Под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям. Основная тема заседания – роль культуры и образования в укреплении единства и согласия, гражданском и патриотическом воспитании молодежи.
Владимир ПУТИН, Президент РФ:- Сейчас в России свыше 30 с половиной миллионов граждан в возрасте от 15 до 29 лет. От них, от их взглядов, мы с вами это прекрасно понимаем, в значительной степени зависит судьба нашей страны, будущее России.Важно, чтобы молодежь понимала всю значимость национальной политики, национального и культурного многообразия. В нем, в этом многообразии, безусловно, сила, преимущество нашей страны, которая веками впитывала разные традиции, культуры, разные этносы. За счет такого взаимообогащения развивалась, укрепляла свою самобытность вся наша огромная держава. А если эта гармония нарушалась, нарушалась и внутренняя прочность самой страны. Тем выше требования к нашей национальной, культурной, образовательной политике. Очевидно, что обладающий знаниями, достаточным кругозором, грамотный человек, по сути, застрахован от вируса национализма и нетерпимости.Мы уже неоднократно говорили о незаменимой роли в воспитании молодежи литературы, истории, русского языка, языков других народов России. Во многом благодаря инициативе нашего совета началась разработка единого культурно-исторического стандарта преподавания.Государство за последние годы многое сделало для того, чтобы повысить статус учителя, обеспечить ему достойные условия работы. И мы рассчитываем, что все это прежде всего скажется на повышении качества обучения и воспитания в школе, преподавания базовых гуманитарных предметов, которые формируют личность человека.Проблем здесь, конечно, еще очень много. Результаты ЕГЭ по русскому языку в текущем году показали далеко не радужную картину. Сейчас не буду останавливаться на этом подробно, но все вместе это повод еще раз вернуться к программам преподавания русского языка, требованиям к качеству работы преподавателей.Рассчитываю, что весомое содействие решению вопросов совершенствования госполитики в области развития, защиты и поддержки русской словесности окажет недавно созданный Совет по русскому языку. Конечно, уже в школе необходимо давать молодежи больше знаний об исторических, культурных, природных богатствах России. Это, пожалуй, главный путь воспитания любви к Родине, стремления быть ей полезным.Здесь, естественно, нужны современные методики, способные заинтересовать ребят. Свою роль в этом может сыграть в том числе Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Лихачева. На заседании Совета глав правительств СНГ в Минске 30 мая ему был присвоен статус базовой организации стран Содружества в сфере сохранения всемирного наследия. Его ресурс должен быть использован не только для сбережения и продвижения культурного, исторического потенциала русского мира, народов России, но и для патриотического становления молодежи, ее духовно-нравственного воспитания.Владимир МЕДИНСКИЙ, министр культуры Российской Федерации: – У России есть уникальный многовековой опыт мирного сосуществования народов и религий. В России, например, вообще никогда не было религиозных войн. Миролюбивая, по сути, русская культура сближала, примиряла народы, сглаживала острые углы. Объединяющие ценности нашей культуры коренятся в традиционных религиозных нормах, сокровищах традиционной культуры, в шедеврах классики, в общих святынях исторической памяти.Сегодня мы должны конвертировать эти ценности в понятную для молодежи форму, сделать их манящими для молодого человека любой национальности, чтобы именно Суворова и Багратиона, Пушкина и Даля, Тараса Шевченко и Левитана, Айвазовского, Куинджи, Рахманинова и Хачатуряна каждый молодой человек считал своими соотечественниками, своим наследием по праву родства.Мы довольно серьезно увеличили региональную составляющую и в языке, и в истории. Мы больше учим сейчас иностранные языки, это тоже, конечно, правильно, но это не должно идти в ущерб изучению русского языка, нашей литературы и нашей общей, подчеркну, истории.Школьник, с одной стороны, выигрывает от знания региональных языков, это бонус, но это имеет смысл только в случае дополнения к глубокому знанию нашего общего языка. Убежден, что соотношение русского и регионального языков, содержание образования должно быть однозначно в пользу русского. Если этого не сделать, то какая культура?! Все наши усилия будут абсолютно бесполезны. Русская литература и русская история – самые важные предметы, ибо только они воспитывают не жителей, а граждан. В Минкультуры создан экспертный совет по поддержке русской классики, его задача – возродить классику в репертуарных театрах.Кроме этого, надо срочно реформировать все театры юного зрителя в регионах, чтобы там ставили произведения школьной программы. Это достойная задача для будущего Года русской литературы. Причем в ТЮЗах надо ставить школьную классику современно, технологически, но без сущностных искажений, без странностей под видом нового прочтения, а то гоголевская Русь-тройка на сцене превращается в троицу соображающих у помойки алкоголиков, как в одном московском театре, именно такой образ был собран под вывеской «Мертвых душ».Мы считаем, что нужно системно проводить уроки и в музеях. Не просто спорадически приводить туда детей после уроков, как это делают сейчас в хороших школах, а именно проводить последний урок истории или литературы, лучше сдвоенный, в музее, так же как раньше на производстве проходила часть занятий тех, кто обучался техническим профессиям. Мы откроем двери госмузеев, чтобы школьные группы с преподавателями посещали их бесплатно. Просим дать также поручение субъектам Федерации предусмотреть в 2015 году финансирование классической постановки произведений русской литературы, входящих в школьную программу, на сценах региональных театров юного зрителя.Мы стремимся поддерживать сейчас в первую очередь фильмы, которые объединяют людей разных национальностей: об общих героях спорта, об общих героях Первой и Второй мировой войны, общих героях науки, культуры, запуски проекта об истоках Руси, о Киеве, Новгороде, Сергии Радонежском, Дмитрии Донском, о Суворове для детей, о 28 панфиловцах, среди которых, кстати, были русские, украинцы, казахи, киргизы.В прошлом году разработан список 100 лучших фильмов, которые мы (решили все вопросы с авторскими правами) выложили в Сеть, теперь надеемся, что Министерству образования и науки РФ будут выделены средства и поставлена задача, чтобы каждый школьник смог посмотреть эти фильмы в течение обучения. Гаджимет САФАРАЛИЕВ, депутат Государственной Думы РФ, председатель Комитета по делам национальностей:- Сегодня мы не должны забывать о состоянии русского языка, о языковой грамотности молодежи, о языке русской литературы, с которым все реже и неохотнее знакомят наших школьников.Русский язык, известно, и в бывшем СССР, и в современной России всегда выступал мощным государствообразующим фактором, основой ощущения гражданской идентичности. К сожалению, в последнее время мы вынуждены констатировать, что уровень языковой грамотности школьников снижается. Последний факт – это ЕГЭ: снижение нижнего уровня на 12 баллов. Это один из таких сигналов, который говорит о том, что плохо и с обучением, и с мотивацией к изучению русского языка. В связи с этим есть несколько предложений. Президент РФ Владимир Путин на одном из заседаний нашего совета дал задание о создании единого учебника истории. Мы сейчас уже знаем, что учебник создается, была подготовлена концепция нового учебно-методического комплекса, экспертное обсуждение расширило горизонты: в общественных, профессиональных дискуссиях были выработаны единые подходы в изложении отечественной истории, единого материала для школьников.Надо сказать, что буквально сразу почувствовали отдачу от этих шагов, потому что интерес к историческому просвещению возрос в разы. И фильмы появились на центральных каналах исторические, и вообще интерес к истории возрос. В таком же подъеме интереса нуждаются сегодня такие предметы, как русский язык и литература в нашей школе.Если посмотреть ситуацию с учебниками, она аналогичная. Сегодня учебников русского языка, которые используются, более 100. При этом складывается впечатление по аналогии с учебниками истории, что это учебники разного русского языка. Я убежден в том, что единый учебник по русскому языку был бы не менее востребован, чем учебник истории, в этом плане можно было бы мобилизовать усилия профессионалов для подготовки единого учебника по русскому языку. Этот учебник стал бы залогом обеспечения единого образовательного пространства. У нас зачастую по разным учебникам даже дети из разных регионов не в полной мере адаптируются, либо переезжая, либо участвуя в каких-то конкурсах. Поэтому единый учебник русского языка, как и нормативное закрепление количества часов, которое отводится на его изучение, – необходимое условие для повышения грамотности учащихся.Нужна поддержка русского языка как родного. Было поручение Владимира Путина – предусмотреть в ФЦП «Русский язык» дополнительные меры по поддержке изучения русского языка как родного. Они были предусмотрены, однако в полной мере поручение будет выполнено, если изменения также будут внесены в федеральное законодательство – рассматривать русский язык в качестве родного в системе образования.Пока, как ни парадоксально, этого не происходит, из-за этого дети либо уполномоченные ими лица не могут выбирать в качестве родного русский язык, хотя, по различным социологическим опросам, более 88 процентов населения считает русский язык для себя родным. Однако в государственных стандартах прописано: русский язык, государственный язык; государственные языки республик, входящих в Российскую Федерацию; родные языки народов, проживающих в Российской Федерации (кроме русского). Непонятно, кто писал, но ситуация такая сохраняется. Очень трудно объяснять родителям и детям, когда одни дети выбирают родной язык, а другим говорят, что такого родного языка, как русский, нет. В этом плане, я думаю, законодательно можно было бы исправить, это несложно, и придать русскому языку статус родного языка. Это повысило бы заодно и интерес к другим родным языкам также.Очень правильная идея о том, чтобы вернуть ЕГЭ как обязательное написание сочинения. Но ситуация складывается такая: десять лет дети не писали сочинений, и преподаватели в этом плане с ними не работали. Здесь возникнут большие сложности. Я думаю, что надо было бы менять стандарт литературы, выработать то ядро русской литературы, которое надо изучать, потому что невозможно писать сочинение, не зная литературы. Поэтому надо пересматривать и государственные стандарты в этом отношении, тогда мы могли бы говорить о том, что ребенок, выпускник осознанно, зная литературу, зная историю, писал бы сочинение и мыслил бы совершенно по-другому в отличие от той ситуации, которая сейчас.
Комментарии