Владимир ФИЛИППОВ, министр образования
– Начну с цифр. Ежегодно сеть дошкольных образовательных учреждений сокращается в среднем на 4-5%. В России сегодня функционирует 53,9 тысячи дошкольных учреждений, в которых воспитываются 4263,0 тыс. детей. Охват детей ДОУ составляет 55%. А это означает, что за последние десять лет сеть данных учреждений подверглась значительным изменениям. Помимо серьезного сокращения, особенно в сельской местности, значительная часть ведомственных ДОУ действительно перешла в муниципальную собственность. Их доля на сегодняшний день достигла 80,1% от общего количества. В начале 90-х годов она составляла 20-25%. Почему это произошло, долго объяснять не нужно: спад рождаемости, т.е. демографические изменения, скудное бюджетное финансирование, которое осуществлялось, как и в большинстве других образовательных учреждений, только по “зарплатным” статьям, прекращение отношений с предприятиями-шефами, снижение платежеспособности населения и т.д.
Таким образом, муниципализация ДОУ стала объективно необходимой и в целом принесла свои положительные результаты. Во-первых, улучшилось содержание детей, поскольку все высвободившиеся средства (от закрытых детских садов по причине ветхости зданий) стали направляться в действующие ДОУ. Во-вторых, их дифференциация по видам и категориям позволила обеспечить право выбора родителям направленности детского учреждения, а также появились более гибкие формы организации коррекционно-педагогической помощи детям, включая группы кратковременного пребывания детей в детских садах. В какой-то мере система дошкольного образования стала занимать промежуточное положение между образовательными структурами и учреждениями социальной поддержки. С одной стороны, они опекают детей работающих родителей, а малообеспеченные семьи экономят на питании детей. Кроме того, по мнению специалистов, в них улучшилась педагогическая работа, внедряются инновационные методики, программы.
Однако в самом деле положительная в целом тенденция муниципализации ДОУ в последнее время приобрела негативные моменты: при передаче ДОУ в муниципальную собственность местными органами самоуправления допускается их перепрофилирование, здания дошкольных образовательных учреждений становятся предметом купли-продажи в коммерческих целях. А это уже компетенция органов правопорядка.
Мы же весьма заинтересованы в развитии системы дошкольного образования. И это потребует от нас пересмотреть подходы к финансированию ДОУ на основе внедрения долевых схем финансирования образовательно-воспитательного процесса и затрат на содержание ребенка: первого за счет бюджета, второго √ за счет родителей на нормативной основе при адресной социальной поддержке малообеспеченных семей. Необходимо совершенствовать нормативно-правовую базу функционирования сети дошкольных образовательных учреждений. Следует, вероятно, сохранить ведомственную сеть ДОУ как форму привлечения в эту систему дополнительных внебюджетных средств. Нужны новые механизмы соучредительства ведомственных и муниципальных органов управления образованием. Нельзя упустить из виду систему правовых норм, обеспечивающих господдержку организаций всех видов, финансирующих и развивающих собственную сеть детских садов. И наконец, мы не должны забыть о тех дошколятах, которые воспитываются дома (по различным причинам). Уровень их психологической, физической, эмоциональной готовности к школе не должен отличаться от выпускников детских садов.
Комментарии