search
main
0

Говорят, что Министерство образования ослабило интерес к гражданскому образованию и фактически исключило его из Базисного учебного плана.

Владимир ФИЛИППОВ, министр образования

Это не только не так, но и абсолютно не так. За час до нашей встречи я провел пресс-конференцию, посвященную большому событию – открытию в России восьми межрегиональных институтов социальных и общественных наук. Они созданы на паритетных началах России и США, в частности фондами Карнеги и Сороса, для разработки нового содержания социальных и общественных наук. Базой этих институтов будут восемь ведущих российских университетов. Все они находятся не в Москве, не в Санкт-Петербурге, а в регионах. Мы хорошо осознаем тот факт, что воспитание гражданина – одна из главных задач нашей школы, системы образования в целом. Она актуальна для всего мира, но особенно важна для нашей страны, которая осваивает новые демократические ценности, создает и развивает гражданское общество.
Сегодня в различных регионах России накоплен достаточно интересный и богатый опыт внедрения гражданского образования на всех ступенях учебного процесса. Оно становится одним из основных направлений гуманитарного образования. Однако обучение основам гражданственности не следует, на наш взгляд, сводить к отдельному учебному предмету. Наивно думать, что отдельный курс, известный, например, как “Граждановедение”, поможет решить столь непростую задачу, как воспитание гражданина. Литература, история, основы экономики, да и все школьные дисциплины должны вооружать наших детей знаниями о государстве, о правах человека, о выборах и т.д., учить их умению критически мыслить, сотрудничать друг с другом, уважать права других, быть толерантными, социально активными. Один предмет, повторяю, не решит всех проблем. И даже если его сейчас не оказалось в Базисном учебном плане, а точнее, в федеральном минимуме содержания общего среднего образования, совсем не свидетельствует о том, что МО ослабило интерес к гражданскому образованию в целом.
Мое первое и единственное посещение Америки, которое состоялось в прошлом году, кстати, вместе с главным редактором вашей газеты, убедило меня в том, что гражданское образование осуществляется там и через учебную, предметную деятельность, и при организации внеучебной работы, одним словом, решается эта проблема многоаспектно и многоуровнево. Здесь важна не столько теория, сколько практика социализации школьников, формирование у них гражданских знаний и умений, развитие инициативы, ответственности, желания участвовать в общественно-политической жизни. По большому счету гражданское воспитание – это подготовка граждан к жизни, построенной на принципах демократии. Поэтому следует с юных лет вырабатывать для этого необходимые навыки.
Мы по праву гордимся уровнем нашего естественно-научного образования и хотим сохранить здесь сложившиеся традиции. С другой стороны, понимаем, что задаваемые здесь высокие требования ко всем без исключения школьникам нереальны. Профильные школы эту высокую планку естественно-научного образования утратить не должны. Поэтому, разгрузив основную, обязательную школу от сложных разделов и тем в этой образовательной области, мы сможем усилить и увеличить преподавание дисциплин социально-общественной направленности. Что касается предмета “Граждановедение”, то как вариант он может быть объединен с основами права, поскольку отделить одно от другого практически невозможно.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте