… скоро появится новая концепция содержания общего среднего образования.
Владимир ФИЛИППОВ,
министр образования
– Наверное, с нее и следовало начинать, когда мы впервые заговорили о двенадцатилетнем образовании. Ведь цель необходимых изменений не в техническом увеличении количества лет на учебу школьников, а в том, что мы, собственно, хотим изменить. Это концептуальный вопрос, вопрос нового содержания образования. Ни общество в целом, ни профессиональное сообщество еще не определились, что мы принципиально хотим от реформ. Простого перераспределения часов в пользу каких-то отдельных предметов и введения новых в связи с удлинением срока обучения категорически не должно быть. Двенадцатилетка – не самоцель, речь идет о том, что мы, как говорится, “ждем перемен”. Причем только с одной надеждой – повысить качество образования.
Вопрос, на мой взгляд, сейчас вошел в правильное русло. Хотя после нескольких лет работы над проектом двенадцатилетки нам пришлось, можно сказать, вернуть себя назад, к истоку. Уже, конечно, есть огромный наработанный опыт, но все-таки решено телегу впереди лошади не ставить.
Что, на наш взгляд, должна включать новая концепция? Прежде всего решение тех болевых проблем, которые сегодня очевидны: перегрузка и здоровье учеников, недостаток гуманитарных знаний, которые помогали бы молодым ориентироваться в обществе, низкая практическая направленность знаний, излишняя детализация содержания отдельных учебных предметов, приводящая к плохой усвояемости. При этом мы должны при подготовке концепции придерживаться принципа сохранения всех тех хороших достижений, которые есть в нашей школе.
Для обсуждения проекта новой концепции мы создали большую комиссию, примерно 70 человек, в которую включены в основном учителя-практики, учителя-новаторы. Документ также будет вынесен затем на совет руководителей органов управления, важно узнать, как субъекты Федерации к этому относятся. Только после одобрения проекта этой большой группой экспертов мы создадим маленькие рабочие группы по предметным областям, которые, опираясь на общие положения концепции, распишут базисный учебный план по часам.
Конечно, потребуется целый ряд различных конференций, дискуссий по проекту концепции новой структуры и содержания общего среднего образования, а принимать итоговый документ надо на каком-либо широком, представительном форуме нашего педагогического сообщества.
Комментарии