search
main
0

Говорить с учениками на одном языке

Патриотизм как элемент поп-культуры

Предлагаю блиц. Как вы думаете, в каком веке была озвучена фраза «Нынешняя молодежь привыкла к роскоши, она отличается дурными манерами, презирает авторитеты, не уважает старших, дети спорят со взрослыми, жадно глотают пищу, изводят учителей»? Если описанная ситуация показалась вам знакомой, а проблемы злободневными, то, вероятно, вы посчитали, что так сказал кто-то из наших современников. Вот и нет! Не современник, а Сократ. И не в XXI, а в V веке до н.э.

Ни для кого не секрет, что круг интересов детей сегодняшних разительно отличается от того, что могло привлечь внимание школьников еще пять – десять лет назад. Однако вместе с этим изменились и образцы, и степень эффективности «рабочих» методов и приемов. Взрослые, надо сказать, тоже на месте не стоят – сравнивают, исследуют, констатируют. Благодаря этому и, конечно, личному опыту мы имеем возможность представить собирательный образ современного школьника. Приметы следующие: критическое отношение к навязываемым стандартам; иные авторитеты; свободное владение доступом к неиссякаемому источнику информации («О’кей, Гугл»); клиповое мышление. Для нас, педагогов, это значит еще и то, что простая сила убеждения больше не действует. Мало сказать «надо» или «все делают, и ты делай». Сегодняшний школьник задаст вам в ответ массу вопросов. Призывные лозунги тоже неэффективны в случае с зумерами. За каждой сказанной фразой должен стоять интерес, в идеале искренний. Нынешние подростки максимально нуждаются в персонализации, потому индивидуальный подход в образовании сейчас находится на своем пике.

Есть ли универсальный совет в этом случае? Пожалуй, нужно просто говорить со своими учениками на одном языке. Понимать, правда, эту фразу стоит несколько глубже, чем как способ выстраивания коммуникации. Под единым языком здесь я понимаю знание и принятие своего собеседника. Учителю не стоит игнорировать модные тенденции в музыке или искусстве, актуальные темы для массового обсуждения, вопросы, поднимаемые блогерами в Интернете. Среди последних, кстати, немало остро чувствующих пульс времени.

Важно отметить, что нужно говорить на одном языке не только во внеурочное время, но и сделать это частью вашей с учениками культуры взаимодействия, то есть обращаться к современности и в тех случаях, когда приходится говорить о сложном. Одним из таких примеров можно считать беседы о патриотизме.

Любовь к Родине – тема во многом непростая. Уже давно она не ассоциируется только с военным временем или службой в армии. Учителю нужно стараться находить образы, которые были бы понятны его ученикам. Сужу по себе, и оттого убеждена: чтобы что-то хорошо понять, нужно почувствовать свою сопричастность этому.

Потому на уроках литературы, посвященных теме Родины в творчестве того или иного поэта, я часто обращаюсь к заданиям на установление связи между текстами, где один из них – музыкальная композиция современного исполнителя или кавер-версия известного поэтического произведения. Можно несколько расширить задачу и предложить учащимся сначала самим определить дату написания текстов. Узнаваемое, модное увидят сразу – удивятся и обрадуются. Знаете почему? Потому что это будет пример из их жизни, потому что учитель «в теме» и потому что это понятно.

Стихи М.Танича:
На дальней станции сойду,
Запахнет медом.
Живой воды попью у «журавля».
Тут все мое, и мы, и мы отсюда родом.
И васильки, и я, и тополя.
Тут все мое, и мы, и мы отсюда родом.
И васильки, и я, и тополя.

Стихи С.Есенина:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
<…>
В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.
Осмелюсь предположить, что далеко не все подростки близко знакомы с творчеством М.Танича (отличная возможность исправить ситуацию!), зато многие узнают текст его стихотворения, так как в относительно новом звучании оно стало саундтреком к современному сериалу, транслируемому на одном из федеральных каналов и имеющему определенную популярность среди молодежи.
Цель такого сопоставления: с одной стороны, мы выполняем аналитическую работу, выбирая общие для текстов образы, средства художественной выразительности (привет, 11‑е задание ЕГЭ по литературе!); с другой – подчеркиваем близость тем и вопросов, волнующих лирических героев, один из которых, как оказалось, чрезвычайно близок самим учащимся. Значит, образ Родины, колоритно представленный классиком Серебряного века, – нечто большее, чем хрестоматийная истина.
Еще один пример.

А.Ахматова:
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Исполнитель М.Мельников (Мот):
Ведь слово – это полет, а не тюрьма взаперти.
Самый богатый в мире, самобытный,
самый дикий,
Мы называем его великий, великий,
Великий!

Принцип работы тот же, но только теперь в центре внимания сила русского слова.

Связать классику с тем, что близко и понятно современным детям, можно через обращение не только к чувствам и эмоциям, но и к реалиям их социокультурной жизни.

У А.Чехова встречаем: «Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки. Правда, мы не спасаем человечества и, быть может, во многом ошибаемся, но мы делаем то, что можем, и мы правы. Самая высокая и святая задача культурного человека – это служить ближним, и мы пытаемся служить как умеем». Это ведь не всегда и не сразу понятно школьникам, то есть не всегда понятно до тех пор, пока не поможет учитель. О чем так убедительно говорит героиня «Дома с мезонином»? О бескорыстном служении людям как о чуть ли не единственном долге человека. Актуально ли это? Кто-то хмыкнет, кто-то робко согласится, а кто-то вспомнит, как в период пандемии одинокие больные спаслись, возможно, только потому, что на помощь им пришли волонтеры. Разве их деятельность не состоит в таком вот бескорыстном служении? Патриотизм – это больше, чем просто признание и восхищение, больше, чем умение наблюдать, это про необходимость отдавать.

Знаю, что многие коллеги скептически относятся к граффити. Считается, что хаотические яркие образы и фразы лишь обесценивают вид улиц. А что, если образы эти будут вполне конкретными? Можно ведь запустить акцию, с помощью которой улицы будут помнить своих героев, то есть тех выдающихся людей, кем может гордиться данный город или край. Современное искусство и память, как показывает практика, отлично сочетаются.

Воспитание в человеке гордости за свою Родину, за прошлое и настоящее – задача непростая, требующая большой мудрости и деликатности, но одновременно с этим одна из самых благородных задач. Только активная жизненная позиция позволит человеку оставаться неравнодушным к происходящему вокруг, а для этого нужно научить понимать: жизнь, искусство, наука – это про каждого из нас вчера, сегодня, всегда.

Сабина ОВЧИННИКОВА, учитель русского языка и литературы школы №1 имени С.Г.Хуснетдинова Ахтубинского района Астраханской области, финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2020

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте