search
main
0

График Гвидо Аретинского

но почему-то

ни в музыкальных школах,

ни в училищах,

ни в консерваториях

ей специально

не обучают.

Необходим отдельный предмет на всех уровнях музыкального образования, развивающий навыки аккуратного и правильного нотного письма.

Такая простая и привычная вещь, как система координат, была введена в математический инструментарий не так давно: ее изобрел Декарт в XVII веке. Это изобретение по праву называют гениальным – трудно себе представить развитие алгебры и геометрии без системы координат. Да и нам с вами различные графики нередко помогают в удобной и наглядной форме увидеть те или иные тенденции или зависимости: стоит только на одной оси отметить дни, а на другой – рубли, и можно наглядно изобразить рост курса доллара; примерам несть числа.

Но вот что интересно: в том, что математика лишь с XVII века пользуется этой замечательной системой, виноваты только сами математики – они в течение шести (!) веков не замечали ту же систему координат и графики в ней буквально у себя под боком – в музыке (а ведь музыка в средние века считалась одной из наук наравне с той же математикой, алхимией, астрономией и т.д.), а точнее, в системе записи музыки, разработанной Гвидо Аретинским еще в XI веке. Действительно, посмотрев на ноты, мы увидим не что иное, как самый настоящий график музыки: по вертикальной оси определяется высота звука, по горизонтальной – момент его появления, т.е. время. Таким образом, два внепространственных параметра (частота колебаний и последовательность ее изменений) получили прекрасное отображение на плоскости в прямоугольной системе координат, отцом которой правильнее называть Гвидо из Ареццо, а не Декарта.

Изящная идея Гвидо Д`Ареццо с момента своего появления стала сразу же обрастать многими дополнениями, которые, с одной стороны, делали запись музыки все более удобной, точной, компактной и т.п. А с другой – уводили ее в сторону от графика в чистом виде: горизонтальная ось времени дана как бы в “немасштабированном” виде (т.е. расстояния между нотами вовсе не должны соответствовать их длительности – длительность показывается с помощью различного начертания самой ноты – “белой” со штилем или без, “черной” – без хвостика или с одним, двумя и т.д.), вертикальная ось высоты звука поделена линейками нотоносца на ступени диатонической гаммы, а следовательно, неравномерно (например, от “ми” до “фа” – один полутон, а от “фа” до “соль” – два, но на бумаге между ними расстояние по высоте одинаковое); “дырки” заполняются с помощью знаков альтерации, что имеет чисто музыкальный смысл, но некорректно-графически. Прибавьте к этому целую армию всяких знаков и значков (мелизмы, лиги, точки, акценты, вилки и проч., и проч.), которыми обильно усеяны нотные партитуры, и не так-то просто будет за всеми “наворотами” нотной графики разглядеть график математический, лежащий в ее основе.

Даже если не принимать во внимание все исполнительские знаки, указывающие на изменения темпа и громкости, акценты и многое другое, и рассматривать только основной необходимый нотный текст, все равно “музыкальный алфавит” останется весьма сложным, а правила написания – многочисленными и сильно “разветвленными” в зависимости от той или иной фактуры музыкального материала. Но вот что странно: правильному написанию нот музыкантов никто не учит! Не только в музыкальных школах, но и в училищах и даже в консерваториях по совершенно неизвестной причине нет даже коротенького (в 5-6 часов) курса о нормах нотной графики. А ведь запись музыки намного точнее (а следовательно, и ответственнее) записи речи.

Основные правила нотной графики

(Один – два голоса на нотоносце)

Штили

Штиль вниз пишется от левого края нотной головки, штиль вверх – от правого. Нормальная длина штиля – приблизительно октава, но может быть по обстоятельствам и короче (например, если не помещается подтекстовка).

1 голос на нотоносце: от нотных головок, расположенных ниже третьей линейки, – штиль вверх, на третьей или выше – штиль вниз.

2 голоса на нотоносце: в верхнем голосе штили вверх, в нижнем – вниз. Это будет означать самостоятельность голосов. Только такой случай и будет описываться далее.

Лиги

Лиги никогда не должны касаться нотных головок, штилей и прочих знаков, тем более пересекать их (за исключением тактовой черты).

1 голос на нотоносце: если все штили вверх – лига наводится снизу; если хотя бы один штиль вниз – лига сверху.

2 голоса на нотоносце: все лиги верхнего голоса – сверху, нижнего – снизу. В этом случае от головки к головке проводятся только лиги, обьединяющие звучание одной или нескольких одинаковых по высоте нот; остальные ведутся от противоположных нотным головкам концов штилей.

Точки

Точка, обозначающая увеличение длительности в полтора раза, ставится точно справа от нотной головки, если она находится между линейками. Если нота на линейке, то:

1 голос на нотоносце: точка справа над линейкой;

2 голоса на нотоносце: в верхнем голосе – справа над линейкой, в нижнем – справа под линейкой.

Альтерация

Случайные знаки альтерации действуют до конца такта и только в том голосе, в котором появились. Бекар, отменяющий случайный знак, в следующем после его появления такте не обязателен, но желателен.

Если разделения на такты нет, то действие случайного знака распространяется только на одну ноту (или несколько подряд повторяющихся), однако отменяющий его бекар обязателен до конца строки.

Такты

Нельзя разрывать такт, перенося его на другую строку.

Повторяющиеся ноты

Знак “||о||” может ставиться в случае, если во всех голосах одна и та же нота (аккорд) повторяется подряд не менее шести раз. Первая и последняя из повторяющихся нот (аккордов) выписывается обязательно.

Музыкальная партитура, написанная невнимательно, небрежно и безграмотно, уже не является партитурой, а становится неким шифром без ключа.

Владимир КОВАЛЬДЖИ

Глас первый

Аналогичная ситуация возникает среди светских музыкантов, обращающихся к церковной музыке.

Если же смоделировать другую ситуацию – церковный музыкант впервые знакомится со светской музыкой, он, естественно, будет задавать примерно такие вопросы: “В какое время года можно исполнять оперу “Борис Годунов” или Пятую симфонию Бетховена? В какой день недели поют романс “Средь шумного бала”?

В последние годы, когда для светских музыкантов стал свободным доступ к религиозной музыке, соблазн обращения к истинным шедеврам национальной культуры был настолько велик, что даже полное незнание этого направления не могло остановить ни хормейстеров, ни певцов.

Религиозная, она же – духовная, церковная, обиходная, богослужебная музыка (хотя каждый из этих терминов имеет свои нюансы) – особая область музыкального творчества, имеющая свои законы, теорию, жанры и так далее. Обратимся к одной из ее основ – системе осьмогласия.

“Осьмогласие, или пение на гласы, есть основополагающий и исконнейший принцип богослужебного пения Православной Церкви”, – пишет В.Мартынов. Эта традиция складывалась еще в Иерусалимской Церкви в ранние века христианства и как система была оформлена Преподобным Иоанном Дамаскиным, выдающимся философом, богословом и гимнотворцем, жившим в VII-VIII веках. Суть осьмогласия заключается в том, что изменяемые песнопения служб на данной неделе поются на конкретный глас, например первый, на следующей – на второй глас, затем – на третий и так далее… Всего восемь гласов. Соответственно через восемь недель изменяемые песнопения, соответствующие определенному дню года и недели, снова поются на первый глас.

Каждый глас имеет свой богословский смысл. “Первый глас прост, важен, величествен и наиболее торжествен. Древние писатели сравнивали его с солнцем, говоря, что он прогоняет леность, вялость, сон, грусть и смущение. Второй глас исполнен кротости,благоговения, он утешает печальных и отгоняет мрачные переживания. Третий глас бурный, как море при непогоде, побуждает на духовную брань. Четвертый глас – двоякий: то возбуждает радость, то внушает печаль; тихими и мягкими переходами тонов он сообщает особый покой душе; внушает стремление к горнему, наиболее выражая действие на нас Божией благодати. Пятый глас успокаивает душевные волнения; он подходит для молитвы, плача о грехах. Шестой глас рождает благочестивые чувства: преданность, человечность, любовь. Седьмой глас – мягкий, трогательный, увещающий. Он ласково убеждает, призывает просить об умилостивлении. Восьмой глас выражает веру в будущую жизнь, созерцает Небесные тайны, молится о блаженстве души”.

Что же такое глас? Это сумма попевок, очерчивающих определенный звукоряд и лад. Кроме того, глас представлен несколькими напевами, один из них – тропарный. Первый раз тропарный напев поется хором во время всенощной на слова “Бог Господь, и явися нам! Благословен Грядый во имя Господне!” – это пророчество из Ветхого завета о будущем рождении Иисуса Христа. В современной Православной Церкви этот пророческий возглас толкуется как прославление первого и второго пришествия Христова.

Бог Гос-подь и я-ви-ся нам, бла-го-сло-вен гря-дый во и-мя Гос-под-не.

На первый глас поется много тропарей – коротких молитв в честь какого-либо праздника или святого – например на Крещение, Сретение, Успение Богородицы, Марии Магдалине Мироносице…

Теперь сравним несколько тропарей, поющихся на первый глас. Один из самых важных тропарей в обиходе Православной Церкви – тропарь Кресту и молитва за Отечество, или называемый по-другому – тропарь Воздвижению честного и животворящего Креста. “Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство”.

Тропарь Кресту и молитва за Отечество

Этот тропарь поется 27 сентября – в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста и во время молебна с водосвятием, который может совершаться ежедневно после литургии.

Канонические тексты тропарей несомненно, выдающиеся образцы духовной литературы. Интересно сравнить изложение содержания праздника Крещения в Евангелии и в тропаре. “Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него… И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, который сходил как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение”. (Евангелие от Матфея, гл.3, ст.13, 16, 17).

Тропарь: “Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе”.

Повествовательное изложение событий в Евангелии в тропаре превратилось в торжественную песнь-оду. Тропарь на Крещение, или Богоявление поется 19 января.

Тропарь на Богоявление

Церковное искусство весьма устойчиво в своих традициях. Если светское направление стремительно меняется, отражая все перипетии “земной” жизни, то этот бурлящий поток обходит стороной православные храмы. Исполнение в церкви тропарей – тоже давняя и устойчивая традиция. Тропари поет и хор на клиросе, и весь приход, если тропарь хорошо известен – например на Рождество Христово, Пасху.

Главным в тропаре является не музыка, а Слово – молитва. Это закон церковной музыки, церковных песнопений – музыка должна лишь распеть Слово, сделать его более выразительным.

Ирина КОШМИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте