Ключевыми умениями и навыками в структуре функциональной грамотности являются информационные умения: умение работать с письменными и устными текстами, другими источниками информации, умение понимать смысл, выделять главное, использовать информацию для решения практических задач. Эти умения могут встретиться человеку в обыденной жизни и в профессиональной сфере.
В нашей образовательной организации такая система имеет три взаимосвязанных компонента.
Во-первых, это программа формирования метапредметных умений обучающихся. Программа базируется на классификации общеучебных умений (авторы С.Г.Воровщиков и Д.И.Татьянченко). Она построена с 1‑го по 9‑й класс и имеет два уровня – формируемые умения и развиваемые умения. Каждый учитель знает, какие умения он должен формировать и развивать, и имеет банк заданий для этого по каждой параллели. Целенаправленная реализация этой программы позволяет сделать процесс формирования и развития метапредметных умений эффективным.
Вторым не менее важным компонентом системы является включение в учебный план специального курса «Технология проектной деятельности». Этот курс преподается в 7‑м и 8‑м классах. Его цель – формирование и развитие метапредметных умений и подготовка к проектной деятельности. Программа этого учебного предмета построена так, что в 7‑м классе максимальное внимание уделяется формированию способности работать с информацией, развитию логических умений и умения организовать собственную учебную деятельность. В 8‑м классе большую часть программы занимают вопросы, обеспечивающие обучающимся получение теоретического и практического материала для осуществления ими проектно-исследовательской деятельности.
Это является связующим звеном с третьим обязательным компонентом системы формирования функциональной грамотности – работой научного общества учащихся «Эврика». Все обучающиеся 8‑х и 10‑х классов участвуют в проектно-исследовательской деятельности, в 10‑м классе – в рамках обязательного по ФГОС предмета учебного плана «Индивидуальный проект», а в 8‑м обучающиеся работают под руководством научных руководителей, в основном из числа учителей школы, но не всегда. Научным руководителем может быть и сторонний для школы человек, который является профессионально компетентным в той области знаний, которую выбрал обучающийся для исследовательской или проектной работы.
В процессе работы в научном обществе все обучающиеся не только получают опыт проектной и исследовательской работы, но, что не менее важно, приобретают умение представлять свои результаты, так как в конце учебного года научное общество проводит конференцию «Эврика», на которой каждый представляет результаты своей работы. Участие в подобных конференциях дает нашим ученикам возможность не только обогатить их теоретические знания в интересующих их областях науки, но и сформировать навыки исследовательской деятельности, публичной презентации своей работы.
Для эффективного формирования у обучающихся навыков функциональной грамотности необходимо создать общешкольную разноаспектную систему, предполагающую целенаправленную деятельность педагогов и учеников на учебных занятиях и во внеурочной деятельности.
Ирина ИЛЬИЧЕВА, заместитель директора измайловской школы №1508
Комментарии