Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Давайте сразу уточним: в основном недовольство идет от отдельных руководителей этих учреждений. С одной стороны, еще не все разобрались, чем, собственно, “грозит” идея объединения. Даже путают университетские комплексы с университетскими округами, которые, кстати, имеют более жесткую привязку к конкретной территории. С другой стороны, понятно, что при определенных вариантах объединения руководители могут лишиться юридической и хозяйственной самостоятельности. А это, естественно, вызывает отторжение идеи.
Хочу в очередной раз всех успокоить: преобразования, которые замышляются, вовсе не носят характер кампании. Ведь есть же у нас Положение о вузах – высшие учебные заведения от этого на каждом углу не появляются. Задача министерства, как говорится, определить правила игры, а еще точнее, юридически защитить всех участников интеграционного процесса, который уже активно развивается. Например, вокруг Мордовского университета в рамках университетского округа совершенно добровольно объединились десятки школ. Есть варианты, когда средние профессиональные учебные заведения входят в состав вуза, а есть, когда они заключают договор о самом тесном сотрудничестве. Практикуется создание ассоциаций, объединяющих несколько юридических лиц, но координирующих свою образовательную деятельность. В составе Российского университета дружбы народов вообще есть целый совхоз-техникум с коровниками и прочими атрибутами сельской жизни. Причем это учреждение среднего профессионального образования имеет отдельное юридическое лицо.
Документы об университетских комплексах и округах разрабатываются в помощь тем, кто заинтересован в объединении. Никакого механического поглощения среднего профессионального образования высшим, о чем с ужасом распространяются слухи, в принципе не может быть. Достаточно вспомнить о региональной специфике, образовательных традициях, которые сложились в субъектах Федерации.
Мы прекрасно осведомлены, что при любых структурных изменениях могут пострадать люди. Прежде всего руководители, которые еще недавно были всевластными, а теперь должны соотносить свою позицию с позицией высшего учебного заведения или еще многих других, вошедших в ассоциацию. Это всегда трудно. Преподаватели также могут лишиться льгот, которые они имели в учреждениях среднего профобразования, при переходе на единую кафедру. Вот все эти проблемы и должны снять документы, которые готовятся в рамках программы модернизации социальной сферы.
Впрочем, мировую тенденцию глобализации и интеграции бесполезно игнорировать, поэтому процесс создания университетских комплексов и округов просто обречен на то, чтобы развиваться и, может быть, двигать образование чуть-чуть вперед. Нельзя не замечать и выгод, которые нам приносит идея объединения. Не говоря уже о чисто финансовых – экономии площадей, более эффективного использования лабораторного оборудования, при объединении мы выигрываем в улучшении качества образования. Разве плохо, если обучение будет вестись по сквозным программам, а учащимся СПТУ будет преподавать вузовский профессор? Нельзя отрицать, что уровень преподавания общих дисциплин, таких, как высшая математика, философия, в университетах поставлен на более качественном уровне, поскольку опирается на мощные научные школы. Кроме того, в вузах больше внебюджетных средств, которые при объединении совершенно законно можно будет “перебросить” и на своих новых коллег. Впрочем, деньги опять же не главное. Главное, чтобы от всех преобразований выиграли студенты, ради которых система образования и существует.
Комментарии