От деревни Дюдьково, где находится Ломовская школа, до райцентра рукой подать. Но родители не спешат отдавать своих детей в городские школы. Потому что такую, как Ломовская, еще поискать надо. Целый день с утра до вечера в сельской школе кипит интересная, насыщенная жизнь. Мало того, со всего района сюда приезжают дети, чтобы окунуться в атмосферу творчества, принять участие в том или ином необычном мероприятии. Но так было не всегда. Директор Екатерина ВИНОКУРОВА, рассказывая о своем детище, не может не говорить о проблемах села.
– Екатерина Алексеевна, как родилась у вас идея переустройства всей жизни сельской школы, с чего все началось? – Идея создания модели школы полного дня исходила от педагогов, неравнодушных к жизни своих воспитанников. На наших глазах менялся уклад сельской жизни. В былые времена к нам за работой и жильем ехали семьи из Казахстана, Узбекистана, Украины… Многонациональный поселок жил дружно, активно развивался животноводческий комплекс. Работы хватало всем. А потом когда-то богатое хозяйство пришло в упадок. Сельчане в поисках работы ринулись в большие города. Не до детей им было, те остались без должного родительского внимания. Правда, сейчас жизнь на селе наладилась, есть где работать. И мы этому рады. А в режиме полного дня школа начала жить с 2004 года. В 2007-м получили мы статус региональной экспериментальной площадки Департамента образования Ярославской области по реализации проекта «Создание модели школы полного дня как фактора формирования гражданской позиции сельского школьника». Живем интересно, в плотном режиме. У нас единое расписание урочной и внеурочной деятельности. Полностью изменен учебно-воспитательный процесс, надо ведь каждому ученику предоставить возможность развивать свои творческие задатки и способности. – И вам это удалось? – Конечно. Дети заняты у нас с 8 утра до 18 часов, к их услугам 30 кружков и секций, 5 клубов по интересам, у них своя «Волжская республика». Во многих ли сельских школах есть, к примеру, филиалы музыкальной? Для наших это привычное дело, прибавьте к этому творческую мастерскую «Вдохновение». У нас целых три творческих коллектива. Это театр-студия «Аленький цветочек» для 1-4-х классов, кукольный театр «Капельки доброты» для 5-8-х классов и литературная гостиная «Глобус» для 9-11-х. Руководят коллективами увлеченные педагоги Елена Васильевна Рыбакова, литератор, и Антонина Ивановна Ефимова, учитель начальных классов. Костюмы, декорации, сценарии – это совместное творчество детей и родителей. Поставлено множество замечательных спектаклей, таких как «Лицейское братство», «Щелкунчик», «Свет рождественской звезды». Режим школы полного дня понравился педагогам, детям, а особенно родителям. Папы и мамы довольны, их чада не только находятся под присмотром взрослых, но и получают все возможности для развития своих способностей. Всего у нас 16 классов-комплектов, из них 5 специальных (коррекционных) классов, 6 групп продленного дня. Учеников 172 человека, педагогический состав стабилен (25 высококвалифицированных педагогов). Надо сказать, что модель школы полного дня постоянно совершенствуется. В настоящее время она стала особым управленческим инструментом для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Все направления нашей работы совпадают с требованиями ФГОС. – Вы часто упоминаете об особой культуре вашей школы. В чем она проявляется? – Да, действительно, у нас сложилась определенная культура школы. Она построена на сохранении традиций и постепенном вводе инновационных процессов. Статус региональной экспериментальной площадки позволил определить место нашей школы в общей системе образования района, систематизированы все образовательные услуги, предоставляемые нашим учреждением. К основным образовательным услугам добавляется работа четырех инновационно активных комплексов. Это физкультурно-спортивный комплекс на основе проекта «Школа – территория здоровья»; художественно-эстетический на основе проекта «Школа – культурно-сервисный центр гражданского образования»; социально-педагогический на основе проекта «Школа становления гражданственности»; научно-исследовательский на основе проекта «Создание информационно-вещательной сети кабельного телевидения для местного сообщества». – Кабельное телевидение в сельской школе! Екатерина Алексеевна, расскажите об этом подробнее. – Начну по порядку. Научно-исследовательский комплекс включает в себя деятельность школьного научного общества, интеллектуального клуба «Самый умный», а также выпуск общешкольной газеты «СОВАШ» и учебное телевидение. Анализируя всю свою деятельность, мы пришли к выводу, что необходимо создать дополнительный информационно-образовательный ресурс – учебное телевидение. В рамках программы развития школы был разработан инновационный проект «Создание информационно-вещательной сети кабельного телевидения для местного сообщества». В школе установлена головная станция кабельного телевидения со спутниковыми антеннами, подключено 15 кабинетов к сети кабельного вещания, в 10 из них установлена теле- и видеоаппаратура. За счет миллионного гранта приобретены учебные программы на электронных носителях по основным предметам учебного плана. Создана медиатека (230 электронных носителей для всех предметов). Учителя активно пользуются ею. Фонд постоянно пополняется за счет создания собственных проектов. Через Интернет к нам поступают и еженедельно распечатываются программы образовательных каналов, учитель определяет возможность их применения как в прямом эфире, так и путем записи на видеодиски с последующим включением на уроках в качестве фрагментов. Особый интерес вызывают образовательные каналы «Знание», «Первый образовательный», «Культура», «Удивительный мир», «Карусель» (однако хотелось бы увидеть на экране телевидения трансляцию обычных уроков и мероприятий, проводимых в школе, так как в стране очень много замечательных учителей). Мы рады, что у нас теперь есть школьная телестудия, которая готовит передачи внутри школы, демонстрирует их на переменах, родительских собраниях, классных часах. Проект получил поддержку у муниципальных органов власти и предприятий поселка. Подключены к сети кабельного телевидения с образовательными каналами 180 семей, в которых есть дети школьного и дошкольного возраста. Благодаря этому расширяются возможности индивидуального обучения одаренных детей, ребят обучающихся на дому, а также временно отсутствующих в школе по причине болезни. Оценивая работу школы, важно отметить особую атмосферу творчества. Она захватывает все большее количество участников образовательного процесса. Очень удачными оказались дни погружения в учебные предметы, когда ребята из разных школ один день обучались на базе Ломовской школы. Они подружились между собой, поработали с психологом, подискутировали о гражданине – Отечества достойном сыне, освоили особенности интерактивной доски на уроке математики. Такой опыт стал востребованным для многих школ района. Известно, что сельские школы малочисленны, круг общения ребят очень ограничен. А тут у юных сельчан появилась возможность раскрыть себя в необычной для них обстановке, что, несомненно, поможет им в дальнейшем освоении сложного мира за порогом школы. Школа сотрудничает с 13 учреждениями дополнительного образования Ярославской области. Заключены договоры о сотрудничестве с областной спортивной школой, станцией юных натуралистов, центром творчества «Радуга», Центром детского и юношеского туризма и экскурсий Ярославля, областной спортивной школой, Ярославской филармонией по программе «Уроки большой музыки», социальным агентством молодежи, центром занятости населения, 13 школами района, а также с другими учебными заведениями Рыбинска, Ярославля и Ярославской области. Радует, что родители и выпускники активно участвуют в создании фильмов о школе, оказывают школе поддержку. Уже несколько лет работает клуб выходного дня для всех возрастов. Комментарий Кирилл САПЕГИН, проректор областного Института развития образования, кандидат искусствоведения: – Ломовская школа – одно из образовательных учреждений Ярославской области, которое последовательно реализует свой потенциал в системе гражданского образования. Здесь все современно: система управления школой полного дня, где главенствует командный подход. Весьма продуктивно работают инновационные научно-методические комплексы. В организации методической работы есть место технологическим картам и силлабусам, самобытному использованию образовательной технологии «Портфолио» и проектной деятельности, применению информационно-коммуникационных технологий, включая проект «Создание информационно-вещательной сети кабельного телевидения для местного сообщества». Особое внимание уделяется разработке и реализации программ по гражданскому образованию, поиску активных методов обучения и воспитанию основам демократии. Воспитать активного, ответственного, критически мыслящего успешного гражданина – эта стратегическая задача была технологически осмыслена коллективом и стала практикой деятельности сельской школы. Надежда ТУМОВА, д. Дюдьково, Рыбинский район, Ярославская область
Комментарии