Проблема вариантности решается в школе очень просто. Если есть единственно правильный вариант произношения, то именно он отрабатывается на элементарных примерах, начиная со «стАтуи» и «статУи» и заканчивая случаями, требующими однозначного определения, но вызывающими сомнения. Мы работаем со словарями, когда объясняем, как определить языковую норму. Правда, что считать нормой – серьезный вопрос и для классического языкознания: то, что закреплено в последнем словаре, или то, что общеупотребимо? Если существуют варианты, они проговариваются с детьми.
Норму четко определяет последний академический «Словарь русского языка». То, что закреплено в этом словаре, мы и считаем языковой нормой. Отсыл к любому словарю не совсем корректен по той простой причине, что словари сейчас пишут все кому не лень. Поэтому последнее издание словаря под грифом Академии наук на данный момент и является языковой нормой. Отдельной проблемы в школе не существует, она в школе отражается точно так же, как и в академической науке. Мы не забираемся в дебри, а отрабатываем общеупотребимые варианты в языке.
Школу иногда упрекают в том, что она является своеобразным рассадником однозначности в русском языке. Начнем с того, что проблему вариантности каждый учитель решает сам для себя. Его никто не может заставить преподавать так, а не иначе. Могу сказать, как эту проблему я, как учитель русского языка, решаю для себя. Если существует двойственность, я детей предупреждаю об этом. К такой проблеме могут возникнуть вопросы и на экзаменах. К однозначности школа стремится потому, что это упрощает жизнь и детей, и учителей. От законов языка никуда не денешься: есть вариативность – с нею и работаем. Мы исходим из того, что с детьми нужно разговаривать как с людьми разумными. Поэтому, если ребенку правильно объясняешь, как формируется языковая норма, откуда она берется, как она закрепляется, он, как носитель языка, начинает языковую норму чувствовать без обращения к словарям. Как говорил Розенталь: «Грамотный – это тот, кто пишет грамотно. На сто процентов грамотно не пишет никто. Вопрос в другом: грамотный человек знает, где он делает ошибку, а неграмотный об этом даже не подозревает». Как только у ребенка возникает вопрос: «А правильно ли я говорю?», сразу же встает вопрос о языковой норме. Наше дело – помочь его языковому чутью.
Если говорить об орфоэпии в целом, то, по моему убеждению, главной ее проблемой являются радио и телевидение. Это бич современной школы. У меня довольно большое число знакомых, работающих на радио и телевидении. Они свидетельствуют: если раньше работать на публику мог только основательно образованный человек, причем уровень орфоэпической грамотности диктора был гораздо выше, чем у учителя русского языка, то сейчас в эфир выходит кто угодно. Дети начинают воспринимать как языковую норму все, что слышат по радио и телевидению. У тех, кто несет русский язык на публику, к этому языку нет элементарного уважения. Это основная проблема.
Андрей ВЕРГЛИНСКИЙ, учитель русского языка и литературы, директор школы №18, Москва
Комментарии