Сегодня становится еще более очевидным, что наши учителя должны обладать профессиональной ИКТ-квалификацией в своих предметах. Давайте поразмышляем.
Как может учитель физики ставить виртуальный эксперимент, если он не знает особенности ПО или не умеет калибровать электронные датчики?
Как может учитель математики учить строить графики в программе Excel, если он этого не умеет и надеется на учителя информатики? Кто должен научить учащихся первоначальным навыкам работы в среде «Живая математика» или «Живая география» – учитель информатики или учитель-предметник, который знает, зачем это делать?
Как может учитель русского языка или начальной школы учить печатать и требовать написать реферат, если сам не владеет техникой рационального ввода текста с клавиатуры? Кто это сделает – учитель информатики на одном уроке в неделю или учитель русского языка? Или учитель начальных классов, обеспечивающий по 5-10 кратковременных подходов к компьютеру в неделю?
Как может любой учитель просить сделать к уроку или выступлению презентацию, если он не может оценить трудоемкость такой работы?
Ответы, которые дают на все эти вопросы многие учителя, просты: не могу, не уверен – значит пока не буду, чтобы не попасть впросак и избежать лишней ответственности, опять же за это не платят.
Из этого можно сделать два взаимосвязанных вывода. Первый -нам нужно обеспечить повышение квалификации каждого учителя в области применения ИКТ в его предмете. Второй – учитель должен быть готов к учению в течение всей жизни и профессиональной деятельности и что-то будет осваивать параллельно с учащимися, иногда догоняя их.
Но допустим, что эти препятствия в виде приобретения пользовательских навыков или освоения предметного ПО преодолены. Более того, учитель-предметник успешно работает раз в неделю в кабинете информатики с 1-2 классами. Но задумывался ли кто-нибудь, как меняется стиль и содержание урока, если у учителя появляется реальная возможность работать с цифровым оборудованием каждый урок?
Если у учителя в кабинете стоит мобильный класс на 15-30 компьютеров и учитель готов работать с ним со всеми классами, то кто отвечает за их работоспособность?
Кто поможет учителю перезагрузить, обновить ПО во время перемены? Это ведь не один свой, а 15-30!
Как сохранять результаты детских работ перед уроком с другим классом? Возможно, что начиная с 4-го класса ученики будут успевать это делать сами, а в первых трех классах? Значит, нужен постоянно сидящий на уроке лаборант или учитель информатики? А есть ли они в школе?
Как будет оплачиваться проверка компьютерных ученических работ? Ведь трудо- и времяемкость этого несоразмерно больше. Но «овчинка выделки стоит» – именно на таких каждодневных заданиях и накапливается ИКТ – компетентность учащихся.
Как перестроить свой урок так, чтобы зависший компьютер или какой другой сбой у одного ученика не повлиял на ход урока в целом? Кто подойдет и поможет ему?
Как видим, вопросов еще очень много, и, к сожалению, не все ответы зависят только от учителя. Но именно от него зависит реализация стандартов нового поколения. Как помочь ему не опустить руки и сохранить свой энтузиазм?
Для этого и нужна вся инфраструктура «Школы информатизации». Эта инфраструктура включает информационную среду, в которой все легко и органично сохраняется и осуществляется планирование ресурсов, в том числе помещений, где установлены компьютеры, мобильных классов и других средств ИКТ, кадровых ресурсов, включая совместную работу двух учителей, работу тьюторов после уроков. Именно совместная (коллегиальная или по подгруппам) работа двух учителей и позволит перейти от идей к реализации предметной ИКТ-поддержки. Такая форма работы давно уже введена в практику московских школ и показала свою эффективность. К инфраструктуре относятся и сервисы поддержки информатизации, в том числе системное администрирование, техническое обслуживание и ремонт техники. Необходима и нормативная база, в частности, позволяющая не снижать зарплату учителей, которые работают в условиях «Школы информатизации».
Однако и этого недостаточно. Учитель должен сделать еще один шаг – приобрести собственную ИКТ-компетентность, сформировать новую систему целей своего курса, его поурочное планирование, новые виды деятельности учащихся и самого учителя.
Именно на базе этого будет формироваться предметная и общая ИКТ – компетентность ученика, определяемая как способность учащегося решать широкий круг образовательных и повседневных задач, используя современные информационные источники и инструменты.
Ольга КУТУКОВА, методист Центра информационных технологий и учебного оборудования
Комментарии