Формирование устойчивого навыка грамотного письма – одна из ключевых проблем преподавания русского языка в школе. Небольшое количество часов, выделяемых на изучение предмета, с одной стороны, и большой объем материала, требующего глубокого усвоения на теоретическом и практическом уровне, с другой, создают противоречие, трудно разрешимое для учителя.
Проблема усугубляется особенностями действующих учебников по русскому языку: предлагаемые в них упражнения достаточно однообразны, монотонны по форме и содержанию и совершенно недостаточны по количеству для отработки орфографического навыка. Следует также отметить, что в них активно используются задания типа «вставь пропущенные буквы». Безусловно, этот вид упражнений способствует овладению орфографическим правилом, но только на этапе объяснения и первичного закрепления. Для развития же орфографической зоркости такие упражнения малоэффективны, так как прямо указывают на «ошибкоопасные» места в слове, лишая ученика столь значимого этапа работы с текстом – заметить самому слова, в которых следует применить изучаемое правило.Перечисленные проблемы ставят учителя перед необходимостью искать новые методические и технологические подходы к организации учебной деятельности школьников на уроках русского языка.В Псковской лингвистической гимназии обучение всем предметам ведется на основе модульного планирования, ключевым принципом которого является изучение материала крупными блоками. В соответствии с этим на уроках русского языка орфографические темы берутся максимально широко, что позволяет избежать интерференции в изучении смежных орфограмм. Такой подход обеспечивает освоение ключевых орфографических тем, традиционно «дробно» изучающихся в 5-7-х классах («Орфограммы после шипящих и Ц», «Орфограммы в приставках», «Орфограммы в корне слова»), целиком – в 5-м классе. Подобное тематическое расширение программы 5-го класса вполне укладывается в количество часов, предусмотренных учебным планом. Это во многом обеспечивается использованием опорных конспектов, а также оригинальных рабочих листов (авторского раздаточного дидактического материала, представляющего собой ряд заданий, которые не нужно переписывать в тетрадь) в организации учебной деятельности школьников на уроке и дома.Именно этот дидактический материал и лег в основу данного «Орфографического тренажера», цель которого заключается в следующем: сформировать у учащихся устойчивый навык грамотного письма в рамках орфографических тем, традиционно изучаемых в 5-7-х классах.Для достижения данной цели «Тренажер» предусматривает решение следующих задач:1) представить учащимся орфографические темы через обобщающие опорные конспекты;2) освоить ключевые орфографические темы программы на высоком теоретическом и практическом уровне;3) сформировать орфографическую зоркость обучающихся, позволяющую узнавать изучаемые орфограммы не только в учебных, но и в неучебных текстах;4) развить у учащихся интерес к изучению русского языка через разнообразные занимательные игровые задания и тексты.«Орфографический тренажер» используется при изучении модуля «Орфография», который выделен в авторской модульной программе по русскому языку отдельно, и изучается после модулей «Синтаксис и пунктуация» и «Морфемика и словообразование» (в соответствии с логикой программы В.В.Бабайцевой).Данное пособие имеет определенную структуру.В первой и второй частях пособия представлены следующие материалы:- опорные конспекты орфографических тем в их полном объеме;- рабочие листы по каждому из аспектов орфографических тем, способствующие запоминанию ОК (опорного конспекта) и первичному закреплению нового материала.Предлагаемые в пособии упражнения требуют от ученика лишь пометок, графических выделений, кратких записей. Такой вид работы позволяет учащимся осмыслить и отработать большое количество словарного материала, подчиняющегося действию данного правила, проанализировать (самостоятельно, в группе или с учителем) разнообразные орфографические задачи в течение небольшого промежутка времени.Охарактеризуем некоторые из заданий, представленных в этих частях пособия.«Раскрасьте…». Задания данного типа предлагают учащимся возможность поработать с цветными карандашами (или маркерами): не вставить традиционно пропущенную букву, а выделить цветом все слово, имеющее определенное орфографическое решение. Опыт работы с подобного типа заданиями позволяет констатировать повышенный интерес учащихся к ним, что имеет определенное психологическое объяснение (цвет всегда вызывает эмоции). Кроме того, ученик фиксирует свое внимание не на букве, которую должен вставить, а на всем слове, мысленно представляя его орфографический облик целиком. При этом отдельно буквы в слова вставлять не надо. Если допущена ошибка, учащемуся предлагается обвести уже выделенное цветом слово, к примеру, простым карандашом и уже полностью графически объяснить в нем орфограмму.«Найдите ошибки». Данный тип заданий предлагается только в конце изучения темы, когда уже сформирован достаточно устойчивый навык использования определенного правила при решении орфографических задач на изучаемую тему.«Запишите способом поморфемного письма». По сути, данное задание аналогично заданию «разберите слово по составу». Умение видеть морфемный состав слова – ключевое условие орфографической грамотности учащихся, поэтому ему на уроках русского языка в гимназии придается огромное значение. Подробно тема «Состав слова» изучается в модуле, который предшествует теме «Орфография» (как уже указывалось выше), поэтому дети уже умеют проводить морфемный анализ слов. Запись слов поморфемным способом (когда каждая морфема отделяется от других с помощью черточек), с одной стороны, позволяет сэкономить время на данном виде работы (ученик не должен выделять морфемы уже написанного слова), с другой стороны, помогает вывести умение разбирать слово по составу на новый уровень осмысления: мы ВСЕГДА должны видеть структуру слова, если хотим научиться писать грамотно!«Подготовьтесь к диктанту!». Именно подготовленные диктанты, с нашей точки зрения, имеют огромное значение в процессе формирования устойчивой орфографической грамотности обучающихся. Задание данного типа требует от учащихся определенных алгоритмизированных действий: 1) списать текст в тетрадь, расставляя (при необходимости) пропущенные буквы и знаки препинания; 2) графически объяснить ВСЕ встречающиеся в тексте орфограммы и пунктограммы; 3) подготовить вопросы учебному сообществу по правописанию тех мест, которые ученик не может объяснить собственными силами.На уроке перед диктантом учащиеся задают вопросы, которые у них возникли во время домашней работы, а затем отвечают на вопросы учителя, который может попросить объяснить любую орфограмму/пунктограмму текста. После этого диктуется текст. Диктант оценивается (по критериям повышенной строгости) как «зачтенный» или «незачтенный», что ставит учащегося перед необходимостью обязательной сдачи данной работы учителю.«Придумайте свой текст». Помимо заданий репродуктивного, тренировочного характера, школьникам в каждой теме предлагается подобное творческое упражнение. Это задание позволяет активизировать словарный запас учащихся по изучаемой орфографической теме, применить правило в собственном тексте. Представляя данный вид заданий, учитель акцентирует внимание школьников на том, что текст должен отличаться орфографической насыщенностью, при этом его смысл может носить и юмористический характер «чепухи» или «небылицы». Данные тексты (их образцы можно увидеть в четвертой части представленного пособия) в дальнейшем можно широко использовать на уроках при фронтальном или индивидуальном повторении и закреплении материала, а также во время работы в парах при взаимных диктовках.В третьей части «Орфографического тренажера» «Комплексное повторение» представлены рабочие листы, непосредственно направленные на развитие орфографической зоркости учащихся.Рабочие листы этого вида представляют собой занимательные тексты, в основу которых легли интересные статьи, заметки из веселых детских журналов, популярных энциклопедий, небольшие художественные произведения известных авторов. Найденные тексты перерабатываются учителем, насыщаются необходимыми орфограммами. Важно, что в тексте буквы не пропускаются.Ученику необходимо подчеркнуть (раскрасить) все слова на пройденное орфографическое правило (или ряд правил при комплексном повторении), выполнить другие задания: найти небольшое количество орфографических ошибок (в достаточно большом по объему тексте!), выписать в таблицу слова на пройденные правила и т. д.Опорные конспекты орфографических тем, некоторые виды заданий («раскрась», «запиши способом поморфемного письма» и т. д.), тексты для формирования орфографической зоркости в третьей части пособия, а также сама логика обучения орфографии являются оригинальной авторской разработкой.Опыт работы автора с «Орфографическим тренажером» в описанной логике позволяет констатировать высокий уровень освоения орфографических тем всеми учащимися, что указывает на практическую ценность данной разработки.Данное пособие остается «незавершенным», «открытым» для заполнения работами детей, являющихся своего рода соавторами (о чем свидетельствует часть четвертая «Из детских работ»).При составлении «Тренажера» использовались словарные материалы из интернет-ресурсов, а также некоторых пособий (Граник Г.Г. и др. Секреты орфографии: Книга для учащихся 5-7 кл./Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая. – М. : Просвещение, 1991; Былкова С.В., Махницкая Е.Ю. Орфография на «отлично» (Орфографические шпаргалки: 5-11 классы). – М. : ИКЦ «МарТ», Ростов-н/Д: МарТ, 2005).«Орфографический тренажер» опубликован на сайте «Учительской газеты» www.ug.ru/method_ article/619Светлана ТРОЙНОВА, учитель русского языка и литературы Псковской лингвистической гимназии, победитель Всероссийского конкурса «Сто друзей»
Комментарии