search
main
0

Говорят, что в этом году основной акцент в эксперименте по обновлению содержания образования будет сделан на предпрофильном обучении…

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

– Все это будет происходить в рамках широкомасштабного эксперимента по самым разным направлениям, которым в этом году и последующих отведена не менее важная роль. Но предпрофильная подготовка в самом деле станет предметом нашего специального исследования, поскольку она является неотъемлемой составляющей профилизации школьного образования на старшей ступени, а если шире – всего процесса обучения на разных его этапах. Это важнейшее звено в цепи “школа – вуз”, “школа – ПТУ”, “школа – СПО” и т.д., поскольку именно в 9-м классе, в данный возрастной период, наиболее интенсивно формируются ценностные установки, личностные ориентации, проявляются те или иные способности, выявляется интерес к выбору профессии. Молодые люди, как правило, начинают серьезно задумываться о своем будущем. Как помочь им сделать правильный выбор, минимизировать ошибки и неудачи, неизбежные в столь сложном и трудном поиске своего места в жизни, своей профессиональной судьбы? Безусловно, нужно создать для этого соответствующие условия и предложить школам определенную систему работы по предпрофильной подготовке. А более точно – по предпрофильной ориентации, применяя комплекс мер: психолого-физиологических, педагогических, информационных и других. Можно, скажем, мечтать стать космонавтом, но нельзя осуществить это по состоянию здоровья, по другим показателям.
Все эти подходы мы начнем проверять на экспериментальном уровне с 2003-2004 учебного года в 9 регионах России. Из чего, собственно, состоит эксперимент? Что мы намерены апробировать в 9-х классах, чтобы в результате предложить школам наиболее оптимальные модели, формы предпрофильной подготовки? Условно это три составляющие программы. Во-первых, курсы по выбору, своего рода аналог факультативов по избранным предметам, межпредметные курсы, проектная работа школьников.
Во-вторых, информационная работа, которая должна помочь ребятам сориентироваться в своем так называемом муниципальном образовательном пространстве, имея данные о том, куда они могут пойти учиться, где они найдут нужный для себя профиль. И наконец – консультативная работа в этот период, диалог с психологами, проба сил, поиск самого себя, т.е. самоориентация, самоопределение.
Кроме того, эксперимент в 9-х классах должен также определить новые формы итоговой аттестации. Это важнейшая задача, связанная с переходом школьников на другую ступень обучения, в профильную старшую школу или в другое учебное заведение (ПТУ, СПО).
По итогам эксперимента мы подготовим рекомендации, которые помогут российским школам перейти в 2005 году в более широких масштабах к профильному обучению в 10-х классах. Кстати, сама профилизация в 10-11-х классах будет более гибкой, позволяющей старшеклассникам, если они этого захотят, углублять свои знания не только в первоначально выбранных ими дисциплинах. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте