search
main
0

Готовы ли мы воспринимать вызовы времени?

​Алла ИВАННИКОВА, председатель Центральной окружной организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ:

– Сегодня показатель развития государства и общества – уровень развития социальной сферы. От того, как решаются социальные вопросы, зависят жизнь и настроение людей. Нынче особенно актуален вопрос социальной защищенности учителя. Решать эти проблемы призваны профсоюзы, выступающие связующим звеном между работником и работодателем. Это подчеркнул председатель Правительства РФ Владимир Путин, который призвал нас занимать более активную позицию. Владимир Владимирович подчеркнул, что мы – профсоюз и работодатели – должны работать вместе как партнеры, чтобы улучшить жизнь граждан.Мы живем в интересное, но сложное время, когда законодательство в сфере образования все время меняется. Приняты законы о ЕГЭ, о нормативном финансировании, вступил в действие закон №83, обсуждается законопроект «Об образовании в РФ». Наша профсоюзная организация должна четко знать свое место в системе образования, быть нужной и востребованной, в то же время не подменяя администрацию учебных заведений.Проблемы, с которыми нам приходится сталкиваться, весьма разнообразны. Например, такая – школа не набрала определенного числа детей в первый класс, и один из учителей должен быть сокращен. Но это проблема не одного учителя и не одного директора школы, а всего педагогического коллектива и его профсоюзной организации. Сегодня нужно быть конкурентоспособными во всем. Еще одна проблема – если учитель справляется со всеми возложенными на него обязанностями, если качество обучения его учеников соответствует стандартам, не нужно снижать ему учебную нагрузку. В период тарификации председателям первичных профсоюзных организаций нужно занимать более активную позицию, чтобы эти документы подписывались не в коридоре, а знакомство с ними происходило раньше. Конечно, борьба за справедливость не означает, что учителям, ведущим одни предметы, и учебную нагрузку должны давать одну и ту же. Ведь у одного, скажем, дети хорошо сдают ЕГЭ, побеждают на олимпиадах, получают медали, а у второго всего этого нет. Спрашивается, должен ли профсоюз добиваться, чтобы у них была равная нагрузка? Думаю, нет. От того, как работают учителя, зависит имидж и рейтинг образовательного учреждения, а также его конкурентоспособность. В конечном итоге от этого зависит и финансирование образовательного учреждения.Одна из задач профсоюзной организации – создание благоприятного климата в коллективе. Профсоюз выступает за авторитарно-демократический стиль руководства. Жесткий стиль управления педагоги воспринимают как равнодушие к их нуждам, но можно ли допустить в школе исключительно демократический стиль руководства? Думаю, что нет. Руководитель должен принимать решение и нести за него ответственность, а вот до принятия решения в процессе его обсуждения на собраниях члены коллектива могут высказывать свою точку зрения. Но когда решение принято, его нужно выполнять. Ни Министерство образования и науки РФ, ни Департамент образования, ни окружное управление образования не решат внутришкольные проблемы, только сами учителя могут решить внутри коллектива все возникающие проблемы, и тогда не будет ни писем в вышестоящие инстанции, ни жалоб, ни склок.С 1 января 2011 года вступил в силу 83-ФЗ. Хорош этот закон или плох, что мы получили от этого закона? Как любой закон, этот трудно оценивать однозначно, но нас, конечно, насторожил посыл закона – «оптимизация бюджетных расходов». Но есть тут своя сторона – с принятием закона возрастает ответственность образовательных учреждений за финансовые составляющие. Хорошо работает школа, хорошим менеджером оказался директор, будут оказываться дополнительные платные образовательные услуги, все пойдет нормально. Я думаю, не нужно бояться платных услуг – если они востребованы, хорошо спланированы, организованы, то принесут пользу и образовательному учреждению, и членам трудового коллектива. В этом профсоюз должен поддерживать руководителя образовательного учреждения. Другое дело, чтобы без участия профсоюзной организации распределялись премии и выплаты стимулирующего характера. Профком должен принять активное участие в разработке критериев и показателей, на основании которых можно определить эффективность работы каждого сотрудника ОУ, каждого педагога. Я думаю, что, когда будет введена новая система оплаты труда, исходя их опытов регионов такие критерии должны уже быть готовы. Профсоюзная организация должна быть представлена в управляющем совете школы и активно всем этим заниматься.Вера МИХАЛЕВА, председатель первичной профсоюзной организации школы №50:- Практически все учреждения имеют коллективные договоры. Чем полнее и качественнее он составлен, тем более комфортные условия труда будут у наших сотрудников, тем меньше конфликтов будет возникать не только у работников, но и у работодателя. Методом проб и ошибок в нашей школе мы разработали такой коллективный договор, который устраивает и работников, и администрацию школы. Кроме того, мы считаем, что нужно знакомиться с различными правовыми документами, особенно сейчас, когда в условиях новой системы оплаты труда роль коллективного договора значительно возрастает. Если сейчас такой договор порой имеет формальный характер, то в новых условиях он должен будет содержать вполне конкретные и важные позиции. Это участие первичной профсоюзной организации в аттестации педагогических кадров, в распределении средств из стимулирующего фонда (кто, как не мы, знает, кто в коллективе работает хорошо, а кто остается равнодушным урокодателем). Я думаю, что сейчас, когда мэр своим постановлением разрешил до 70% средств, заработанных платными образовательными услугами, которые оказывает школа, то есть все мы вместе, оставлять на заработную плату, материальное поощрение, оставаться в стороне профсоюзная организация не имеет права. И не только распределять вместе с администрацией внебюджетные средства, но и думать о том, какие платные услуги могут быть наиболее эффективными для улучшения материального положения работников и школы. Виктор Кругляков, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы: – В соответствии с  83-м законом предполагается, что будут  три новых типа бюджетных учреждений: бюджетные, казенные и автономные. Казенные всю свою деятельность (и хозяйственную, и целевую, и прочую) будут вести за счет бюджета, финансироваться на основе бюджетной сметы, а если они будут наделены правом вести приносящую доход деятельность, этот доход будет учитываться в доходах бюджета. Бюджетные учреждения (по новому закону) будут получать субсидии от государства на реализацию государственных заданий и получат возможность не только зарабатывать дополнительные средства, но и распоряжаться ими. Правда, остатки неиспользованных средств в конце года будут изыматься в бюджет, но в следующем финансовом году по решению главного распорядителя кредитов смогут быть использованы на те же цели. Создание автономных учреждений было предусмотрено еще в 2006 году, но этот тип учреждений не получил своего развития. Автономные учреждения также должны финансироваться субсидиями на выполнение государственных заданий, вправе вести приносящую доход деятельность и распоряжаться доходами от нее, но в отличие от бюджетных, которым лицевые счета должны открываться в казначействах, автономные учреждения вправе открыть счета в банках, а также пользоваться кредитами. Если мы возьмем школы, то они как бюджетные учреждения будут получать субсидию от государства на реализацию главной своей задачи – обеспечение доступного, бесплатного и качественного общего образования. То есть государство будет по-прежнему выделять им средства на обучение детей, контролировать, как расходуются эти средства. Но помимо этого школы получат возможность предоставлять дополнительные образовательные услуги, которые могут быть платными. Хочу особо подчеркнуть: дополнительные платные образовательные услуги в соответствии с законом могут предоставляться только за рамками сетки рабочих часов школы. Поясню: образовательный процесс в школе начинается с 8.30 и длится примерно до 14.30, когда все основные уроки заканчиваются. И укладывающиеся в этот временной промежуток уроки, перечисленные в расписании, входят в государственный образовательный стандарт, и они будут бесплатными.Платные же образовательные услуги могут предоставляться школами лишь после окончания всех основных уроков, то есть примерно после трех часов. Допустим, хочет ученик выучить два-три дополнительных иностранных языка – такие занятия могут сделать в школах платными, и начинаться они будут лишь после окончания уроков. Что в этом плохого? Сегодня многие московские школы уже предоставляют платные образовательные услуги. Однако пока по закону все деньги, которые они за них получают, уходят в бюджет региона. Теперь же, по новому закону, эти дополнительно заработанные деньги школы смогут оставлять себе и расходовать по собственному усмотрению. Им уже не придется отчитываться перед бюджетом за расходование этих денег. Налог на прибыль организаций. Налогообложение при оказании платных образовательных услуг регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ с учетом положений статьи 321.1 этого кодекса. Учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств, а также за счет иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов и расходов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте