search
main
0

Говорят, что в настоящее время серьезно пересматривается концепция финансирования образования…

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

– Прямо скажем, ситуация в этом вопросе не только назрела, но и перезрела. Нужно помнить, что государственный бюджет является основным источником финансирования образования. Как правило, чем ниже уровень развития страны, тем меньше доля государственного финансирования образования. В Гаити, например, 80% расходов – частные. В нашей стране деньги на образование выделяются из федеральных, региональных и муниципальных (местных) бюджетов. В 2000 г. доля ассигнований на образование между бюджетами составила: федеральный – 17,8%, субъекты Федерации – 19,2%, муниципальный – 63,0%. Эти цифры говорят о том, что уровень обеспеченности школ и ПТУ в значительной степени определяется финансовыми возможностями и спецификой региона (долей сельского населения, структурой сети образовательных учреждений и т. п.), которая определяет фактическую потребность в финансировании. Поэтому важнейшим фактором, влияющим на систему образования, в первую очередь общего среднего, стала в последние годы стремительная дифференциация в экономическом положении регионов. А это в свою очередь привело к различию в качестве образования. Соответственно дотационные регионы в этом плане оказались в более сложном положении, чем регионы-доноры. Сложившиеся здесь методика и практика выделения федеральной поддержки оказались недостаточно эффективными и не стимулировали регионы к увеличению собственного дохода. Отсюда задачей номер один стало создание обоснованной системы планирования расходов на образование и адресного распределения их на всех уровнях – от федерального до муниципального, а также повышение эффективности использования бюджетных средств на уровне образовательного учреждения.
Вспомним: бюджетный дефицит к середине 90-х годов вызвал сокращение доли расходов на образование. И сколько бы мы ни боролись за увеличение этой доли в бюджете, достичь приемлемого уровня здесь в полной мере невозможно. И не только у нас. Повторю мысль, ставшую тривиальной: достаточных средств на образование может быть либо при развитом капитализме, либо при развитом социализме. Поскольку ни того, ни другого у нас нет и в ближайшее время не предвидится, мы должны думать об использовании различных каналов привлечения внебюджетных финансов. И концепция, о которой идет речь, должна в первую очередь выработать новые принципы формирования эффективных экономических отношений в образовании. Нужно серьезно задуматься, в частности, над тем, как привлечь дополнительные средства в учреждения образования. Они должны быть легализованы и опираться на нормативную базу, которая бы стимулировала их приток.
Кроме того, возможно и введение нормативного бюджетного финансирования, создание системы государственного образовательного кредитования, выделение средств на развитие образования в бюджетах всех уровней, достижение прозрачности межбюджетных отношений и т.д.
Общий вывод таков: система образования должна быть ориентирована не только на заказ со стороны государства, но и на постоянно возрастающий общественный образовательный спрос, на конкретные интересы семей, местных сообществ, предприятий. В этом случае реальные потребности конкретных потребителей образовательных услуг создают основу для привлечения в систему образования дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте