показательный портрет и детально его проанализируйте, обращая внимание на элементы телесности, психологизма, детали костюма, жесты и т.п.
12. Перечислите все интерьеры и детали интерьеров. С чьей точки зрения они изображаются? Какова их роль в рассказе? Как в рассказе и в каких случаях противопоставляется открытое и закрытое пространство?
13. Почему рассказ называется “Сны Чанга”, а не, к примеру, “Размышления (видения) Чанга” или, допустим, “Капитан и Чанг”? Размышляя над вопросом, попытайтесь найти связь между образами сна, времени (прошлого // настоящего // вечности), опьянения, памяти, Бездны-Праматери. В качестве отправной точки используйте финальный абзац. Обратите внимание на следующее предложение: “Если Чанг любит и чувствует капитана, видит его взором памяти, того божественного, чего никто не понимает, значит, еще с ним капитан… (курсив мой. – С.П.)”. Как вы понимаете смысл образа “взор памяти”? Почему, с точки зрения Чанга, этот “Взор памяти” никто не понимает?
14. В каких произведениях И.С. Тургенева, А.П.Чехова, А.И.Куприна, М.А.Булгакова и других русских писателей вы уже встречали образ “думающей собаки”? В чем проявляется отличие Чанга от литературных собак названных авторов?

Вопросы и задания к рассказу И. Бунина “Легкое дыхание”
1. Внимательно перечитайте новеллу. Что в этом произведении кажется наиболее странным? Чем новелла И. Бунина выделяется на фоне известных вам небольших эпических произведений?
2. Почему новелла называется “Легкое дыхание”? О каком легком дыхании здесь рассказывается? Кому оно принадлежит?
3. Воспроизведите (письменно) последовательность всех основных событий произведения. Наверное, вы заметили, что их хронология автором нарушается. Попробуйте теперь записать все выделенные события в хронологической последовательности. Сравните свою реконструкцию событий с авторским вариантом их развертывания. Как вы думаете, зачем (с какой целью) автор рассказывает историю о жизни и смерти Оли Мещерской столь необычно? Почему он отказывается от более естественного и привычного на первый взгляд хода повествования? Кстати, какое событие является самым главным и для автора, и для героини, и для читателя?
4. Внимательно перечитайте первые пять абзацев новеллы. Проследите за изменением позиции повествователя. Чья точка зрения передается в его словах? Кто в начале новеллы смотрит на могилу, крест, фотографию Оли Мещерской, всматривается в ее глаза? А чья точка зрения изображена в пятом абзаце? Попробуйте обосновать свои предположения анализом текста. Почему именно с этой (а не с другой) точки зрения ведется повествование?
5. Вы, должно быть, уже заметили, что автору важно не вообще рассказать о своей героине, а как-то по-особенному. Именно от соотношения точек зрения, которыми он манипулирует (т.е. от особенностей композиции всего произведения), зависит художественный смысл “Легкого дыхания”. Перечислите все основные точки зрения, освещающие жизнь героини. Кому они принадлежат? Зачем автору понадобилось в одном небольшом произведении соотносить друг с другом такое количество различных точек зрения?
6. Какую роль в рассказе играет время (календарное, природное, биографическое)?
7. Пользуясь перечнем основных событий в новелле, попытайтесь определить движение времени повествования из настоящего (на могиле) к восстановлению прошлого (гимназической жизни Оли) и далее. Почему время у Бунина, с одной стороны, как бы остановлено (на могиле), а с другой – движется неравномерно и даже в разных направлениях (установите, в каких именно)? Можно ли утверждать, что автор в этом произведении говорит о “легкости” как об освобождении, во-первых, от привычного хода времени вообще и, во-вторых, от традиционного читательского интереса, который обычно выражается в вопросах типа “Что будет дальше?” и “Чем все закончится?”? Обоснуйте свою точку зрения.
8. Зачем автор обрывает событийные связи: не рассказывает, к чему привело покушение гимназиста Шеншина на самоубийство, чем кончился прерванный рассказчиком на драматической ноте разговор Оли с начальницей, что стало с арестованным убийцей Оли, как развивались отношения Оли и ее родителей с их другом и ее совратителем Малютиным?
9. Найдите в тексте предложение, в котором сообщается об убийстве Оли Мещерской. Внимательно его перечитайте и подумайте: вызывает ли оно (сообщение о смерти Оли) у читателя ощущение драматизма, печали и т.п.? Почему?
10. С какими открытыми местами действия связаны пейзажи рассказа? Как жизнь Оли Мещерской “вписывается” в эти пейзажи?
11. Какие закрытые места действия образуют интерьеры? Как жизнь Оли Мещерской “вписывается” в эти интерьеры?
12. Назовите портреты и портретные детали, которые вы встретили в этом произведении. Какова их роль? Почему повествователь столь большое внимание уделяет портретным характеристикам героини? Как эти характеристики связаны с пейзажами новеллы?
13. Перечислите все эпизоды рассказа, где упоминается толпа. В каких случаях рассказчик обращает внимание на то, что Оля Мещерская сливается с толпой, а когда на то, что она из толпы выделяется?
14. Найдите в пейзажах, интерьерах и портретах новеллы мотивы воздуха // ветра // дыхания. Какое значение придает им автор?
15. Какое значение имеют в новелле мотивы памяти // смерти // книжного слова (см. разговор Оли со своей подругой о “легком дыхании”)? Как они связаны с перечисленными выше мотивами?
16. Перечитайте последние два абзаца, вспомните результаты проделанной работы и подумайте над вопросами: О каком “этом дыхании” идет речь в финале новеллы? Кому оно принадлежит? Почему это дыхание “снова рассеялось в мире”? Неужели оно куда-то из мира исчезало? Если исчезало, то куда, и почему вернулось? Кому принадлежит точка зрения, выраженная в последнем абзаце?
17. В чем сходство произведений И. Бунина – рассказа “Сны Чанга” и новеллы “Легкое дыхание”?
18. Чем изображения мира и человека в известных вам реалистических произведениях и “Легком дыхании” Бунина отличаются друг от друга?
Таким образом, предлагаемые технология и программа литературного образования нацелены на то, чтобы в процессе обучения перед глазами читателя-старшеклассника всегда находился живой текст литературного произведения. Именно он, а не “подслушанные” “разговоры вокруг да около” известных литературоведов, должен стать предметом внимательного рассмотрения. Текст произведения – исходная точка читательских путешествий к пониманию многообразного мира русской литературы ХХ века. В некотором смысле альтернативная технология литературного образования и разработанная на ее основе программа исповедуют своего рода текстоцентризм, придающий, с одной стороны, определенную жесткость распределению материала и логике его изучению, с другой – предоставляющий словеснику и старшекласснику возможность самостоятельно, свободно и ответственно вступать в диалог с каждым новым автором, используя при этом постепенно накапливающийся читательский и исследовательский опыт общения с произведениями словесного творчества ХХ века. К тому же “обоймы” программных произведений при необходимости и определенной ситуации могут вполне самостоятельно пополняться словесником и его учениками. Предполагается, что систематическая смыслодеятельность читателей на уроках литературы позволит им полноценно освоить основные способы анализа и интерпретации как отдельного литературного произведения, так и определенной художественной стратегии русской литературы нынешнего столетия. Последнее необходимо и для успешной сдачи экзаменов, и, что особенно важно, для самостоятельной творчески плодотворной ориентации в лабиринтах современной “вавилонской библиотеки”.
С. ЛавЛинский

Продолжение следует

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте