search
main
0

Говорят, что сложившаяся в последние годы практика заключения договоров между школой и вузом порождает социальную несправедливость.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

Давайте вспомним, подобная практика стала развиваться в начале 90-х годов, когда, с одной стороны, резко снизился конкурс в высшие учебные заведения, поскольку молодежь в тот период в большей мере стремилась к легкому, сиюминутному добыванию денежных средств, предпочитая работать в ларьках, на рынках, с другой – когда желанные в образовании свобода выбора, вариативность приобретали порой гипертрофированные формы. Можно сказать, что мы прошли период метания из стороны в сторону, в том числе и во взаимоотношениях школ и вузов. Сегодня их сотрудничество в большей мере становится плодотворным и взаимовыгодным.
В самом деле, за эти годы многие крупные вузы в Москве и других городах организовали совместную работу со школами, средними специальными учебными заведениями для того, чтобы улучшить довузовскую подготовку школьников, преодолеть разрыв между средним и высшим образованием. Школы и вузы сделали шаг навстречу друг другу, пошли на сотрудничество для того, чтобы преемственность в их деятельности помогала выпускникам школы поступать в вузы более безболезненно. Хорошо это или плохо? Если школа и учителя получили возможность дополнительной образовательной деятельности, дети – хорошие знания и некую профориентацию, конечно, это хорошо. Если в вуз стали приходить более подготовленные студенты, а в итоге общество получило владеющих необходимыми знаниями и умениями специалистов, востребованных на рынке труда, это нужно поощрять. Надо искать и будущих педагогов, медиков, людей, склонных к технике, уже со школьной скамьи. Если есть возможность привлекать в школы преподавателей, доцентов, даже профессоров вузов, это также весьма отрадно. И качество подготовки будет выше, и требования к знаниям выпускников средних школ и поступающих в вузы абитуриентов будут адекватными. Пусть такие формы сотрудничества между разными уровнями образования развиваются, тем более что сегодня есть удачные примеры подобного взаимодействия в виде образовательных программ “Школа – колледж – вуз”, когда открываются специализированные классы на базе школ, гимназий, лицеев, когда идет углубленное изучение конкурсных дисциплин, а вузы проводят краткосрочные программы профессиональной подготовки для школьников 9-11-х классов и т. д.
Что касается социальной несправедливости, то она, безусловно, проявляется в отношении тех школ, которые не имеют договорных форм сотрудничества с вузами (из-за территориальной отдаленности или по другим причинам), тем более это относится к сельским выпускникам, которые должны иметь равный доступ в высшие учебные заведения, особенно на бюджетные места. Сотрудничество вузов со школами не должно сводиться только к тому, чтобы выпускные экзамены засчитывались как вступительные в вуз. Вот это как раз и несправедливо по отношению к абсолютному большинству российских учеников не из “договорных школ”. И эта практика с 2003 года будет отменена. Введение ЕГЭ, создание профильной школы во многом урегулируют проблему сотрудничества школ и вузов. Более того, это позволит систему работы вузов со школами сделать более эффективной и плодотворной.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте