Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– За время своего ректорства в Университете дружбы народов я около 50 раз был за рубежом. У нас учились студенты почти из ста стран мира, и отказаться от приглашений со стороны выпускников было сложно. Но в США я действительно побывал впервые только недавно. Мне всегда было как-то жалко тратить 5-7 дней на поездку, а меньше, чтобы многое заодно сделать, просто несерьезно. Но в этот раз предложенная программа была настолько насыщенной, что неделя российской делегации в гостях у американцев, я думаю, обязательно пойдет на пользу нашему образованию. Ведь знакомство с опытом всегда обогащает, помогает делать точные выводы. Вот и сейчас при сравнении образовательных систем я убедился, с одной стороны, что у нас очень сильная школа, а с другой – нашел у американцев многое, что можно перенять. Это не значит, что мы собираемся подстроиться под западную систему образования, но консервировать ситуацию, прикрываясь достижениями, тоже нельзя.
Делегация проехала Соединенные Штаты от западного до восточного побережья. Поэтому панорама была достаточно полной: мы посещали школы, вузы, образовательные центры… Прошли переговоры во Всемирном банке с тремя его вице-президентами. Они, как вы знаете, не хотят сейчас предоставлять кредиты России, но для российского образования сделали исключение. Мы договорились о небольшом займе, кроме того, банкиры высказались за финансовую поддержку программы информатизации всех уровней российского образования. Узнав об активной политике в этой области Президента и Правительства России, на информатизацию российского образования готов дать деньги и Джордж Сорос.
Большое впечатление произвело на меня знакомство с работой Центра гражданского образования в Калифорнии, Калабасасе. Программы этого центра по гражданскому образованию, такие, как проект “Гражданин”, олимпиада по знанию школьниками конституции, и другие финансируются правительством США. По этим программам работают в десятках стран мира. Центр занимается и международным обменом учителей граждановедения. Есть совместные программы и с Россией. Мы не только встречались с руководителями центра и договорились о проведении целого ряда конференций и проектов в субъектах РФ, мы изучали результативность их работы. Вопрос гражданского воспитания √ один из ключевых для школы. Раньше больше говорили о патриотическом, военном, духовном, гуманистическом воспитании, а о гражданском √ только в последние годы. А ведь именно настоящими гражданами сильно государство. В США же как раз есть что взять для методики преподавания предметов обществоведческого цикла.
В Центре национального тестирования российская делегация посмотрела, как проводится подготовка национальных тестов. Мы также посетили Калифорнийский университет, где нам на практике показали использование тестового материала. И здесь я для себя сделал одно открытие.
Как у нас трактуется “тест”? Вопрос и выбор ответов. Я тоже так себе это представлял, и поэтому всегда был категорическим противником тестов по математике, литературе, потому что детям на экзамене надо давать думать. А вот по предметам, где много фактического материала √ биология, история, – письменные тесты считал приемлемым вариантом. Но пример теста по биологии, который мне показали в центре, все перевернул. Слева колонка √ написаны органы человека: мозг, нервная система, сердце и т.д., а справа задание – укажите взаимозависимость этих органов между собой. Какой же это тест в нашем понимании? Получается, что я действительно “открыл Америку” для себя в том, что слово “to test” в переводе на русский язык не означает ничего больше, чем проверить знания. Значит, и вариантов “тестирования” в рамках национального экзамена может быть очень много.
Комментарии