– Смешно задавать такие вопросы, – ответил он. – Одно могу сказать: в нынешней России, чтобы жить долго, нужно жить тихо.
Нынешняя Россия все реже обращается даже к потусторонним голосам своих духовных лидеров, тех, кто в шестидесятые готовил перемены в стране. Как будто все закономерно: времена идеологов и революционеров сменила эпоха работников. Меньше говорить, больше делать! Тем более сегодня, когда жизнь может взорваться в любой момент, потому что общественное сознание уже готово к “бегству от свободы”. Я, например, не уверена, что какому-нибудь новому президенту придется загонять нас в стойло – сами попросимся.
…Владимир Матвеев, который только что “взял” “Учительскую”, признался: “Мы, может быть, будем единственной газетой, которая будет бороться со своим читателем – во имя его же самого”.
…Накануне надвигающейся “стандартизации образования” директора инновационных (!) школ Краснодарского края даже не понимали беспокойства своего известного московского коллеги: “Что вы так кипятитесь? Ну, скажут, “стандарты!” – сделаем “под козырек”. Эта знакомая привычка “делать дело”, как бы не замечая, что подменилось то, ради чего “каша и заваривалась”. (Например, мы что, ушли от моношколы ради всех этих многочисленных казачьих и купеческих лицеев – на базе ПТУ и пажеских корпусов – на базе УПК?..) Государству-то, назовись хоть горшком – денег все равно не даст. В европейских странах, где лучше нашего умеют просчитывать все невыгоды бюджетных трат, культуру, образование, науку поддерживают на государственном уровне. У нас – “свой путь”: “самоокупаемые театр, музей, журнал, школа – а почему бы и нет?!”
Душа и тело одинаково первостепенны, они не живут порознь, напомнил другой лидер шестидесятых Владимир Лакшин. Напомнил в эпоху упований на “рынок”, ибо отчетливо видел, кого вырастит это общество, если так будет обращаться с культурой и образованием.
Интеллигентность невозможно обьяснить с точки зрения рыночных законов. Потому что “в русском понимании интеллигент был таким человеком, которому “не все равно”. Писателя волновали не только литературные интересы, а композитора – не только музыкальные. У них была забота, как живут люди вне их круга, был внутри некий моральный стержень, который не позволял поступить против совести, уклониться от дел неприбыльных и в эгоистическом смысле бесполезных”. Владимир Яковлевич сам был таким. Не случайно встречи с ним – уже без него – продолжаются и в Чеховском доме-комоде, и в Доме Островского, для которых он столько сделал, и в Доме литераторов, где выдерживал свои литературные битвы, и в Доме актера… – куда бы он ни приходил, дом этот становился Домом Лакшина.
…Подбираясь на днях к центральному входу в Центральный Дом работников искусств на вечер памяти В.Лакшина, я думала о том, на какие задворки загнала жизнь культуру. К тому же удаляющемуся “берегу культуры” в окружающем нас шалмане пробивались в тот вечер актеры и музыканты, писатели и педагоги. Та самая интеллигенция, которой “не все равно”. Есть и другие. Не случайно, вспоминая о первом визите американского президента Джона Кеннеди с женой в Париж, журналист-международник С.Кондрашов вспомнил один эпизод. Увидев Джекки, генерал де Голль обронил одному из соратников, что она кончит свою жизнь в постели миллионера. И оказался прав. Глядя сегодня на часть нашей творческой интеллигенции, можно сказать то же самое.
Энергия одного человека очень невелика. Но один человек и своим разумом, и своей волей, и своими идеями способен пробудить такие энергии, которым не сравниться ни с какой атомной. Энергии критики и разрушения либо творчества и созидания. Свобода или воля? Лидеры или вожди? Чисто русская коллизия…
Время прессует, концентрирует сумму впечатлений. Круг сужается, но именно этот круг пережитого позволяет жить.
“…А побежденным я себя не считаю” – последние слова В.Лакшина в одной из последних его работ.
Моцарт не умирает. Он уходит. Как в “Маленьких трагедиях” у Пушкина…
Елена КОМАРОВА
Письмо номера
Нельзя быть “серостью”
Вернулся в свою школу, провел небольшую пресс-конференцию, отчитался об увиденном в Москве. Хорошую возможность подарила мне редакция – увидеть и сравнить разные школы. Смотрю я на наших учителей и поражаюсь их терпению. Сегодня моя коллега сообщила, что собирается уходить из школы. Со слезами на глазах говорит: “Надоело быть нищей”. Я вижу, сколько времени она уделяет подготовке к урокам, какие замечательные мероприятия проводит со своим пятым классом, как ее любят дети. Мне ли ее не понять? Ведь мы молоды, хочется нормально одеться, нормально питаться, хочется не прятать глаза от своих сверстников. Не знаю, что будет, когда из школы уйдут молодые учителя. Из моих выпускников никто не думает о профессии учителя. Я уж не говорю о том, что из семидесяти человек, окончивших вуз вместе со мною 5 лет назад, всего, может быть, один десяток работает в школе. Все остальные нашли себе применение в других местах.
Вспоминаю поездку в московскую школу к Марии Андреевне Комлевой. Почти в каждом кабинете я видел видеоаппаратуру. Вернулся домой, а меня “обрадовали”: сгорел киноаппарат, который я использую в работе. Теперь мои уроки по литературе, по мировой художественной культуре будут идти без наглядности. Многие наглядные пособия устарели, нет новой методической литературы. Эти “нет” можно перечислять долго. Проблемы, проблемы, проблемы…
Все думаю, что же держит учителя в школе? Запали мне в душу слова Марии Андреевны Комлевой: “Нельзя быть “серостью”. А я осознаю, что как ни обидно, многого не знаю, многого не умею. Но останавливаться не собираюсь, буду трудиться и совершенствоваться. Спасибо за поддержку, за то, что появился у меня стимул к дальнейшей работе.
Юрий КУЛЬПИНОВ, учитель русского языка и литературы
Изобильный,
Ставропольский край
Боль
Сидим на золоте… голодные
Живем мы в золотоносном краю. Наши мужья работают, а вернее, работали в обьединении “Лензолото”. С 1 января они без работы, но денег за свой каторжный труд так и не получили с июня прошлого года. Золото добывали, а жили впроголодь. Мы, учителя, тоже полгода не получаем денег. За шесть месяцев нам дали продуктов всего на 400 тысяч рублей. На днях выдали еще талоны на десять булок хлеба. Получилось 250 граммов в день на одну семью. Говорят, что потребительская корзина составляет 800 тысяч рублей. Даже не верится.
Нашему отчаянию нет предела. Поэтому в феврале мы поддержали всероссийскую забастовку. Устали работать. Ведь проводили все внеклассные мероприятия, олимпиады, факультативы, кружки. Но одним чувством долга сыт не будешь.
В.ХАРИТОНОВА, А.ХОЛКИНА и другие учителя Артемовской средней школы. Всего 36 подписей
Бодайбинский район,
Иркутская область
Мы и наши дети
У Руслана много друзей
В октябре прошлого года в наш класс пришел учиться чеченский мальчик. Зная от одной своей знакомой, во что вылилось появление азербайджанского подростка в ее классе (ребята с первого дня с ним стали драться), я решила подготовить своих детей к встрече с новеньким. Думаю, что здесь во многом помогли прежние беседы с пятиклассниками о том, что все мы должны очень терпимо относиться к людям, в чем-то непохожим на нас, уважать их культуру, веру, традиции, национальные особенности. И все же я отвела целую неделю на психологическую подготовку ребят. Тут я использовала и художественную литературу. Помог мне и рассказ Льва Толстого “Кавказский пленник”. Рассказала им о Руслане, который скоро станет их товарищем: он хорошо поет, танцует, любит животных. У него дома целый зоопарк: черепаха, две собаки, кошка, морская свинка. “Тот, кто любит “братьев наших меньших”, тот и человека не обидит, – закончила я свой рассказ. – Постарайтесь сделать так, чтобы Руслану у нас понравилось, чтобы ему было уютно и тепло у нас. Ведь мальчик в 10 лет всего уже натерпелся, на его глазах дом разбомбили, дедушка погиб”.
И вот настал день, когда Руслан пришел на занятия. Он сел на свое место и ахнул: весь стол был почти завален сувенирами: книги, фломастеры, ручки, тетради, фонарики и даже стихи, которые Настя написала Руслану на открытке.
Мальчик, несмотря на то, что его мама, учительница, занималась с ним, поначалу отставал в учебе. И вскоре даже возник вопрос о том, что его нужно пересадить в четвертый класс, но мои ребята, узнав об этом, воспротивились. Они даже установили дежурство: кто, когда и по какому предмету должен заниматься с новичком. И Руслан скоро стал получать положительные оценки и даже четверки. Теперь он уже чувствует себя вполне уверенно.
Екатерина ВАСИНА, учительница
Коломна,
Московская область
Тема для дискуссии
Запрет на подарки
“Вот опять праздники, – услышал в очереди. – В школе собирают на подарки. Совсем учителя обнаглели”. Горестно было слышать мне такое обвинение. Но есть ведь в нем доля истины. Праздники в школе – это испытание для родителей. Чего греха таить, есть среди нашего брата любители различных подношений. Они не забывают напомнить своим подопечным о приближающемся празднике или своем дне рождения. Принимают подарки как должное, ничуть не краснея.
Хорошо, что таких любителей подношений не так уж много. Но ведь из-за них страдает репутация всех учителей. Родители смотрят на школьных работников как на взяточников, вымогателей. И всем нам, независимо от степени виновности, приходится испытывать чувство стыда.
На мой взгляд, учителя должны предотвращать любые коллективные подарки. Не должны они принимать подношения. Ученикам стоит обьяснять, что подарки от родителей – это завуалированная взятка. Они поймут. А внимание к учителю нельзя компенсировать дорогими подарками. Во всяком случае я так считаю. Мое мнение, думаю, разделят многие коллеги. Или я отстал от жизни?
Евгений ЗАПЯТКИН, учитель средней школы N 27
Балаково,
Саратовская область
Ау, коллеги!
Протяните руку помощи
Я работаю учителем истории. Веду кружок краеведения. Изучаем с ребятами историю деревень, выпускаем стенгазету, участвуем в районных конкурсах. Сейчас мы готовимся к празднику 850-летия родной столицы. Однако все материалы, которые есть в школе, давно устарели. Мы не можем даже организовать выставку.
Москва всегда протягивала нам руку помощи. Вот и сейчас надеюсь, что какая-нибудь школа поделится с нами материалами о юбилее столицы. Жаль, что прошли те времена, когда можно было организовать экскурсию детей в Москву. Хотя и живем недалеко, но приехать не можем. Может, порадуют нас коллеги, вышлют открытки, плакаты. Будем рады любой поддержке.
Арустам КОЛАЯН, учитель Рубиловской средней школы
д.Перевоз,
Островский район,
Псковская область
Воспитание чувств
Березки и сосенки…
Много лет назад писал я в выпускном классе сочинение. Тема сразу показалась мне легкой: “Вот и стали мы на год взрослей”.
Недолго думая, я принялся мелким бисером заполнять черновик. Я выводил вдохновенно: “Еще в прошлом году я наших девчонок не замечал, а в этом году гляжу и замираю. Как они красиво одеты, как причесаны, как они на меня смотрят”. Увлекся и не заметил, как завуч, склонившись, начала читать мой опус. Карандаш ее приблизился к строчкам о девочках. Ни слова не говоря, учительница вычеркнула мои выстраданные строки и подписала сверху: “Еще в прошлом году я не замечал красот родного Подмосковья, а в этом году гляжу и замираю. Какие березки, какие сосенки!”
Помню, я тогда очень обиделся за такую цензуру. Надо же, вычеркнули самое заветное. А сейчас, много лет спустя, проработав двадцать лет в школе, думаю иначе. Действительно, стоит ли в школьное сочинение вкладывать свое трепетное, интимное. Чувства свои надо лелеять, как нежный цветок. Сейчас, похоже, к таким вещам стали относиться иначе. Но меня воспитывали другие учителя.
Юрий САМОХИН, учитель географии
Москва
Почта “УГ”
Адрес:
103012, Москва, ГСП-2, Ветошный переулок (проезд Сапунова), 13-15.
Первые сто строк
Комментарии