search
main
0

Грамотный педагог сделает грамотной столицу

В «Крокус Сити Холле» состоялся финал Московского профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог года Москвы-2012». Девятка победителей номинаций: Вита Кириченко («Учитель года»), Наталья Скворцова («Педагогический дебют»), Оксана Голерова («Педагог-психолог»), Петр Степичев («Молодой педагог вуза»), Лариса Мосягина («Сердце, отданное детям»), Владимир Ершов («Мастер производственного обучения»), Дмитрий Субботин («Самый классный классный»), Любовь Меньщикова («Воспитатель года»), Елена Штерингарц («Педагог дополнительного образования») – представили на сцене концертного зала свои социально значимые инновационные проекты (педагогические инициативы), направленные на реализацию Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016) «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование»).

О​ценивало работы конкурсантов жюри во главе с ректором РУДН Владимиром Филипповым, в жюри входили весьма уважаемые люди. По случайному совпадению кроме Владимира Филиппова была еще и его однофамилица – начальник управления заместителя мэра в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Надежда Филиппова. Однако два других члена жюри – директор Класс-центра №686 Сергей Казарновский и звезда оперной сцены Любовь Казарновская – привлекли внимание зала, все интересовались, родственники ли они или однофамильцы. Были в жюри и давно знакомые всем педагоги – директор лицея №1535 Михаил Мокринский, директор школы №1060 учитель года России-2010 Михаил Случ, профессор кафедры проектирующей психологии Института психологии имени Л.С.Выготского РГГУ Витольд Ясвин и совсем новые – председатель общества «Знание» Федор Светик, заведующий кафедрой химической технологии и новых материалов МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Авдеев, директор по кадрам компании «Базовый элемент» Оксана Назарова. Зал же тоже мог стать общественным жюри – проголосовать за полюбившегося им педагога и присудить ему тем самым приз зрительских симпатий. Педагог дополнительного образования Дворца творчества детей и молодежи «Преображенский» (ВАО) Елена Штерингарц, конечно, говорила о своем детище – научном клубе для детей, который работает вот уже 5 лет. Ее проект назывался «Модель образовательной деятельности детей в системе дополнительного образования». Она считает, что самое лучшее обучение для детей – обучение в свободном пространстве, когда ребенок никому и ничего не должен, когда у него есть свобода выбора, когда он реализует свои способности и проявляет свои таланты. Мастер производственного обучения политехнического колледжа №50 (Зеленоград) Владимир Ершов нисколько не смущался, представляя свой проект – инициативу «Социальная семья в системе профессионального образования как школа деятельной человечности». В системе образования постоянно идет речь о партнерстве с родителями, а он предлагает создать особую семью в рамках учреждения. Но Ершов знает, о чем говорит, чего хочет: в системе профобразования учатся ребята со сложными судьбами, часто их воспитывают в неполных семьях, уделяя мало внимания, все меньше и меньше подростков стали выбирать рабочую профессию. Таким ребятам бесполезно читать нотации, давать указания, им важны доверительные отношения с наставниками – мастерами производственного обучения, чтобы достичь те образовательные цели, которые нужны выпускнику колледжа. Ершов привел аналогию с обычной лампочкой, которая будет гореть только тогда, когда к ней подключены два провода, и даже разбил лампочку, которая стала ненужной, проведя параллель с неудавшейся судьбой молодого человека. Осколки невозможно собрать, так же как и разбитые судьбы ребят, которые никогда не будут полноценными. Кстати, Владимиру Ершову вручили приз зрительских симпатий от спонсора – отеля Beau-Rivage Palace.Воспитатель детского сада №878 комбинированного вида (ЦАО) Любовь Меньщикова представила свою педагогическую инициативу, которая уже опробована в реальной жизни детского сада. Суть проекта – создание сайта для детей и родителей, на котором они всегда смогут найти интересную экскурсию, информацию о лучших музеях Москвы. «Учительская газета-Москва» уже подробно рассказала об этом проекте как одном из самых интересных в номинации «Воспитатель года». Остается надеяться, что все образовательные учреждения Москвы последуют примеру семей детского сада №878, тем более что в столице много музеев, работающих с дошкольниками.У педагога-психолога Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «На Снежной» (СВАО) Оксаны Голеровой проект назывался так: «Медиапространство МОСТ». Своеобразный мост для общения с подростками Голерова предложила выстраивать на основе активности ребят, которые могут делать технические открытия, сутками сидеть ВКонтакте или играть в стрелялки, создавать ученическое самоуправление или выйти на Манежную площадь. Однако если рядом нет взрослого, который может направить активность подростков в позитивное русло, то они и без взрослых начинают строить свой мир, сами определяют направление его развития. Подростки и взрослые не всегда находят взаимопонимание, иногда кажется, что они живут разной жизнью, хотя есть большое пространство, для того чтобы создавать что-то вместе, решать проблемы, вместе творить. Чтобы подростки и взрослые не были двумя берегами одной реки, Голерова и предложила выстроить МОСТ, который поможет им найти дорогу друг к друг, создать креативную телестудию. Оксана Голерова закончила свое выступление тем, что выпустила красивую бабочку в пространство над сценой и тем самым напомнила всем известный лозунг: «Всё в твоих руках».Учитель начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы-интерната IV вида №2 (САО) Лариса Мосягина предложила создать телевизионную образовательную среду – передачу «Такой же, как все», только в виртуальном пространстве, чтобы ознакомить общественность с учреждениями, дающими полный спектр образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья, с опытом педагогов-дефектологов, обладающих современными образовательными и реабилитационными технологиями. Циклы программы будут рассчитаны на год и посвящены детям с различными заболеваниями. Идея возникла после того, как на телеканале «Доверие» была создана передача о школе-интернате, в которой работает Мосягина; много было откликов родителей, которые хотели знать больше, чтобы помогать своим детям.Магистрантка факультета физики и информационных технологий Московского педагогического государственного университета Наталья Скворцова, которая уже хорошо по собственному опыту знает, как молодым людям тяжело найти общий язык не только со взрослыми, но и в своей среде, предложила проект, предусматривающий выстраивание современной коммуникации, «Язык мой – друг мой». Богатство русского языка в сочетании с нынешней культурной средой, насыщенной гаджетами, как считает Наталья, уходит, возникает иллюзия общения, наполненная смайликами, сокращениями. Все это вызвало изменение отношения растущего поколения к процессу говорения и к родной речи. Поэтому современной школе становится все сложнее решать поставленные перед ней задачи. Между тем ребята должны грамотно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вступать в дискуссии, приобретать навыки, которые помогут им быть активными в современном мире. Но в школе общение подчас сводится к заформализованным выступлениям с заученным, оторванным от чувств и эмоций текстом, что не способствует формированию языковых навыков и развитию речи. Проект Натальи – пример инициативы, основанный на сотрудничестве студентов с Департаментом образования и Департаментом семейной и молодежной политики, с общественной организацией «Гражданская смена», которая стремится воспитать юных лидеров, научить публичным выступлениям, взаимодействию в команде.На каком языке люди чаще всего говорят в мире? На этот вопрос старший преподаватель кафедры английской филологии и методики МГПИ Петр Степичев отвечает однозначно: «На английском!» Отчасти потому, что мы плохо говорим по-английски, считает молодой преподаватель, наши педагогические вузы не оценены по достоинству в мире. Все хотят знать язык, но не хотят тратить на это время и силы. Начинать надо еще в школе, вот только как обучить ученика, студента говорить по-английски свободно и без ошибок? У Степичева есть ответ и на этот вопрос: он предлагает молодежи свой набор настольных обучающих игр, зная, что человек, изучающий иностранный язык, должен знать слова, уметь складывать их в предложения – знать грамматику, наконец, быть интересным собеседнику, чтобы тот хотел слушать.Проект учителя русского языка и литературы, классного руководителя 7-го класса «А» Центра образования №2030 (ЦАО) Дмитрия Субботина поддержала мама двух учеников этой школы, телеведущая Тина Канделаки. Дмитрий предложил создать «Карту социального благополучия». Как классный руководитель, он часто путешествует со своим классом, они посетили уже много разных городов России. Каждое путешествие начинается с прогулки по незнакомому городу, что дает уникальную возможность самим приобщиться к его истории. Но как это сделать без помощи гида, как найти в таком городе места, подходящие для отдыха и культурного развития школьников? Дети предложили своему классному руководителю воспользоваться социальной сетью, помогающей быстро ориентироваться в незнакомом месте или посмотреть фотографии, узнать из комментариев других людей мнение об объектах культуры, досуга, спорта и на основании этого сделать свой выбор. В Москве эта сеть ориентирована на взрослую аудиторию и практически невозможно найти сведения, полезные детям, например, информацию о детских парках, образовательных учреждениях, культурных и досуговых центрах. Так возникли идея адаптировать сеть для подростков и педагогическая инициатива «Создание проекта «Моя Москва» – интерактивной поисковой карты социального благополучия юных москвичей. Такая карта поможет создать единый справочник инфраструктуры Москвы для детей, территорию, свободную от коммерческой рекламы, основанную на мнении детей и их родителей о качестве образования, медицинского и социального обслуживания. Карта дает уникальную возможность каждому желающему дополнить существующую информацию, разместить статистическую, аналитическую информацию, оставить свой личный отзыв или комментарий. Все это позволит жителям мегаполиса лучше соориентироваться в жизни.От Центрального округа в финале принимали участие три педагога, но самая трудная и ответственная задача была у Виты Кириченко. Да, она уже стала учителем года Москвы-2012, но если бы проиграла, не стала лучшим педагогом Москвы, можно себе представить, какие отклики последовали бы в ответ на это. Было видно, как волнуется Вита Викторовна, но свой проект «Москва – город грамотных людей» она представляла довольно уверенно: «Уверена, что в зале нет ни одного человека, который бы не сталкивался хоть однажды с ошибками в написании слов. Что же изменилось сегодня? На мой взгляд, главное в том, что исчезла граница допустимости этих ошибок, изменились причины их появления. Хочу сказать об очень простом и очень сложном, возможно, об очень личном, но имеющем отношение к каждому. Все чаще проблема безграмотного оформления города – это не безграмотность, а безучастие, безответственность, безразличие к настоящему и будущему столицы. Это демонстрация противоречия между словами и делами у нас, взрослых (это противоречие не позволит нам решить образовательные задачи, это несоответствие тем целям, которые стоят перед Москвой как столицей Российской Федерации). Да, большое всегда начинается с малого, и невостребованная грамотная письменная речь – корень многих наших проблем. Юрий Лотман писал, что люди учатся знаниям, памяти, совести. Это три предмета, которые необходимы в любой школе. Мой проект, безусловно, связан с русским языком. Мы органично решаем комплексные задачи обучения и воспитания, ведь само слово «грамотность» многозначное. Технология проекта проста: дать старт акции «Москва – город грамотных людей». Старшеклассники, как правило, имеют в руках гаджеты; заметив на объекте социального назначения надпись с ошибкой, они фотографируют ее и отправляют по определенному адресу – в общественные советы, в территориальные комиссии, специалистам по русскому языку. Юристы округа или района должны работать с поступившими сигналами, результатом их работы станет предупреждение юридическому лицу, ответственному за размещение надписи. Если в течение определенного времени ошибка не исправлена, то применяются меры воздействия на уровне общественного совета. Результаты работы над ошибками должны быть прозрачными, открытыми для всех. Реализация государственной программы «Информационный город» позволяет видеть активность старшеклассников, включать их достижения в этой области в электронное портфолио. Ведь эта работа свидетельствует не только об уровне грамотности, но и об их успешной социализации. Участником проекта может стать каждый из нас. Как учитель русского языка, я убеждена: ядро целевой аудитории – старшеклассники. Именно они уже готовы к выполнению такой работы, еще максимально открыты для положительных результатов проекта. А на деле – и это показала практика – в стороне не остается никто, это очень действенный способ объединения горожан, всех участников образовательного процесса». Интересно, что проект поддержало Московское региональное отделение Ассоциации юристов России, которое уже стало социальным партнером проекта Виты Кириченко. Почему? Все просто: невозможна юридическая грамота каждого человека без всеобщей грамотности, ведь человеку нужно читать, подписывать договор, понимая, что там написано. Кроме того, любой проект, а тем более такой, требует юридического сопровождения: это и анализ законодательства, действующего в этой сфере, и возможные изменения (их надо написать и сопровождать), и участие в работе специалистов всех отраслей права.От имени жюри конкурса Владимир Филиппов объявил имя победителя – Вита Кириченко: «Шесть из девяти голосовавших членов жюри решили, что ее проект по-настоящему социально значимый, и отдали ей свои голоса. Теперь Вите Викторовне предстоит отстаивать честь Москвы на Всероссийском конкурсе «Учитель года», который пройдет в Липецке. Все девять конкурсантов победили в своих номинациях, с чем я их и поздравляю. Но Виту Кириченко я поздравляю еще и с тем, что она была включена в городской тур конкурса «Учитель года Москвы» по тому количеству голосов, которые были отданы ей в процессе интернет-голосования».На сцену поднялся министр образования Москвы Исаак Калина, который вручил Вите Викторовне диплом победителя, а также главный приз, изготовленный из бронзы и меди на Московском оружейном заводе. Поздравляя победительницу, Исаак Иосифович отметил: «Я не знаю, правильно это или неправильно, но когда-то учитель истории рассказал нам красивую легенду о том, что в древней Спарте был обычай: когда спартанец приходил с визитом в другую страну, то, отвечая на традиционный вопрос: «Кого ты представляешь – Спарту или себя лично?» – он был обязан отвечать так: «Если визит будет удачным, то Спарту, если неудачным, то лично себя». Я, обращаясь ко всем девяти конкурсантам-победителям, хочу сказать, что у них такого выбора нет, они теперь представляют лучшую систему образования страны, столицу страны – Москву, поэтому визит каждого из них в профессиональное, медийное или  географическое пространство может и должен быть только успешным, потому что они представители того лучшего, что есть в системе образования Российской Федерации. Ну а для того чтобы они могли реализовать эту задачу, мы награждаем всех наших победителей стажировкой в Германии, чтобы мир посмотрели и себя показали, нас соответственно представили. А победителю мы вручаем подарочный сертификат для участия в путешествии в одну из экзотических стран. Я желаю, чтобы все визиты конкурсантов в мир образования, в общество были только успешными. Другого выбора у вас нет». Вита Викторовна поблагодарила жюри за принятое решение, зал – за поддержку, которую она чувствовала на конкурсе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте